реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Радуга изнутри

реферат

ищет готовых помочь, утреннее пау-вау превращается в послеобеденное, а

вечернее в ночное. 2 раза пау-вау вообще не состоялось, так как Илу

проводил семинары по медитации, а без него не нашлось никого, кто сам

пошел готовить. Видимо, происходит оттого, что на стоянках люди готовят

для себя и своего лагеря, а традиция общей еды утрачивается.

О самом процессе приготовления.

Еду готовят в 2 больших котлах, обычно из каких-нибудь круп, а в 2 котлах

поменьше делают чай. Готовят 2-3 человека, а ещё 2-3 человека

обеспечивают кухню дровами для костра. Не наблюдается полового

распределения обязанностей. И готовят и рубят дрова мальчики и девочки.

Феномен голода.

Люди на Радуге вечно голодны, не смотря на то, что у себя на кострах

готовят несколько раз в день и по 2 раза едят все вместе. По Радуге ходят

голодные люди и высматривают, ни готовят ли где еду. В принципе, принято

кормить всех, кто пришел к тебе во время приготовления и раздачи пищи,

даже если это незнакомый человек. Если же просто прийти в гости, то тебе

обязательно предлагают поесть. При отказе очень удивляются.

Пау-вау.

Это когда все собираются вместе на Кругу. Как написано в «Бумажной

«Радуге: «Круг – сердце Радуги». Когда почти готова еда на общей кухне,

люди на кухне кричат: «Пау-вау!». Крик подхватывают близлежащие лагеря,

зов передается по цепочке до самых отдаленных стоянок. Люди стягиваются к

Кругу. В ожидании сбора всех желающих на Кругу загорают, играют музыку

(особенно вечером), развлекаются с детьми, между собой, разговаривают.

Когда как-то приходят к выводу, что все собрались, встают в круг (если

много народу, то в два, а иногда и в 3), берутся за руки и поют ОМ.

Считается, что ОМ сплочает собравшихся, дает им позитивный настрой,

заряжает энергией. Своеобразная коллективная медитация.

Относятся к этой традиции жители Радуги по-разному:

- не поют вместе со всеми, сидят за кругом и смотрят. Они не верят или им

не позволяет их вероисповедание.

- считают это очень важным ритуалом и порой сильно раздражаются, когда

люди за кругом позволяют себе разговаривать.

- поют вместе со всеми потому, что так принято на Радуге, относятся к Ому

достаточно скептически, воспринимая это как некое психологическое

упражнение.

Те же, кто болен, садятся в центр круга поющих. Считается, что так можно

вылечиться. На 3 день нашего пребывания Ра заболела простудой, она

посидела в тот день 2 раза в кругу, а наследующий день выздоровела.

Когда все споют положенные 36 ОМ, поднимают руки вверх и кричат: «Хо!»

И название пау-вау, и клич хо взяты из традиций индейцев. Пау-вау - так

называется сбор племени. Что такое хо, я так и не смогла выяснить.

Затем начинается обсуждение проблем и новостей племени. Каждый, кто хочет

высказаться, подходит к центру Круга, к общему костру. Там же стоит шест

с флагом и лежит Токин стик (см. приложение 1).

Берется эта «Палка-Болталка» в руки, говорится в качестве приветствия

«Хо!» и далее всё то, что есть сказать племени.

Темы делятся на 3 большие группы:

1. Информационные:

- что-то потерял, что-то нашел. «Пиплы! Наш топор ушел погулять.

Верните, плиз!; Мы стоим «На краю света»»;

«У меня пропала кружка, красная пластмассовая с маленьким подсолнухом».

- надо найти попутчика для поездки или вписку в каком-либо городе. «Еду

послезавтра по трассе в Нижний, ищу человека!»

- объявления о различных мероприятиях, которые будут скоро проводиться. «

Сегодня после этого пау-вау на пляже будет проводиться семинар по йоге.

Подходите к доске объявлений, а там подумаем куда пойти».

2. Радужные:

- сообщения о своей любви ко всем, собравшимся на Радуге. «Пипл! Вы такие

замечательные! Я вас так люблю! Люблю! Люблю!»

- личные впечатления от Радуги. «Я приехал сюда отдохнуть от Вавилона.

Давайте постараемся не привносить сюда проблем оттуда. Станем детьми!»

3. Проблемы на Радуге.

Именно эти сообщения вызывают большой отклик собравшихся, сразу

появляется очередь к Токин стику. Обычно это:

- проблемы мусора и туалетов. «Давайте не загаживать лес! Ходите в

предназначенные для этого места!»

- проблемы с добровольцами на общей кухне.

-проблема алкоголя (об этом дальше). Эта проблема поднималась почти на

каждом пау-вау.

После, когда все желающие высказались, начинается раздача еды. 8 человек-

добровольцев разносят по кругу еду и чай. В это же время несколько

музыкантов и доброволец с Волшебной шляпой собирают деньги для покупки

еды на общую кухню. Те, у кого нет денег, просто касаются шляпы, как бы

кладя туда кусочек любви и «позитива».

После еды все расходятся. Однако вечерами были большие концерты, где

собрались многие музыканты.

Откуда берется пища на Радуге:

- распространено собирательство. Собирают грибы, ягоды, но это только для

своих стоянок. Щавель однажды набрали для общей кухни.

- рыбная ловля. Ходят рыбачить с самодельными удочками, тоже для себя.

- в деревне покупают молоко и яйца, тоже для себя. На одной стоянке в

день нашего приезда съели барана, купленного в деревне. На общую кухню

его принести нельзя, так как там готовится только вегетарианская пища.

Я слышала осуждения в адрес съевших барана.

Чернобылька (14 лет, Москва): «Такое недопустимо на Радуге! Бауманцы

(тусовка (см.словарь) учащихся и выпускников Университета им. Баумана)

совершили убийство!».

- покупаются продукты в авто-хавке. Авто-хавка – авто-магазин. К стоянке

постоянно приезжали машины. Местные предприниматели поняли, что на

радужных людях можно неплохо заработать. Они старались привозить то

необходимое, что у них спрашивали: крупы, печенье, хлеб, сигареты,

макароны, тушенку, пиво. Иногда так же были овощи, а один раз нам сделали

праздник – привезли арбузы.

В авто-хавке покупались и продукты для общей кухни.

- привозится с собой. В основном это сахар, соль, специи, кофе, чай и всё

те же крупы. Эта еда может быть съедена в собственном лагере, а может

быть отнесена на общую кухню.

Туалеты.

По правилам Радуги для отправления естественных нужд вырывается яма.

Строятся несколько общественных туалетов, но, когда они заполняются, их

закапывают и роют новые. Несмотря на мои поиски, общественные

туалеты не были мной обнаружены, и никто не мог объяснить, где они

находятся. Как итог: пришлось сделать самим.

А лес же был загажен людьми, не нашедшими и не сделавшими себе

туалетов. За дровами было очень опасно ходить в сумерках, так как не

испачкаться было невозможно.

Одежда.

Единого стиля в одежде я не обнаружила. Все ходили, кто как хочет. Но

общей была тенденция вообще не носить одежды, особенно в очень жаркие

дни. Это не обязательное правило, как у нудистов, просто возможность

достичь большего раскрепощения и единства с природой.

Многие придерживаются точки зрения, что быть без одежды более

естественно для человека. Но были и те, кто и в жаркий день ходили в

одежде, закрывающей ноги и с длинными рукавами.

Вода.

Единственным источником воды была р. Кокшага. О ней говорилось в

листовке, что это одна из самых экологически чистых рек в России.

Воду для приготовления еды, а некоторые и для того, чтобы пить, забирали

из реки.

Купались в реке, но ниже по течению. Купались нагишом. И я не видела

купающихся в плавках людей.

Чистили зубы, стирали и мылись опять таки водой из реки.. Впрочем,

отходили на определенное расстояние, чтобы мыло не попало в воду. И

конечно ниже по течению, чем место забора воды.

Там же мыли посуду. Обычно на стоянках выбирают дежурного, который в этот

день поддерживает чистоту посуды и набирает воду. На общей кухне мыли

котлы и набирали воду добровольцы.

Традиционные (неорганизованные) занятия людей племени.

1. Загорают. В любое время можно зайти на пляж и увидеть там людей,

лежащих на солнце.

2. Конечно же, основное занятие это общение. Оно происходит и во время

какой-либо другой деятельности или выступает как самостоятельная

деятельность. Целью многих приехавших на Радугу является именно

общение.

3. Читают. Для этого даже была организованна библиотека, куда люди

приносили привезенные книги. Некоторые, уезжая, оставляли свои книги

библиотеке. Их мог взять любой и увезти с собой.

4. Собирают лекарственные травы. Многие на Радуге увлечены нетрадиционной

медициной.

5. Играют на различных инструментах. Самые популярные это барабаны.

Играют по одному и вместе, со слушателями и без них.

6. Плетут фенечки и косички.

7. Рисуют друг на друге.

8. Занимаются йогой и медитируют.

9. Ставят на себе эксперименты. Девушка Ася (18 лет, Самара) 3 дня ходила

с завязанными глазами. «Я делала это, чтобы открыть для себя этот мир

с новой стороны, ведь без помощи глаз он воспринимается совсем по-

другому». «О своих открытиях я не хочу говорить, это слишком личное.

Хочешь узнать – сама попробуй!» После того как она сняла повязку, я

видела ещё 2-х девушек и одного юношу с завязанными глазами. При этом

они ещё и общались с людьми лишь при помощи жестов и нарисованных на

песке знаков.

Другая девушка Крошка Ру (16 лет, Питер) 2 дня передвигалась на

четвереньках – ползала как маленький ребенок, не умеющий ходить. Она

вообще отказалась объяснить, зачем она это делает.

10. Строят замки из песка.

Организованные мероприятия.

На Радуге проводят семинары на различные темы, устраивают концерты (не

спонтанные).

Я участвовала в семинарах:

- семинар по сублимации сексуальной энергии. Задумывался Эмилем (18 лет,

Лебедянь) как очередной концерт, но где пели бы все присутствующие. Но это

не удалось из-за поломки гитары, и весь семинар переместился на общую

кухню. Девушки (а их было подавляющее большинство на семинаре) стали резать

щавель для щей, а юноши (их было 2) ходили за дровами и пели.

- 2 раза проходил семинар по холотропному дыханию, но там побывать у меня

не получилось.

- семинар по ведической кухне. Там кришнаиты учили готовить халаву. На

семинаре было всего 5 человек, включая меня. Все девушки.

- семинары по фотоискусству. Они проходили ежедневно после утреннего пау-

вау. Фотографы обменивались опытом. И я узнала, что на Кругу

фотографировать вообще нельзя, а людей можно фотографировать только с их

разрешения. Это мне рассказали на первом семинаре, а на втором многие из

фотографов признались, что постоянно нарушают эти правила «ради искусства».

- семинар по медитации.

- семинар по массажу. Он происходил на пляже. Снежана (31, Пермь)

учила расслабляющему массажу. Она демонстрировала, как надо делать, а потом

каждый пробовал, а она поправляла. На семинаре были в основном молоденькие

девушки (в возрасте от 16 до 20 лет). Семинар всем очень понравился. Потом

я часто замечала этих же девушек, делающих кому-нибудь массаж.

- вечерние концерты в «Даун Тауне» (см. Приложение 3). О них объявлял

организатор Миша на пау-вау, приглашались музыканты и слушатели. У каждого

вечера было свое название, в зависимости от стиля музыки, которую

предполагалось играть и обсуждать. Во время моего наблюдения были вечера:

реггей – 3 раза, шансона, рок-н-ролла, джаза и блюза, Окуджавы, матерной

частушки, панк-репа, барабанов. Собиралось много людей, танцевали, просто

слушали, иногда все вместе с музыкантами пели.

Что мешает единению семьи Радуги?

1. Объединение в группы по месту реального проживания (московские,

питерские, киевляне, нижегородские и т.д.). Они знакомы друг с

другом или имеют общих знакомых. Часто их общение и

ограничивается узким кругом, а все остальные контакты случайны,

редки, вынуждены обстоятельствами.

2. Объединение в группы по месту проживания на Радуге. Такие группы

составляют люди, живущие на одной стоянке. Рядом селятся те, кто

знаком друг с другом. По этому же принципу подбирают соседей

(пример: поведение Ра, описанное в 2.1 стр. 7). Но я наблюдала

другое: проживания в одном лагере: «Акуна Матата» и «Край

Земли». На стоянках жили люди из разных городов, многие были

впервые на Радуге, к моменту моего приезда они прожили вместе в

среднем 3 недели. Во время моего наблюдения они представляли

собой сплоченную группу, и возможно после Радуги продолжат

тесное общение на расстоянии. При мне неоднократно обсуждались

дальнейшие совместные планы.

3. Группы, объединенные по количеству раз посещения Радуги. Это

деление на «олдовых» и «пионеров» (см. словарь). От людей,

бывавших на Радуге уже несколько раз, я слышала недовольство

новыми членами, пополнившими семью Радуги. «В этом году 70%

новой крови, никто из них не знает традиций, поэтому такой

бардак!» (Буратино, 34 года Ставрополь). «Я ещё никогда не

видела таких ничего не понимающих пионеров» (Бахрома, 20 лет

Питер).

У новых членов этой семьи было тоже не очень позитивное настроение

по отношению к олдовым.

- «Поучают по любому поводу! Я приехала на Радугу расслабиться и

отдохнуть так, как я хочу» (Кристина, 15 лет Екатеринбург)

- «Хочу пить и буду! Этот занудный Илу ничего с этим не сделает.

Вот Кайфыч наш человек!» (Ворон, 20 лет Вологда).

Но подобное разделение наблюдалось не повсеместно. Часто олдовые и

пионеры толерантно относились друг к другу, при условии, что первые

не были слишком критичны и видели самого человека, а не только его

статус пионера; а вторые были почтительны к законам Радуги и не

пытались переделать всё под себя.

4. Объединение по отношению к алкоголю на Радуге. Проблема

нарушения многими закона, запрещающего употребление спиртных

напитков на Радуге, разделила племя на 2 лагеря непьющих и

алкоголиков (так называли всех, кто нарушал закон).

При этом противоборство 2-х лагерей шло всё время моего

наблюдения, а началось с самого начала Радуги. Эта тема стала

постоянно обсуждаемой на пау-вау. А тем, кто активно вел борьбу

с алкоголем на Радуге, лагерь алкоголиков объявил войну. Пример:

Илу (на 2 день наблюдения) не дал пройти через брод Кайфу (40

лет, Псков, неформальный лидер лагеря алкоголиков) и его молодым

последователям (молодые люди на вид не старше 18), которые несли

на Радугу алкоголь. Бутылки с самогоном были вылиты в реку.

Ответным ходом в этот же день было сооружение на пляже из песка

могилы, на которой лежали 2 цветка, и стоял крест с надписью

«Здесь покоится Илу». После этого случая разделение на 2 лагеря

стало более очевидным. Непьющие перестали общаться с соседями

алкоголиками даже на бытовом уровне, большинство алкоголиков не

ходили на пау-вау и на концерты в лагеря непьющих, а устраивали

свои альтернативные. Каждое столкновение кого-то из 2-х лагерей

обсуждалось на пау-вау. И всегда непьющие жаловались на

неудобства, которые им причиняют алкоголики, а алкоголики

возмущались отношением к ним непьющего большинства. После

очередного происшествия, когда к девушке на пляже пристал

пьяный человек с сексуальным домогательством, было решено

созвать Совет племени (вижин кансл). Так как туда мог прийти

любой житель Радуги, я решила присутствовать на Совете. Всего

желающих решить проблему набралось 12 человек, ещё было 5

наблюдающих (включая меня). Совет в основном состоял из олдовых,

пионеров представляли 4 человека: Алина, 19 лет, Липецк; Игнат,

25 лет, Москва; Мэри Джо, 16 лет, Москва; Вадим, 18 лет,

Днепропетровск. Все были очень напряжены, много курили, часто

перебивали друг друга. Лишь один человек был спокоен (внешне) –

Вася Без Чайника (24 года, Питер). Он не кричал и не перебивал

собеседников. Долгое обсуждение привело вот к какому решению:

организовать Шанти (миротворцев). В их обязанности входит

наблюдение за соблюдением всех законов Радуги, сообщение

нарушителям о традициях Радуги, предупреждение о последствиях

их несоблюдения. Если человек после разговора с Шанти был

повторно обнаружен пьяным или в процессе употребления, то Шанти

и их помощники помогают нарушителю собрать вещи и переправиться

на противоположенный берег Кокшаги.

Новость о таком решении быстро разнеслась по Радуге и была

трактована так: «Организуется радужная полиция! Кошмар!»

На вечернем пау-вау в этот вечер собрались все. Официальное

сообщение, разъяснение деталей, обсуждение заняли часа 2.

Впервые все забыли о еде. Кончилось тем, что в круг вышел Кайф

попросил за людей из лагеря «алкоголиков» прощение. Извинился

лично перед Илу. Затем они обнялись под всеобщие крики одобрения

и радости. Это было символическое объединение противоборствующих

лагерей. И весь оставшийся вечер семья Радуги была действительно

едина. После еды все долго не расходились, обменивались

впечатлениями. А Кайф (он профессиональный музыкант) впервые

играл на Кругу.

Разрешилась ли проблема после примирения, я не знаю. На

следующее утро я уехала с Даней и Ра обратно в Москву.

3. Заключение.

Всего на Радуге в момент наблюдения было около 250 человек. Возраст

колебался с 1 годика (дети хиппи) до 50 лет. Самая многочисленная

возрастная группа с 14 до 27 лет. Приехали из разных городов России,

Украины и Белоруссии. Так же было 6 граждан Польши.

Рассмотрение феноменов обыденного бытия (еды, гигиены и т.д.) некоей

субкультуры, пло моему, четче высветить проблемы существования

альтернативных технократическим групп молодежи.

Очевидны проблемы и «культурные» неудачи, свойственные философии

«возврата к природе». Декларируемый отказ от благ цивилизации приводит

к конфликтным ситуациям. Многие неудачи, как мне кажется, порождены

отказом от иерархических структур.

Отсутствие руководителя (вождя, который всегда есть у, так уважаемых

на Радуге, индейцев) негативно отражается на жизни «радужного»

племени. А все попытки отдельных людей выполнять функции вождя

воспринимаются негативно, даже если они решают насущные проблемы.

Примером послужит Илу, отношение к нему «пипла» на Радуге, выраженное

во фразе: «Он слишком много на себя берет и много командует».

Существующий же орган управления созывается очень редко, чаще всего в

самых критических ситуациях, а каждодневные проблемы ждут

добровольцев.

Очень часто я наблюдала синдром «патологии идентичности» (по Э.

Эриксону). Регрессия к инфантильному уровню, желание как можно дольше

отсрочить обретение взрослого статуса, враждебность и презрение ко

всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских (на

некоторых фотографиях сложно понять кто это, мужчина или женщина).

Так же, очевидно, я наблюдала смену поколений на Радуге, и новое

поколение может стать причиной распада субкультурной мифологии. Так

как с ним изменился социальный статус радужных людей, который они

имеют в обществе (Вавилоне - по их мифологии).

Если до этого преобладали представители интеллигенции, не обладающие

даже достаточным количеством денег, что способствовало бережному

отношению к традициям общей кухни, а собственные костры были местом

скорее общения, чем приготовления еды, в дальнейшем это приводило к

большей сплоченности. Теперь социальный статус нового поколения из-за

резкого расслоения всего общества разношерстен, но можно предположить,

что многие весьма обеспечены

Были внесены такие элементы цивилизации, как мобильные телефоны,

диктофоны. Нарушители традиции непития алкогольных напитков тоже в

основном представляли новое поколение.

Весьма вероятно, при сохранении подобной динамики Радуга перестанет

существовать как отдельная субкультура и превратится в туристический

слет, станет частью другой субкультуры.

Некоторые важные моменты были упущены из-за недостатка времени. Это

пробное наблюдение лишь наметило пути, по которым в дальнейшем я

надеюсь подходить к изучению явления.

Племя Радуги могло бы стать предметом междисциплинарного исследования

и достойно интереса социальных психологов, занимающихся маргинальной

антропологией.

Для моей же специальности - психология образования - я думаю, будут

интересны дети, которых родители возят с собой на Радугу, то

воспитание, которое им дается и его последствия. Хотелось бы изучить

подростков и подтвердить или опровергнуть сделанные мной

предположения.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.