реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Ранний детский аутизм

реферат

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм.

Проблема социально-бытовой адаптации

страдающих аутизмом.

П Л А Н:

Введение

- 1

« Странный ребенок »

1) Основные психологические особенности поведения

и развитие психики аутичного ребенка

- 4

2) Поиски причин и проявления этого заболевания - 8

3) Признаки РДА

- 13

3. Поведенческая терапия и российский подход

в адаптации аутичных детей

Общая организация поведения - 18

Организация стереотипов бытового поведения - 19

Пространственная и временная организация

занятия и распорядка дня аутичного ребенка -

20

4. Практическая отработка методик коррекционного

обучения

Организация бытового поведения у аутичных

детей дошкольного возраста - 21

Формирование бытовых навыков у подростков и

взрослых с тяжелыми последствиями РДА - 25

5. Заключение

- 32

6. Приложение

- 34

7. Список изученной литературы

- 35

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития теории и практики психологии,

нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии

характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных

особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-

практическое значение. Возрастает число и разнообразие детей с отклонениями

в развитии, в том числе с парциальной и комплексной недостаточностью.

Это вызывает

необходимость изучения детей не только до, но и в процессе их

обучения и воспитания, определение микропрограмм коррекционного воздействия

для каждого отдельного случая.

Последнее время стало все больше уделяться внимания проблеме

изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Появилось

достаточно много литературы, в том числе и рекомендательной по вопросам

умственной отсталости, нарушениям обучения и воспитания, отклонениям в

поведении и общении. Но, все-таки, еще многие вопросы остаются не до конца

изучены. Так, я бы хотела остановиться на проблеме раннего детского аутизма

(РДА), при которой нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка

и занимает доминирующее место в формировании его аномального развития в то

время, как при других дефектах психического развития нарушения общения

имеют вторичный характер и значительно уменьшаются или исчезают при

коррекции основного расстройства: умственной отсталости, невротических

расстройств, дефектов речи и слуха и других нарушениях. Коррекция раннего

детского аутизма носит особый, достаточно сложный характер.

РДА входит в структуру шизофренического дефекта психики и

занимает особое место, т.к. отличается от всех аномалий развития наибольшей

сложностью и дисгармоничностью, как клинической картины, так и

психологической структуры нарушений.

Термин аутизм (от греч. autos – сам) ввел в 1912 году

Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления , которое

регулируется эмоциональными потребностями человека и не

зависит от реальной действительности.

Происхождение аутизма может быть различным. В легкой степени он может

встречаться при конституционных особенностях психики ( акцентуация

характера , психопатия) , а так же в условиях хронической психической

травмы (аустическое развитие личности). А может выступать как грубая

аномалия психического развития (ранний детский аутизм).

РДА или синдром Каннера – это аномалия психического развития,

состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от

внешнего мира.

Под названием «синдром РДА» впервые описан Л. Каннером в 1943

году. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 году Г. Аспергером и

в 1947 году С.С. Мнухиным.

В настоящее время наиболее значимыми в клинической картине

синдрома Каннера считаются следующие признаки:

1. Аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка,

формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем

интеллектуального развития;

2. Стремление к постоянству , проявляемое как стереотипные

занятия, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям

в окружающем;

3. Особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи

с уровнем интеллектуального развития ребенка;

4. Раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития (причем

эта патология в большей степени связывается с особым нарушением

психического развития, чем его регрессом;)

Установлено, что детский аутизм встречается примерно в 3-6

случаях на 10 тысяч детей, причем он чаще бывает у мальчиков, чем у девочек

в пропорции 3-4: 1. Несмотря на тяжесть нарушений психического развития, в

1\3-1\4 случаев с возрастом проявляется тенденция к разной степени

спонтанному сглаживанию

патологических черт.

С синдромом раннего детского аутизма связано особое

нарушение психического развития детей, которое ставит в тупик их близких.

Эта проблема очень плохо изучена и очень многие

вопросы в ней остаются открытыми , что затрудняет процессы

обучения , воспитания и коррекции таких детей . Множество

вопросов возникает в семьях, где появляется такой ребенок. Как

с ним обращаться? Как его следует воспитывать? Каким образом,

и в какой школе его следует обучать?

Эти и подобные вопросы встают перед семьями примерно двадцати из каждых 10

тысяч детей. Именно такова частота проявления

детского аутизма и сходных с ним нарушений психического

развития – случаев, требующих единого образовательного подхода в обучении и

воспитании.

Вместе с тем родители, как правило, подчеркивают, что не

считают своих детей умственно отсталыми. Проявляемая в отдельные моменты

сообразительность, понимание ситуации, чувствительность к музыке, стихам,

природе, наконец, часто серьезное, «интеллигентное» выражение лица дают

родителям надежду, что ребенок все может. И вскоре выясняется, что хотя

такой ребенок действительно многое может понять сам, но ни работать, ни

даже играть со взрослыми он не хочет.

Существуют разные точки зрения на происхождение и

клинико-психологическую структуру раннего детского аутизма.

Разрабатываются и разные подходы к лечению и коррекции психических

расстройств, наблюдаемых у этих детей. Так, я бы хотела уделить внимание

особой проблеме, с которой всегда сталкиваются при воспитании аутичного

ребенка, - это формирование у него

бытовых навыков и навыков самообслуживания.

Существует богатый опыт обучения навыкам самообслуживания и

бытового поведения детей, страдающих слепотой, глухотой, ДЦП или

умственной отсталостью. При этом отмечается важность развития

самостоятельности, активности и совместной деятельности, использования

повседневных «режимных» ситуаций для развития речи и обучения бытовым

навыкам, необходимость создания чувства безопасности и уверенности. ( Л.И.

Аникеева 1985г.; А.Р.Маллер 1986г.) Эти принципы и многие приемы обучения

могут быть использованы и в работе с аутичными детьми. Однако в силу

специфики данного нарушения развития необходимы также особые принципы

обучения аутичного ребенка, учитывающие его общие и индивидуальные

особенности. Коррекционная работа направлена, главным образом, на развитие

эмоционального контакта и взаимодействие ребенка со взрослым и со

средой,

аффективное развитие, формирование внутренних адаптивных

механизмов поведения, а это , в свою очередь повышает общую

социальную адаптацию аутичного ребенка, что является самым главным и

очень важным в работе дефектологов, психологов и

других специалистов детских учреждений , сталкивающихся с

такими детьми, а также их родителей.

«СТРАННЫЙ РЕБЕНОК»

I Маленький мальчик стоит у окна. Рукой он держит занавеску,

которую торопливо, шумно передвигает перед собой в зад и вперед. Внезапно

он прекращает это занятие, но в остальном его поведение остается без

каких-либо изменений. Кажется , он не

заметил, что кто-то вошел в комнату. Его окликают по имени, но кажется, он

не слышит. К нему подходит мужчина, но когда он

хочет взять его за руку, мальчик вырывается и убегает.

С внезапным пронзительным криком он кидается на кровать и зарывается в

подушке. Он с силой откидывается вверх, затем бросается в низ и затихает.

Лицо ребенка спрятано, он лежит неподвижно, без малейших признаков жизни.

Через некоторое время мальчик соскакивает с кровати и начинает бегать по

комнате. Затем опять возвращается к окну и стоит там неподвижно. Кажется,

он забыл обо всем; некоторое время он прижимается лицом к стеклу. Затем

начинает бесцельно бродить по комнате. Обнаруживает на подоконнике

фотоаппарат, приносит табуретку, забирается на нее, ловко и осторожно берет

фотоаппарат. С той же ловкостью он что-то устанавливает на нем, передвигает

пленку, смотрит через искатель и поворачивает объектив так, чтобы увидеть

различные предметы, находящиеся в комнате. Можно подумать, что мальчик –

специалист, хорошо разбирающийся в этой сложной вещи.

Он кладет фотоаппарат назад и идет от одного выключателя к другому, включая

и выключая свет. Тем временем, мужчина садиться на стул, поворачивается к

мальчику, но всякий раз, обращаясь к нему, ответа не получает. Но вот он

все же подходит к нему, поворачивается спиной и забирается на колени,

мужчина обнимает его, и он не сопротивляется, а наоборот сам прижимается

еще сильнее. Мужчина просит его снять тапочки, потому что хочет посмотреть

на его ноги. Его просьбу мальчик выполняет на удивление ловко и быстро,

даже поражает, насколько быстро он понял, что от него

хотят. Когда мальчик снял тапочки, он поставил их симметрично и

аккуратно , параллельно друг другу , и поэтому одновременно обеими

ногами он соскальзывает прямо в них.

Затем мальчик возвращается к окну, берет рукой занавеску и

начинает ритмично и быстро двигать ее то в одну, то в другую

сторону перед собой. Кажется, что ничего только что не было, и

ребенок так и стоял все это время у окна , смотрел на улицу и

возился с занавеской.

В рассказах о таких детях, которые ведут себя таким образом,

постоянно отмечается одно и то же обстоятельство: они никогда не смотрят в

глаза другому человеку. Такие дети любым способом избегают общения с

людьми. Кажется, что они не понимают или совсем не слышат, что им говорят.

Как правило, эти дети вообще не говорят, а если такое случается, то чаще

всего для общения с другими людьми такие дети словами не пользуются. В их

манере говорить отмечается еще одна особенность речи: они не употребляют

личных местоимений, аутичный ребенок говорит о себе во втором или в третьем

лице.

Наблюдается еще и такая заметная особенность, как большой

интерес ко всяким механическим предметам и необыкновенная ловкость в

обращении с ними. К обществу же они, напротив, проявляют очевидное

равнодушие, у них отсутствует потребность сопоставлять себя с другими

людьми или со своим собственным «Я».

Все ж чрезмерная антипатия страдающих аутизмом детей к контактам с другими

людьми смягчается радостью, которую они нередко испытывают, когда с ними

обращаются как с совсем еще

маленькими. В этом случае ребенок не будет уклоняться от ласковых

прикосновений до тех пор, пока вы не начнете настаивать,

чтобы он посмотрел на вас или поговорил с вами.

Очень часто у таких детей наблюдается симбиотическая связь с

родителями (чаще матерью).

Дети – аутисты по – сравнению со здоровыми сверстниками

значительно реже жалуются. На конфликтную ситуацию они, как правило,

реагируют криком, агрессивными действиями либо занимают пассивно -

оборонительную позицию. Обращение за

помощью к старшим чрезвычайно редки.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.