реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Развитие психики в подростковом возрасте

реферат

говорит, что хотя подросток и является ещё наполовину ребенком, но его

фантазия совершенно другого рода, чем детская. Она постепенно приближается

к сознательной иллюзии взрослых. О различии между детской фантазией и

воображением подростка Шпрангер образно говорит, что фантазия ребенка – это

диалог с вещами, подростка – это монолог с вещами. Подросток осознает свою

фантазию как субъективную деятельность. Ребенок не отличает ещё своей

фантазии от вещей, с которыми он играет.

Наряду с этим руслом фантазии, обслуживающим преимущественно

эмоциональную сферу подростка, его фантазия развивается и по другому руслу

чисто объективного творчества. Там, где в процессе понимания или в процессе

практической деятельности необходимо создание какого-нибудь конкретного

построения, нового образа действительности, творческое воплощение какой-

нибудь идеи, там на первый план выступает фантазия как основная функция. С

помощью фантазии созданы не только художественные произведения, но и все

научные, но и все научные, технические произведения. Фантазия есть одно из

проявлений творческой деятельности человека, и именно в переходном

возрасте, сближаясь с мышлением в понятиях, она получает широкое развитие в

этом объективом аспекте.

Глава III пункт 1

Самосознание: открытие «Я»

Развитие самосознания – центральный психический процесс переходного

возраста. Это связано не столько с умственным развитием подростка

(когнитивные предпосылки для нее созданы раньше), сколько с появлением у

него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми

он себя рассматривает. Главное психологическое приобретение ранней юности –

открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой

реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию.

Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических

состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его

обидел, если радуется, то этому тоже находятся объективные причины. В этом

возрасте внешний, физический мир – только одна из возможностей

субъективного опыта, средоточием которого является он сам.

Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша

заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки.

Открытия эти нередко совершаются внезапно, как наитие. 14-15-летний человек

начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от

каких-то внешних событий, а как состояния собственного Я.

Открытие своего внутреннего мира – радостное и волнующее событие. Но

оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее Я не

совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на

других приходит чувство одиночества. Юношеское Я еще не определено,

расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение

внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет

потребность в общении и одновременно повышается его избирательность,

потребность в уединении.

До подросткового возраста отличия ребенка от других привлекают его

внимание только в исключительных, конфликтных обстоятельствах. Его Я

практически сводится к сумме его идентификаций с разными значимыми людьми.

У подростка и юноши положение меняется. Ориентация одновременно на

нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию

неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться

от прежних детских идентификаций активизирует его рефлексию, а также

чувство одиночества или страха одиночества.

Представление подростка или юноши о себе всегда соотносится с

групповым образом Мы, т. е. образом типичного сверстника своего пола, но

никогда не совпадает с этим Мы полностю. Образы собственного Я оказываются

гораздо тоньше и нежнее группового Мы. Юноши считают себя менее смелыми,

менее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными

понять другого человека, чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую

общительность, но большую искренность, справедливость и верность.

Свойственное многоим старшеклассникам преувеличение собственной

уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления

индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем

больше находит он различий между собой и «усредненным» сверстником.

Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует

пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.

Не менее сложным является осознание своей преемственности,

устойчивости своей личности во времени.

Для ребенка из всех измерений времени самым важным, а то и

единственным, является настоящее, «сейчас». Ребенок слабо ощущает течение

времени. Детская перспектива в прошлое невелика, все значимые переживания

ребенка связаны с его ограниченным личным опытом. Будущее также

представляется ему только в самом общем виде.

У подростка положение меняется. Прежде всего с возрастом заметно

ускоряется субъективная скорость течения времени.

Развитие временных представлений тесно связано как с умственным

развитием, так и с изменением жизненной перспективы ребенка. Восприятие

времени подростком еще остается дискретными и ограничено непосредственным

прошлым и настоящим, а будущее ему кажется почти буквальным продолжением

настоящего. В юности временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая

отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но

социальные перспективы.

Изменение временной перспективы тесно связано с переориентацией

юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом

потребности в достижении конкретных результатов.

Расширение временной перспективы означает также сближение личного и

исторического времени. У ребенка эти две категории почти не связаны друг с

другом. Историческое время воспринимается им как нечто безличное,

объективное; ребенок может знать хронологическую последовательность событий

и длительность эпох, и тем не менее они могут казаться ему одинаково

далекими.

Временная перспектива чрезвычайно важна для понимания возрастной

динамики рефлексивного Я. Вопрос «Кто Я?» подразумевает с юности оценку не

только и не столько наличных черт, сколько перспектив и возможностей: кем я

стану, что случится со мной в будущем, как и зачем мне жить?

Размышления о себе и направлении своей жизни возникают непроизвольно,

по случайным поводам, часто не вовремя. Обостренное чувство необратимости

времени нередко соседствует в юношеском сознании с нежеланием замечать его

течение, ощущением, будто время остановилось. Чувство «остановки времени»,

согласно концепции Э. Эриксона – как бы возврат к детскому состоянию, когда

время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознано.

Подросток может попеременно чувствовать себя то очень юным, даже совсем

маленьким, то, наоборот, чрезвычайно старым, все испытавшим.

Надежда на личное бессмертие или заменяющую его бессмертную славу

может перемежаться с паническим страхом старости и смерти.

Диффузность, расплывчатость представлений о времени сказывается и в

самосознании, в котором страстная жажда нового опыта может перемежаться со

страхом перед жизнью. Они буквально рвутся вон из детства, у других

расставание с ним проходит очень мучительно, вызывая даже желание

умереть.Индивидуально-психологические проблемы тесно переплетаются с

морально-философскими, так что образ юноши-философа недаром фигурирует не

только в хдожественной, но и в научной литературе.

Одна из проблем, с которой сталкивает подростка, - идея необратимости

времени, и другая, которую старательно обходят наивно-суеверные взрослые –

тема смерти.

… Внешность – важная сторона жизни. Старшеклассники, проводящие долгие часы

перед зеркалом или уделяющие непропорционально много внимания нарядам,

делают это в большинстве случаев не из самодовольства, а из чувства

тревоги. Броские наряды, привлекающие к себе внимание, - средство получить

подтверждение, что опасения напрасны, что юноша или девушка «в порядке»,

что он (она) может привлекать и нравиться. Человек, уверенный в себе, в

таком постоянном «подтверждении» не нуждается. С возрастом озабоченность

внешностью обычно уменьшается. Человек привыкает к своей внешности,

принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень

притязаний. На первый план выступают теперь другие свойства Я – умсвенные

способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность

деятельности и отношения с окружающими.

В одних случаях самооценка проверяется путем соизмерения выраженного в ней

уровня притязаний с фактическими результатами деятельности – спортивными

достижениями, школьными отметками, данными тестирования. В других случаях

самооценка сравнивается с оценкой оспытуемого окружающими людьми

(учителями, родителями), выступающими в качестве экспертов.

Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание

иметь положительный образ Я нередко побуждает индивида преувеличивать свои

достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценок с

возрастом, по-видимому, повышается. Самооценки взрослых по большинству

показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские –

чем подростковые, в чем сказываются большой жизненный опыт, умственное

развитие и стабилизация уровня притязаний.

Но тенденция эта не является однозначной. Оценивая свои математические

способности, старшеклассник может равняться на усредненную школьную оценку

или сравнивать себя с товарищами по классу, более слабыми или более

сильными, или с каким-либо великим ученым. Не зная подразумеваемого эталона

и ситуации, в которой производится самооценка, невозможно судить о ее

адекватности или ошибочности.

Кроме того, разные качества имеют для личности неодинаковое значение.

Старшеклассник может, например, считать себя эстетически неразвитым, что

нисколько не ухудшает его общего самочувствия, так как он не придает этому

качеству большого значения. И наоборот, юноша считает себя талантливым

физиком, а его самоуважение тем не менее крайне низко, так как основывается

не на интеллектуальных, а на коммуникативных свойствах.

Чрезвычайно важный компонент самосознания – самоуважение. Это понятие

многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя,

и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и

идеального Я. Высокое самоуважение отнюдь не синоним зазнайства,

высокомерия или несамокритичности. Человек с высоким самоуважением считает

себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои

недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство

неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие

на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности.

Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко

всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других

реагируют на критику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о

них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в

работе или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Вследствие

этого многим из них свойственна застенчивость, склонность к психической

изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не

добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что

она страдает от одиночества. Пониженное самоуважение и коммуникативные

трудности снижают социальную активность. Люди с низким самоуважением

принимают значительно меньшее участие в общественной жизни, реже занимают

выборные должности и т.д. При выборе профессии они избегают связанных с

необходимостью руководить или подчиняться, также предполагающих дух

соревнования. Даже поставив перед собой определенную цель, они не особенно

надеются на успех, считая, что у них нет для этого необходимых данных.

Однако неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда

свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и

идеального Я – вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания

и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. При переходе от

детства к отрочеству и далее самокритичность растет.

Расхождение реального и идеального Я – функция не только возраста, но

и интеллекта. У интеллектуально развитых подростков и юношей расхождение

между реальным и идеальным Я, т.е. между теми свойствами, которые индивид

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.