реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Развитие индивидуальных художественных особенностей у детей через овладение техникой вязания

реферат

личностей сильного и творческого духа. В свою очередь, ортодоксально –

парное воспитание, игнорирующее общественное начало, подавляет

коллективистические устремления ребят, ведёт к укреплению в сознании и

привычках ребёнка эгоистического индивидуализма.

В реальной практике повседневного воспитания коллективное и парно –

индивидуальное взаимодействие детей и взрослых органически и неразрывно

переплетаются между собой. Они взаимодополняют и взаимообогащают друг

друга. В преодолении противоречий между собой комплексное и парное

взаимодействие делают воспитательную среду богаче, ярче, многообразнее,

эмоциональнее, духовно – нравственнее и одновременно мягче, эстетичнее,

светлее, человечнее. Подлинный мастер, педагог – воспитатель, организуя

жизнь детского коллектива, одновременно выходит на обустройство личной

жизни, стабилизацию духа каждого ребёнка с помощью индивидуально

личностного, парного взаимодействия детей. Успех парного взаимодействия не

может быть достигнут за счет усилий только одного воспитателя. Его задача в

том, чтобы войти в контакт с каждым своим воспитанником, но она и в том,

чтобы обеспечить каждого ребёнка возможностью педагогически

целесообразного, многостороннего, удовлетворяющего его, индивидуально –

личностного общения. Необходимо создать систему подвижного, творческого,

взаимообогащающего взаимодействия. Система парного общения помогает

завоевать доверие ребёнка, проникнуть в его внутренний мир, помочь ему в

сложном деле самостановления.

Цель индивидуально – личностного взаимодействия взрослых и детей

расслаивается на деловую и духовно – нравственную. Деловая цель состоит в

том, что воспитатель делится с ребёнком своим жизненным опытом. Он учит

работать с иглой, рисовать, петь, вязать и др. Это своеобразная форма

шефства. Реальный критерий успешности такого взаимодействия – овладение

детьми знаниями, умениями, навыками, отношения доверительности и

товарищества с воспитателем в совместном труде.

Духовно – нравственная цель состоит в том, чтобы на основе взаимной

симпатии наладить человеческий доверительный контакт, желание и стремление

обмениваться в процессе взаимодействия опытом духовной жизни. Рождающиеся в

индивидуально – личностном сотрудничестве товарищеские отношения детей и

взрослых, требуют специальных форм взаимодействия и общения. Среди них –

обсуждение общих и личных проблем, дача советов, дружеские дискуссии и др.

Парное воспитательное взаимодействие детей и взрослых имеет большое

значение в становлении детской индивидуальности. Оно не противоречит

воспитанию в коллективе, а, наоборот, обогащает его. Индивидуально –

личностное взаимодействие обеспечивает индивидуализацию воспитания в

целостном педагогическом процессе».7

Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства.

2.1.История развития народного промысла.

Вязание на спицах – одна из областей традиционного народного

искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается

в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. «До нас

дошли экземпляры вещей, связанных в IV-V веках нашей эры. В одной из

гробниц Древнего Египта был найден детский носок довольно сложного

исполнения: большой палец отделён от остальных для того, чтобы было удобно

протянуть ремешок сандалии. В Перу примерно в тот же период был связан пояс

с великолепным орнаментом колибри. Судя по сохранившимся портретам средних

веков, английские и французские короли предпочитали шитым чулкам вязаные,

которые подчёркивали достоинство форм ног».8

«Вязание на спицах всегда главным образом применялось для

изготовления чулок. Вязаные чулки и носки из овечьей шерсти домашнего

прядения – непременная принадлежность русской крестьянской одежды. Обычно

они бывают одноцветными и художественного значения не имеют. Но в некоторых

районах праздничные вязаные изделия привлекают внимание нарядными

орнаментами. Их изготовляли на Севере и в районах Рязанской, Пензенской,

Тульской и других губерний.

Особенно выделяются русские посёлки по рекам Мезени и Пинеге.

Орнаментальное вязание наиболее распространено у финно-угорских народов, в

том числе у коми, от которых это искусство могло прийти к русским, живущим

по соседству.

Прежде вязали из неокрашенной шерсти натуральных расцветок, сочетая

обычно белую с коричневой или чёрной. С конца XIX века стала применяться

окрашенная шерсть разнообразных типов. Как правило, каждое цветовое решение

в узоре гармонично и в этом проявляется большая народная культура.

Существуют изделия с крупным раппортным орнаментом, фигуры которого

(разные ромбические формы сложного силуэта) нередко делятся цветом на части

– полосы. Крупные рисунки сдержанных и светлых тонов выполняются в

Лешуконском районе, по реке Мезени. Полосатые, многоцветные – в

Карпогорском районе, по реке Пинеге.

Цветочные мотивы характерны для ярких вязаных сапожек, которые

выделывали в конце XIX- начале XX века в Арзамасе близ Нижегородской

губернии.

Помимо чулок в быту популярностью пользовались вязаные джемпера,

жакеты, шали, перчатки и т.д.».9

«Совершенно уникальное, оригинальное развитие получило ручное узорное

вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков. Ими занимаются

с XVIII века женщины в южных и восточных районах Оренбургской области,

вдоль рек Урала, Сакмары и Ори. Суровый климат и специфические особенности

местности обусловили успешное развитие здесь исключительной породы коз,

обладающих лёгким, тёплым, длинноволокнистым пухом, какого нет ни у одной

другой породы. Промысел узорного пуховязания родился в среде уральских

казаков, поселившихся в этих местах в XVII веке. Прежде калмыки и казахи

использовали козий пух – вязали шарфы и телогрейки, но искусства узорного

вязания у них не существовало. Установлено что основателем промысла был

географ и историк П.И. Рычков, который проявил в этом вопросе большую

инициативу. Его жена в течении многих лет приучала местное население к

пуховязанию, собирая казачек у себя в доме в селе Спасском Бугульминского

уезда.

В промысле постоянно изготовляют платки дух видов: пушистые, более

плотные, из серого пуха и тонкие, шелковистые, ажурные – из белого.

«Паутинки» вызывают издавна особый восторг своей лёгкостью и красотой

узлов, высочайшим мастерством исполнения. Такой платок весил всего 70

граммов и был размером 2х2 метра.

Искусство вязания оренбургских платков передаётся из поколения в

поколение, а теперь ему обучают и на уроках труда в ряде средних школ

Оренбургской области. Творчество вязальщиц сочетает большое

профессиональное исполнительское мастерство знание традиционных узоров и

свободную импровизацию. Спрос на оренбургские платки постоянно превышает

возможности производства. Уникальные шали, платки, палантины неизменно с

успехом демонстрируются на художественных выставках». 10

В настоящее время, когда трикотаж во всех его видах, в том числе

ручное вязание, получил самое широкое бытование и в городе, и в деревне,

традиции народного узорного вязания приобретают особенно актуальное и

перспективное значение. В наше время вяжут разнообразные современные

предметы модной женской, мужской и спортивной одежды и дополнений к

костюму: головные уборы, женские сумки, шарфы и др. Вязаные панно, подушки,

скатерти, салфетки, прихватки служат прекрасными деталями, придающими

своеобразие интерьеру квартиры.

Чем можно объяснить все растущую популярность этого не очень скорого,

даже кропотливого дела в наш торопливый век? Наверное тем, что вязание даёт

целительные минуты, часы покоя среди ежедневной суеты, неотложных дел и

вместе с тем приучает к сосредоточенности, тщательности выполнения начатого

дела.

2.2.Инструменты и материалы. Технология выполнения набора петель.

«Для вязания используются: спицы разных номеров – от 1 до 10 [см.

табл. №15]. Их подбирают так, чтобы нить была в 1,5 – 2 раза тоньше. Вещи с

ажурными рисунками вяжут спицами больших размеров, а для изготовления

лёгких изделий, резинок, отделочных планок берут тонкие спицы. Спицы бывают

металлические, пластмассовые, костяные, деревянные. Концы спиц не должны

быть острыми, чтобы не рвали нить и не кололи пальцы, или тупыми – ими

трудно вязать. Для изделий без шва необходимы кольцевые спицы, соединённые

эластичным тросиком. Так же в работе понадобятся большие булавки для

собирания петель; большая швейная игла для сшивания деталей изделия.

Материал может быть различным – шерстяные, хлопчатобумажные, шёлковые,

синтетические и смешанные нитки (табл. № 11,12). Можно соединить две или

несколько гармонирующих по цвету нитей.

Вязание начинается с набора петель. Количество петель, набранных для

детали изделия, зависит от плотности вязания. Опытные вязальщицы знают

несколько видов набора петель, но существуют два более простых и

распространённых способа – набор из 2-х нитей и 1-ой нити (см. табл.

№13,14).

Чтобы научиться вязать следует освоить вывязывание двух петель –

лицевой и изнаночной (см. табл. №16 и №3). Все остальные виды петель в

основном представляют собой варианты этих двух. При различных комбинациях

только лицевых и изнаночных петель можно получить множество рисунков для

вязания шарфов, свитеров, платьев и т.д. (см. табл.№1-10).»11

Работа в технике вязания требует соблюдения правил техники безопасности:

Спицы не должны быть очень длинными, чтобы не мешать работе.

Концы спиц должны быть защищены колпачками.

Спицы не должны быть тупыми или слишком острыми, чтобы не поранить пальцы и

не порвать нить.

Спицы должны храниться парами.

Нитки нельзя разрывать руками и перекусывать.

Ножницы должны лежать на столе сомкнутыми и храниться в чехлах.

Передают ножницы кольцами вперёд.

Иглы должны храниться в игольнице, нельзя вкалывать иглы в одежду и

оставлять без нитки.

Сломанную иглу нужно выбросить.

Не брать иглу в рот.

Перед тем как пользоваться утюгом, нужно прочитать инструкцию, чтобы не

испортить изделие.

Нельзя включать утюг мокрыми руками.

Утюг должен при включении стоять на жаростойкой подставке.

Перед включением нужно проверить исправность шнура и вилки утюга.

Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.

Умение правильно и аккуратно завершить работу – один из секретов успешности

проделанной работы. Прежде, чем скрепить детали, их выпаривают через

влажную ткань. Затем просушивают и, скрепив все детали булавками, сшивают

большой иглой.

Овладение техникой вязания требует не только умения правильно вязать

узор. Для успешного изготовления изделия необходимы специальные

инструменты. (см. табл. №16)

2.3.Обработка пряжи.

«С давних пор широко практикуется окрашивание пряжи для вязания и ткани.

Народный способ окраски растениями известен издавна. Растительными

красителями мягких оттенков пользовались до второй половины XIX века, до

появления ярких, дешевых и простых в приготовлении анилиновых красителей.

Окраска растениями требует определённых навыков, времени, терпения и

внимания, но зато полученные оттенки цветов будут устойчивы и красивы. На

территории нашей страны имеется около 80 видов растений, которые в

различной степени можно использовать в качестве красителей. Красители

получают из корней, стеблей, коры, листьев, цветов и плодов растений.

Получение красителей зависит от возраста растений, от времени сбора. Из

местных растений получают в основном чёрные, жёлтые, зелёные, коричневые и

серые краски. Наши предки умели получать интересные оттенки красок,

добавляя к растениям те или иные вещества.

Листья берёзы и в древние времена были распространённым красителем. В

основном листья берёзы окрашивают в жёлтый и зелёный цвет. Окраска корой

ольхи известна повсюду. Вероятно, это одно из первых растений, которым

красили в древние времена. Красят обычно корой ольхи, реже – листьями,

древесиной, серёжками. Корой ольхи красят шерсть и лён – в основном в

чёрный и коричневый цвета. Окрашивая вереском, можно получить много

оттенков разных цветов – светло-коричневого, чёрно-бурого, зелёного,

жёлтого. Цветки зверобоя обыкновенного используют для окрашивания в красный

цвет. Но в настоящее время промышленность в достаточной степени

обеспечивает производство красителей, поэтому их можно купить. Но обращение

к народному опыту в области окрашивания шерсти даёт возможность получить

своеобразные оттенки, которые не выпускаются промышленностью».12

2.4.Развитие вязального производства в настоящее время.

Вяжут не только спицами. Большой популярностью у рукодельниц

пользуется вязание крючком. Изделия, связанные длинным крючком, практичны в

носке, т.к. полотно не вытягивается и почти не деформируется после стирки.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.