реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психология застенчивости

реферат

зрения, они становятся застенчивыми, так как они не популярны, а не

наоборот.

Интересно, но дети абсолютно нечувствительны к проявлениям

застенчивости у своих родителей, поскольку для них застенчивость – это

нежелательная черта, которая не может присутствовать у их родителей. Из

родителей с большой точностью распознают застенчивость у своих детей

застенчивые матери. Застенчивые отцы точны в распознавании стеснительности,

но они не так точны в определении своих не застенчивых отпрысков. А не

застенчивые отцы совсем не чувствуют этой черты у своих детей.

Застенчивость родителей жестко коррелирует с застенчивостью детей.

Примерно 70 % родителей награждают своих детей застенчивостью. Однако у

застенчивых родителей в семье в основном только один ребенок бывает

застенчив, как правило, первенец, а остальные не являются застенчивыми.

Причиной являются высокие требования родителей, а так же неосознанное

распределение ролей в семье (говорун – пассивный слушатель).

Сем детям необходимо чувство веры. Школа и дом должны защищать от

страха, а не быть источником сомнений в собственных силах. Однако школа

усугубляет проблему застенчивости. Школа – хорошее убежище для застенчивых

детей, если в ней плохие учителя. Как правило, плохой учитель не чувствует

застенчивости своих учеников. Те учителя, которые сами страдали

застенчивостью, передавали ее своим застенчивым ученикам, так что они лучше

чувствовали их присутствие.

У людей с детских лет привыкших к коллективу, любящих работу в

коллективе, застенчивости либо совсем нет, либо она слабо выражена.

Застенчивость могут активизировать презрение, насмешка со стороны других

или себя самого, а так же вызываться критикой, но может возникнуть и в

ответ на похвалу. Так как в этой ситуации присутствует, по крайней мере,

одно условие активации застенчивости – возрастание внимания к себе. Чаще

всего застенчивость вызывается чрезмерной скромностью человека, недооценкой

своих возможностей, но это не всегда так. Иногда застенчивость – следствие

переоценки своей роли в коллективе, но только тщательно скрываемой

переоценки. Человеку кажется, что все внимание людей, с которыми он

общается, привлечено только к нему, что те ошибки и недочеты, которые

другому простили бы, ему «никто никогда не простит». Иными словами,

застенчивость в этом случае вызывается чувством своей исключительности.

Нередко видишь, как четырех - пятилетние дети, разговаривая со взрослыми,

особенно чужими, начинают ломаться, кривляться. Это опасный признак. Если

вовремя не остановить ребенка, не научить его ровному, спокойному обращению

с окружающими, в нем будет развиваться застенчивость. С детства нужно

искоренять у детей даже намек на чувство своей исключительности. (10)

Итак, застенчивость – это явление социально обусловленное. Она

появляется при взаимодействии людей в обществе; это одно из проявлений

взаимоотношений. Природа застенчивости также разнообразна, как и ее

определение. Главный источник застенчивости – страх перед людьми. А именно

в первую очередь незнакомцы (особенно противоположного пола) и начальство.

Застенчивость также могут вызвать и родственники, и даже родители.

Фундамент застенчивости, конечно же, закладывается в детстве. Ее появление

во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений и социальной

среды. Правда есть и такие люди, которые, будучи незастенчивыми, вдруг под

влиянием каких-либо событий становятся застенчивыми. Значит застенчивость –

это «инфекция», которая может заразить многих.

ГЛАВА III. РАЗНООБРАЗИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВОСТИ.

Проявляется застенчивость по-разному. Очень много общего в проявлении

застенчивости с проявлением растерянности и напряжения. Поэтому все они

объединяются в одну группу, называемую в психологии эмоциональными

нарушениями деятельности. (10)

Любые эмоциональные (рожденные эмоцией) нарушения деятельности могут

более отчетливо проявляться либо в психомоторной, либо в интеллектуальной,

либо в вегетативной сфере. Нарушение этих сфер и определяет три основных

вида проявления застенчивости; такие как:

1. внешнее поведение человека, сигнализирующее о застенчивости;

2. физиологические симптомы;

3. внутренние ощущения и ранимость интеллектуальных функций.

Основными признаками, характеризующими поведение человека, как

сигнализирующее о застенчивости является: нежелание вступать в беседу,

затруднителен или даже невозможен контакт глаз, свой голос оценивает как

слишком мягкий, избегание людей, непроявление инициативы. Такое поведение

затрудняет социальное общение и межличностные контакты, необходимые всем

людям без исключения. Из-за того, что застенчивым людям раз за разом не

удается выразить себя, они менее других способны создать свой собственный

внутренний мир. Все это ведет к замкнутости человека. Замкнутость – это

нежелание разговаривать до тех пор, пока тебя к этому не подтолкнут,

склонность к молчанию, неспособность говорить свободно. Но замкнутость –

это не просто желание избегать разговоров, а более общая и глубокая

проблема. Это не просто проблема отсутствия навыков общения, но результат

неверного представления о природе человеческих взаимоотношений. Поступки

замкнутого человека подобны поступкам недоверчивого вкладчика в условиях

быстро меняющегося рынка: надежды на возможную прибыль перевешиваются

опасениями потерять свои деньги.

На физиологическом уровне застенчивые люди испытывают следующие

ощущения: учащается пульс, сильно бьется сердце, выступает пот, а в животе

появляется ощущение пустоты. Однако подобные реакции мы испытываем при

любом сильном эмоциональном потрясении. Отличительным физическим симптомом

застенчивости служит покраснение на лице, которое невозможно скрыть. Но

опять-таки все мы время от времени краснеем, сильнее бьется сердце или

сводит живот. Правда, незастенчивые люди к этим реакциям относятся как к

мягкому неудобству, а застенчивые склонны сосредотачивать внимание на своих

физических ощущениях. Иногда они даже не ждут, пока окажутся в ситуации,

чреватой для них неловкостью или смущением. Они переживают эти симптомы

загодя и, думая только о плохом, решают не вступать в разговор, не учиться

танцам и т. д.

Из внутренних ощущений застенчивого человека можно выделить смущение и

неловкость. Часто люди краснеют от смущения – кратковременной острой потери

уважения к себе, которую время от времени приходится переживать. В смущение

приводит всеобщее внимание к каким-либо случаям из частной жизни, когда кто-

то сообщает о нас другим людям, неожиданная похвала, когда застают за

занятием, не предназначенным для посторонних глаз. Состояние смущения

вызывается сознанием собственной несостоятельности. Большинство застенчивых

людей приучаются избегать ситуаций, в которых они могут испытывать

смущение, и таким образом все больше и больше отделяют себя от других,

сосредотачиваясь на своих недостатках.

Есть люди, которые стесняются, даже оставаясь в одиночестве. Они

краснеют и смущаются, заново переживая свои предыдущие ошибки, или

беспокоятся, как будут вести себя в будущем.

Самое примечательное свойство застенчивого человека – неловкость.

Неловкость – это внешнее проявление чрезмерной озабоченности своим

внутренним состоянием. (2) Самопознание, стремление к постижению самого

себя лежат в основе многих теорий гармоничного развития личности.

Неловкость может проявляться как на публике, так и наедине с самим собой.

Неловкость на публике отражается в беспокойстве человека о произведенном на

других впечатлении. Его часто беспокоит: «Нравлюсь ли я им», «Что они

думают обо мне» и т. д. Неловкость перед самим собой – это мозг,

обращенный против себя. Это не просто сосредоточенность внимания на себе, а

негативно окрашенный эгоцентризм: «Я дурак», «Я ничтожество» и т. д. Каждая

собственная мысль подвергается исследованиям под мощным аналитическим

микроскопом.

Застенчивость имеет отрицательные последствия не только в социальном

плане, но и негативно воздействует на мыслительные процессы. Застенчивость

повергает человека в такое состояние, которое характеризуется обострением

самосознания и специфическими чертами восприятия себя. Человек кажется себе

маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым,

никуда не годным и т. д. Застенчивость сопровождается временной

неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко ощущением неудачи,

поражения. В какой-то степени можно сказать, что человек сходит с ума.

После того, как включается самоконтроль и повышается тревожность,

застенчивые все меньше внимания уделяют поступающей информации. Агония

застенчивости убивает память, искажается восприятие. Таким образом,

застенчивость лишает человека не только дара речи, но так же памяти и

ясного восприятия.

Есть еще один вид застенчивости, когда она проявляется как непонятное

чудачество, несвойственная данному человеку резкость, даже грубостью. Это

так называемая гиперкомпенсация застенчивости (10). За сознательной

беззастенчивостью, за подчеркнутой грубостью и чудачеством люди пытаются

скрыть, спрятать свою застенчивость.

Сравнительно – возрастные исследования, как правило, констатируют

прерывность, кризисность развития самосознания, причем «пик» трудностей

приходится на подростковый возраст (12-14 лет)(5). В этом возрасте

усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм,

снижается устойчивость образов «Я», общее самоуважение и существенно

изменяется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще,

нежели детям младшего возраста, кажется, что родители учителя и сверстники

о них дурного мнения. Они чаще испытывают депрессивные состояния, причем у

девочек все это выражено значительно сильнее, чем у мальчиков. Между 8-11

летними мальчиками и девочками в этом отношении еще нет существенной

разницы. Зато среди подростков высокую озабоченность собой обнаружили 41 %

девочек и только 29 % мальчиков. Неустойчивый образ «Я» характерен для 43 %

девочек и 30 % мальчиков, низким самоуважением страдают 32 % девочек 26

% мальчиков и т. д. С переходом из подростковой фазы развития в юношескую

(после 15 лет) вновь наблюдается рост самоуважения, ослабевает

застенчивость, более устойчивыми становятся самооценки. Однако

озабоченность собой у юношей продолжает оставаться выше, чем у детей.

Основной критической фазой развития самосознания является подростковый

возраст – 12-14 лет. Тревожность, страх также негативно воздействуют и на

мыслительные процессы (память, внимание).

Поэтому к застенчивости нельзя относиться просто как к небольшой

неприятности, к этой проблеме нужно подходить более серьезно, так как она

может преобразоваться в хронические формы расстройства психики.

Из вышеуказанного можно сделать следующий вывод, что проявление

застенчивости очень разнообразно: от физиологических проявлений до

внутренних конфликтов и нарушений мыслительных процессов. Поведение

застенчивого человека лишает его самого главного и необходимого в жизни –

это социального и межличностного общения. А это ведет к замкнутости и

одиночеству. Что в свою очередь повышает самоконтроль самоанализ. Правда в

основном это не просто это не просто сосредоточенность на себе, а негативно

окрашенный эгоцентризм, т. е. снижение его самооценки. Как правило, это

происходит из-за несовпадения внутренних образов «Я» и «Я - идеального».

ГЛАВА IV. ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАСТЕНЧИВОСТИ.

Застенчивость нельзя назвать просто мелким неудобством, на которое

можно не обращать внимание. Застенчивость – это как простуда. Если ее не

лечить, она может принять хронические формы. Так пройдем же еще несколько

шагов по тропе застенчивости, по тем местам, где застенчивость

оборачивается настоящей бедой, вызывая скверное настроение, иногда –

болезнь, а порой и безумие. Как уже говорилось в предыдущей главе, одним из

распространенных объектов, способствующих проявлению застенчивости,

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.