реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения - (диплом)

реферат
p>Дети во дворе поссорились. Один из них расплакался и обратился за помощью к матери: "Он побил меня", - указал мальчик на своего товарища. Мать обязана найти такие пути разрядки сложившейся обстановки, которые положительно воздействуют на воспитание ее собственного сына, в то же время это будет способствовать воспитанию других детей.

Эти образцы ситуаций, безусловно, не исчерпывают их многообразия. Кроме того, здесь на первый план выдвинуты стороны описываемых явлений, необходимые для характеристики педагогических ситуаций.

Почему эти ситуации являются педагогическими, и какие признаки характеризуют их?

В первую очередьотметим, что ситуация будет педагогической только в том случае, когда воспитатель, на которого возложена обязанность найти решение, выход из сложившегося положения, будет правильно воспитывать ребенка, действуя с целью оказания на него положительного воздействия.

Таким образом, конкретная обстановка, сложившаяся в сфере взаимоотношений родителя и ребенка, требующая завершения и преодоления, может быть названа педагогической ситуацией только в том случае, когда воспитатель подходит к ее решению, поставив перед собой определенные воспитательные задачи. Ситуация, которой не сопутствует подобный замысел, не считается педагогической, а дальнейшее развитие явления иногда может приобретать антипедагогический характер.

Вторым существенным признаком педагогической ситуации считаются трудности, возникшие во взаимоотношениях воспитателя и воспитанника. Вопрос следует рассматривать следующим образом: в ходе воспитательного процесса родитель замечает, чувствует, видит, что в определенных условиях ребенок выходит из сферы его влияния. Это может проявляться в различных формах: в явных конфликтах, в скрытности ребенка, его непокорности, во лжи и т. д. Таким образом, возникшие препятствия могут резко приостанавливать обычный ход воспитательного процесса, могут оказывать свое воздействие скрытно. В таком случае для того, чтобы заметить появление подобных препятствий, необходимы интуиция, внимательность, знания и опыт родителей. С субъективной точки зрения, препятствия могут исходить от ребенка, который вдруг, "неожиданно" оказывает противодействие влиянию родителей в ходе педагогического процесса, не подчиняется его требованиям. Они могут исходить и от родителя, который сам ощутил, заметил сбой в работе с ребенком и поэтому посчитал целесообразным принять целесообразные педагогические меры. Мы коснулись субъективной стороны педагогической ситуации потому, что зачастую причиной осложнения ситуации считают внешние признаки ее возникновения. В действительности же на педагогическую ситуацию воздействует множество факторов и поэтому ее следует рассматривать с различных точек зрения. Здесь нужно предполагать такие факторы, как, например, ошибка, невольно допущенная родителем во взаимоотношениях с ребенком. Скажем, родитель, по каким-то причинам выведенный из равновесия прибегает к мере, которую ребенок воспринимает как личное оскорбление. Поэтому он агрессивно настраивается, грубо отвечает. Так возникает ситуация, которая, казалось бы, исходит от ребенка. Можно представить и такую ситуацию: в данный конкретный момент ребенок охвачен каким-то переживанием, о котором родитель ничего не знает. Поэтому он продолжает общение с ребенком по ранее выработанным стереотипам и наталкивается на сопротивление.

Таким образом, складывается впечатление, что ситуация возникает по вине родителя. Однако истинную причину возникновения педагогической ситуации следует искать глубже; обычно она назревает и развивается постепенно и в определенный момент проявляется как препятствие, мешающее нормальному течению педагогического процесса.

Третий существенный признак педагогической ситуации- необходимость применения особых, специальных, соответствующих этой ситуации воспитательных мер. Сложившаяся обстановка, какой бы она ни была, указывает на то, что воспитательные меры, используемые в ходе педагогического процесса, недостаточно эффективны, неадекватны ситуации.

Педагогическая ситуация или сложившаяся педагогическая обстановка требует решения, выхода, а это уже особое положение, для преодоления которого необходимо использовать соответствующие методические пути. Иначе говоря, педагогическая ситуация схожа с нетипичной задачей, для решения которой требуется творчески переосмыслить уже выработанные ранее стереотипы. Преодоление каждой из вышеописанных педагогических ситуаций связано с основательным анализом сложившейся обстановки. Однако в таких ситуациях требуется специфическое педагогическое воздействие, причем не краткое, а длительное, последовательное, целенаправленное. Однако собственно разработка специфического педагогического воздействия должна увязываться с глубоким изучением явления.

Педагогическая ситуация не относится к такому ряду явлений, решение которых можно отложить на какое-то время, пока не будет выработана педагогическая система ее преодоления. Точнее, не всегда есть возможность "заморозить" и впоследствии не дать ситуации осложниться до тех пор, пока не будут найдены ее решения. Чаще всего преодоление педагогической ситуации происходит без промедления, поэтому родитель не застрахован от ошибок, тем более, что на процесс выбора средств воздействия оказывают влияние и эмоционально-экспрессивные факторы. Хотя бывает, обстоятельства складываются таким образом, что для их преодоления требуется длительное время, а это позволяет родителю тщательно изучить сложившуюся ситуацию, причины возникновения ситуации и в соответствии с этим постепенно дополнять меры воздействия. Таким образом, педагогическая ситуация потому является ситуацией, что обыкновенные меры и средства, используемые в педагогическом процессе, утратили функции адекватности, точной целенаправленности, а это поставило родителя перед необходимостью поиска специфических мер для преодоления создавшейся обстановки.

    Когда педагогическая ситуация может быть сложной?

Педагогическая ситуация, когда ребенок обращается к родителям с жалобой на друга: "Он меня побил", не может быть определена ни как сложная, ни как простая. В зависимости от того, каким педагогическим тактом, знаниями и опытом обладает мать и как она будет действовать, ситуация либо легко будет преодолена, либо еще более осложнится и превратится в источник возникновения в дальнейшем других сложных ситуаций. При определении понятия "СЛОЖНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ" придается существенное значение собственно педагогической подготовке воспитателя, его педагогическому чутью, личным качествам и т. д.

Для сложной педагогической ситуации характерна и другая особенность, заключающаяся в том, что иногда в педагогическом арсенале не находится соответствующий вариант воспитательной системы для преодоления данного конкретного случая. Поэтому родителю необходимо проявлять творческий подход к сложившейся педагогической обстановке. Сложная педагогическая ситуация еще больше осложняется, а возможность нахождения оптимального, в некоторых случаях единственного решения проблемы еще больше затрудняется из-за множественности факторов, способствовавших возникновению данной обстановки, а также индивидуальных психологических особенностей ребенка и родителя. Здесь еще нужно указать на то обстоятельство, что педагогическая ситуация может осложниться еще и потому, что она вступила в новую фазу своего развития и ее своевременной коррекции не произошло.

В данном параграфе дипломной работы дано понятие “сложная педагогическая ситуация” и “педагогическая ситуация”, когда и при каких обстоятельствах последняя становится “сложной”. Рассмотрено понятие “трудный ребенок” и выделено три основные понятия трудновоспитуемости. Рассмотрены исследования авторов, которые изучают семейные проблемы, таких, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. С. Алексеева, И. А. Андреев Н. И. Болдырев и др. Эти авторы с различных точек зрения изучали различные стороны семейного воспитания. Одни из них пишут об ответственности родителей, о роли семьи в воспитании, о воспитательном значении личного примера, о роли авторитета родителей; другие–такте родителей, о взаимоотношениях между членами семьи, о возрастных особенностях, о методах воспитания, о типичных ошибках родителей. Выделили некоторых из вышеперечисленных авторов, которые рассматривают в своих трудах сложные педагогические ситуации: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, М. М. Поташника и Б. З. Вульфова, Ю. П. Азарова, В. А. Кан-Калика.

В следующем разделе нашей дипломной работы речь пойдет о внутрисемейных отношениях, которые являются ведущим фактором возникновения и развития сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.

Внутрисемейные отношения как ведущий фактор возникновения и развития сложной педагогической ситуации в процессе семейного воспитания.

В данном разделе мы обратимся к рассмотрению ведущего фактора возникновения и развития сложной педагогической ситуации в семье–внутрисемейным отношениям. Семья, как определенная общность, выступает как конкретная система связи и взаимоотношения между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных и многоплановых потребностей. Говоря о внутрисемейных отношениях, мы, прежде всего, имеем в виду отношения между супругами, между родителями и детьми. Внутрисемейные отношения одновременно являются и компонентом более широкой категории–семейных отношений в целом, включающих в себя также отношения между семьей и обществом.

Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, а, следовательно, ее воспитательных возможностей.

В чем же заключается воспитательная значимость внутрисемейных отношений? Прежде всего, это то, что данные отношения являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми впервые сталкивается ребенок с момента рождения. Именно семья создает возможность посвящения в систему данных отношений.

Далее, и это самое важное, внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений (один из социально-психологических механизмов становления и развития личности), осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Таким образом, все факторы, способствующие общению ребенка с взрослыми, как и контакт с одним лицом, являются сильнейшими стимуляторами его психического и нравственного развития. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослым создает семья как посредством его постоянного общения с родителями, так и посредством тех связей, которые она устанавливает с окружающими.

Психологи особо отмечают, что специфической характеристикой внутрисемейных отношений, которая в то же время играет роль уникальной воспитательной ценности, являются: близость и неповторимые узы родных людей, глубоко личный контакт родителя и ребенка, привязанность и взаимопонимание. Именно они обуславливают эффективность и его воспитательную силу. С одной стороны, это находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения ребенком (в процессе подражания и сопереживания) нравственных позиций родителей, проявляющихся в их привычках, обычаях, суждениях и оценках, в их отношении к другим людям, общественным событиям, поступкам окружающих и т. д. С другой стороны, это проявляется в особой чувствительности и предрасположенности ребенка к внушению со стороны родителей, их сознательным установкам, касающихся его поведения.

Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, следует особо выделить родительскую любовь. Не без основания ее считают основой воспитания. “Человеческая любовь, - писал В. А. Сухомлинский, - могущественная сила воспитания. Тот, кто умножает жизнью своей это бесценное богатство человеческого духа, - тот, воспитывая самого себя, воспитывает своих детей”. (47, 1988г. )

Таким образом, семья обладает целой палитрой свойственных ей стимуляторов психосоциального развития ребенка, важнейшее из которых–интенсивность и богатство общения со взрослыми, интимные и стойкие эмоциональные контакты с постоянными лицами (мать, отец, другие члены семьи), родительская и, прежде всего, материнская любовь, внимание и забота. Нравственно-эмоциональная сторона внутрисемейных отношений –уникальный воспитательный фактор, не имеющий своего равнозначного эквивалента. Разумеется, каждая семья имеет свой, только ей присущий уровень нравственно-эмоциональной выразительности внутрисемейных отношений, который зависит от индивидуальных свойств и особенностей членов семейной группы, их нравственной и духовной культуры. Поэтому воздействие семьи на ребенка специфично по своему своеобразию в каждом отдельном случае. В счастливой дружной семье гармоничные внутрисемейные отношения являются обязательным и сильнейшим специфическим воспитательным фактором. Но если эмоциональные и духовные внутрисемейные отношения нарушаются, то семья не только теряет свои воспитательные возможности, но и часто становится средой, которая искажает и сдерживает положительное влияние общества на становление личности ребенка.

В данном параграфе мы рассмотрели ведущий фактор возникновения и развития сложной педагогической ситуации в семье–внутрисемейные отношения. Рассмотрели, в чем заключается воспитательная значимость внутрисемейных отношений. Специфической характеристикой внутрисемейных отношений являются: близость и неповторимые узы родных людей, глубоко личный контакт родителя и ребенка, привязанность и взаимоотношения. Особо выделили родительскую любовь как основу воспитания.

О том, как происходит воспитание ребенка в семье, о влиянии на формирование личности различных трудностей, возникающих в процессе воспитания, и пойдет разговор в следующем параграфе теоретической части дипломной работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.