реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психосемиотика в трудовой деятельности

реферат

Психосемиотика в трудовой деятельности

ПСИ Филиал Международного Славянского

Института

юридический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету:

«юридическая психология»

тема: ПСИХОСЕМИОТИКА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПОЛНИЛ: Тетко Е.В.

гр.7225

БИШКЕК 2000 г.

ПСИХОСЕМИОТИКА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научно-технический прогресс усиливает роль человеческого фактора. Это

выражается в интенсификации психической деятельности человека, находящегося

в производственной сфере, в многократном увеличении объектов (предметов)

деятельности, активизации процессов приема и переработки информации,

повышении ответственности за принятое решение и его последствия и т. п., в

опосредовании человеческой деятельности специальными техническими

устройствами. Перечисленные особенности производственной деятельности

делают необходимым широкое использование знаков в процессе этой

деятельности. Этот параграф посвящен психологическому анализу

закономерностей применения знаковых систем в процессе трудовой

деятельности. Вначале сделаем общий анализ психосемиотики в трудовой

деятельности, а затем перейдем к анализу использования знаковых систем на

примере конкретного вида сложной интеллектуальной практической

деятельности.

Особенностью психологического анализа деятельности должно быть раскрытие

внутренних отношений, возникающих в ходе ее развития и представляющих собой

сложную и разветвленную систему «искусственных органов» человека, с помощью

которых он производит необходимые преобразования предметов деятельности. В

структуре средств деятельности выделяются внешние и внутренние; важнейшим

компонентом внешних средств деятельности являются символические средства

труда, т. е. знаковая информация, содержащаяся в деятельности человека;

к внутренним средствам относятся концептуальные модели, программы, схемы

поведения, соответствующие умения и навыки.

Сохраняя в памяти и воспроизводя информацию, допрашиваемый, как и любой

человек, стремится перейти на собственный язык. Словарный запас человека

составляет в целом 15-16 тыс. слов, в то время как словарь русского языка—

100 тыс. Поэтому, переводя запоминание на собственный язык, человек почти в

пять раз уменьшает объем воспринятого материала, за счет чего облегчает

себе запоминание'.

Применительно к практике допроса можно выделить несколько степеней

владения словом.

К высшему уровню владения словом относится активный словарный запас, т.

е. слова, которые следователь, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый может

свободно воспроизводить. Они, в свою очередь, разделяются на слова, легко и

свободно используемые в беглой устной речи, и на слова, которые характерны

главным образом для письменной речи, когда допрашиваемый собственноручно

излагает показания в протоколе допроса. Иногда свидетель, потерпевший,

подозреваемый, обвиняемый могут припоминать слова с помощью следователя

(специальная терминология, слова из другого языка, жаргона и др.). И

наконец, самый низкий уровень — это слова услышанные, но ранее незнакомые

допрашиваемому. Они также могут быть воспроизведены, если будет правильно

поставлен вопрос.

В словесной характеристике некоторых явлений, предметов есть свои

трудности. «Многое из области психологических переживаний вообще с трудом

вербализуется, т. е. переводится в речевые формы... часто даже простые и

обыденные процессы оказываются совершенно недоступными для речевого

оформления (например, попытка выразить в словах процесс завязывания узла и

т. п.). Именно в силу этого облечение воспоминаний в словесные формы часто

извращает эти воспоминания и толкает на ложное понимание отчета»'.

Правильная словесная характеристика той или другой особенности предмета

или явления нередко зависит от наличия специальных знаний и соответствующей

терминологии. Так, иногда сложно выразить оттенки цвета, точно

охарактеризовать форму предметов, силу запаха и т. п.

Из всего изложенного следует ряд рекомендаций, существенных для получения

правильных показаний: 1) если допрашиваемый употребляет такие общие

оценочные прилагательные, как «белый, черный», «большой», следователю

необходимо добиться их уточнения; 2) если же допрашиваемый пользуется

понятиями, обозначающими расстояние, время, силу запаха, то следует

выяснить, что он в них вкладывает.

Более сложным является правильное описание допрашиваемым внешности

человека, особенно черт его лица. Эксперименты А. А. Бодалева показали, что

в подавляющем большинстве мнения людей, когда они характеризуют цвет глаз,

волос человека, форму его лица, величину лба, рта и т. д., не совпадают.

Оптимизация деятельности человека возможна через совершенствование

внешних и внутренних средств деятельности, через четкую организацию

процесса информационной подготовки к принятию решения, через рационализацию

психологической подготовки и обучения человека работе. Это, в свою очередь,

связано с необходимостью совершенствования информационной основы

деятельности человека.

Под информационной основой деятельности (ИОД) понимается точность,

полнота и своевременность отражения человеком предметных и субъективных

условий деятельности. ИОД выделяется на уровне информационного анализа

деятельности, когда устанавливаются способы получения и организации

информации, необходимой для деятельности. При необходимости в ИОД наряду с

внешними могут включаться и внутренние условия, детерминированные

индивидуальными особенностями человека. Для формирования ИОД большое

значение имеет рациональное использование знаковой информации.

Закономерности и особенности функционирования знаковой информации в

деятельности человека должны изучаться с позиций психологической семиотики.

Значение психосемиотического подхода заключается в следующем: во-первых,

он является основой для анализа природы и структуры знаковой информации; во-

вторых, позволяет раскрыть глубинные взаимосвязи между объективной (система

знаковой информации) и субъективной (переработка знаковой информации)

системами; в-третьих, дает конструктивный метод для разработки требований к

организации ИОД и процессу обучения человека соответствующей деятельности,

в которой используется знаковая информация. В результате теоретического и

экспериментального исследования нами выделены основные принципы

психосемиотического подхода к анализу деятельности:

• развитие знаковой функции, т. е. способности человека оперировать

одними предметами как знаками других предметов в процессе познания

и общения, что является необходимой предпосылкой для использования

знаков в деятельности человека;

• психологическая сущность знаков и функционально-информационное

отношение между знаками и предметом, включающее особенности структуры

знаков, а также правил перехода от обозначаемого предмета к знаку и

обратно;

• выделение знаковых ситуаций и отношений в деятельности;

• определение основных функций, выраженных в деятельности человека;

• системный анализ знаковой информации и процессов ее приема и

переработки.

Структура системы знаковой информации зависит от состава и сложности

сообщений, которые должны быть в ней закодированы. Иерархия в этой системе

выглядит следующим образом: знак (3) как заместитель определенного предмета

или явления, знаковая система (ЗС) как заместитель определенной

совокупности предметов и носитель информации о системе обозначаемых

предметов, знаковая модель (ЗМ) как совокупность нескольких знаковых

систем, используемых для кодирования сложных сообщений.

Информационный подход помогает нам выделить в предметах их информационную

сущность, которая может быть замещена знаком. Между знаком и обозначаемым

им предметом есть функционально-информационое отношение, в силу которого

знак способен выступить для интерпретатора в качестве средства восприятия,

передачи, преобразования и хранения информации.

Для анализа деятельности человека и формирования ИОД необходимым моментом

является выделение знаковых ситуаций и основных функций знаков в

деятельности. Знак включается в деятельность человека только через знаковую

ситуацию, которая всегда имеет определенное смысловое и предметное

значение. В знаковой ситуации в схематическом виде выражается специфическая

форма диалектики познания: от объективной деятельности (предмет как

источник отражения) к ее чувственному и логическому отражению (мысленный

образ предмета — знак как носитель значения) и от него через практику вновь

к действительности (к обозначаемому предмету). Именно в знаковой ситуации

преобразуется специфическое знаковое свойство — значение, которое выступает

в виде некоторого знания о правилах оперирования знаками, о способах

перехода от знака к предмету, об обозначенных предметах и их свойствах. В

знаковой ситуации находят отражение знаковые отношения, которые возникают в

деятельности человека. Эти знаковые отношения реализуются через основные

функции, которые знаки и ЗС выполняют в деятельности человека.

Знаки являются основными элементами и средствами мыслительной

деятельности. С их помощью осуществляются операции абстрагирования,

обобщения и опосредования свойств и отношений предметов и явлений. Многие

задачи, как наглядно-образные, так и абстрактно-логические, человек решает

при помощи наглядных знаковых систем, которые обеспечивают связь

символических процессов с сенсорными. Сигналы от внешних предметов или

знаковых образований являются не только источником обобщения объективного

опыта, но и источником бесконечно многообразных «подсказок», намеков в

поисках других нужных идей или операций решения той или иной задачи.

Способность к символизации (знаковая функция) является одной из важнейших

черт человеческой познавательной деятельности. Знак является средством и

орудием познания объективной деятельности, но вместе с тем необходимо

понять характер опосредованной связи знака и обозначаемого предмета в

отражательной деятельности человеческого мозга. Суть этой связи состоит в

том, что знаки являются носителями и средствами фиксации мысленных образов

обозначаемых предметов. Знаки являются особым средством отвлеченной и

обобщенной отражательной деятельности, осуществляемой в условиях

коммуникации.

В последнее время в инженерной психологии высказывается мнение о том, что

знак имеет не только информационную функцию, определяемую как его связь с

обозначаемым объектом, но и структурирующую, преобразующую функцию, которая

связана с воздействием знака на субъект. Структурирующая функция знаков

способствует организации систем психических процессов в процессах приема и

переработки информации. Тем самым знаки играют двоякую роль в деятельности

человека: с одной стороны, они участвуют в управлении преобразованиями

объекта, с другой стороны, организуют психическую, мыслительную

деятельность субъекта. Это обусловлено еще и тем, что знак всегда

функционирует не изолированно, а лишь как элемент определенной знаковой

системы.

На основе обобщения литературных данных и наших исследований можно

определить шесть функций знаков и знаковых систем в деятельности человека:

сигнальную — как побуждение к деятельности: знак выступает в роли сигнала;

• наглядно-образную — как опору для внешней и внутренней наглядности при

решении оперативных задач в деятельности (знаки-признаки, знаки-

символы, иконические знаки);

• информирующую — о состоянии и характеристиках обозначаемых предметов и

явлений (кодовые знаки);

• интегративную — объединение и уплотнение информации в знаке или ЗС за

счет обобщения в числовом значении и многомерности используемых

знаковых систем (сложенные знаки);

• структурирующую — организующую и настраивающую систему приема и

переработки знаковой информации;

• коммуникативную — как средство организации данного общения.

По особенностям функционирования знаков в деятельности человека можно

выделить для психологического анализа три типа деятельности:

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.