реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психология у Аристотеля

реферат

Психология у Аристотеля

Все права на распростанение данного реферата принадлежат Абдрахманову

Руслану (k-aleks@cityline.ru)- помогу качественно

набрать, распечатать Ваш текст, подыщу нужный Вам, авторский, реферат, тел

(095)503-8753, Руслан, вечер.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

РЕФЕРАТ

ПО ПРЕДМЕТУ

«ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

«Психологические основы в философии Аристотеля»

Работу выполнил

АБДРАХМАНОВ Р.Р.

студент 3 курса ФАКУЛЬТЕТА

ПСИХОЛОГИИ

Москва 1998

ПЛАН:

1. Введение

2. Краткая биография Аристотеля

3. Учение Аристотеля о душе

Место психологии среди других наук

Предмет психологии и понятие о душе

Душа и тело

Виды души

8. Гносеологические исследования Аристотеля

. Вопрос о познаваемости мира

. Опровержение скептицизма и субъективного идеализма

. Трудности познания мироздания

. Чувственный этап познания и восхождения от познания частного к познанию

общему

. Структура человеческой души

. Разумная часть души

15. Этика Аристотеля

Этика и ее предмет

Понятие добродетели

Виды добродетели

Дианоэтические добродетели как источник высшего блаженства

Связь разума и добродетели

Благо как движущая сила в человеческой деятельности. Высшее благо

22. Краткий обзор политики Аристотеля

23. Значение творчества Аристотеля

Почему именно Аристотель стал объектом моего реферата? Ведь об этом

человеке, кажется написано столько, что добавить что-то больше, на первый

взгляд не представляется возможным. Я не претендую на «понимание»

собственно идей Аристотеля, скорее лишь только на «знание» этих идей. Чтобы

понять философское течение, столь далекое от сегодняшнего дня, необходимо,

на мой взгляд, нечто большее, чем прочтение пару учебников и

первоисточника.

Аристотель является основоположником собственно научной философии. Он

оказал самое сильное по сравнению со своими предшественниками влияние на

развитие человеческой мысли. Аристотель изучал практически все проблемы

развития природы и общества, ввел терминологию, не утратившую своего

значения и поныне. Его можно назвать основоположником большинства наук, в

том числе и психологии, где ему принадлежит первая целостная теория

психических явлений.

Аристотель Страгирит родился в 384 г. до в Страгире. Его отец Никомах

был придворным врачом македонского царя Аминта. После смерти родителей

воспитывался у Проксена из Атарнея. На восемнадцатом году жизни будущий

философ прибыл в Афины и вступил в Академию Платона, где пробыл в течение

20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества

философов платоников. После смерти Платона в 335г. Аристотель организовал

свое учебное заведение в Ликее (Афины). Обучение происходило во время

прогулок, благодаря чему получило название «Перипата». После смерти

Александра Македонского (по некоторым данным виной гибели тирана стал сам

Аристотель) Аристотеля преследовали за промакедонскую ориентацию, он

отправился в свое владение в Халкиде, где вскоре умер от желудочной

болезни. «Его характер, - пишет о нем Эдуард Целлер,–который уже давно

пытались очернить его политические и научные противники, сказывается в его

произведениях как, безусловно, благородный и нет ни одного достоверного

факта, который давал бы нам основание не доверять этому впечатлению. Его

научное значение стоит вне всяких сомнений; сочетание в нем чрезвычайно

разносторонних знаний с самостоятельностью суждений, глубокой

проницательностью, широким умозрением и методическим исследованием создает

из него явление столь исключительное…» (10)

Аристотель, как уже было сказано выше, считается, в сущности,

основоположником психологии как науки о душе. В трактате «О Душе» он

систематизировал существовавшие взгляды на природу психического, выведя на

их основе собственную теорию.

Аристотель отвергает и материалистические учения о Душе (душа как

разновидность материи) и идеалистические (душа–бестелесная сущность). По

Аристотелю, душа связана с одной стороны с материей, с другой–с богом,

т.о., психология занимает средние положение между физикой и теологией.

“Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмет

психологического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали

для него источником этого знания , но организм где телесное и духовное

образуют нераздельную целостность “ (7)

«Рассмотрение души в некоторых случаях составляет предмет физики,

именно [когда дело идет относительно] той части души, которая не бывает без

материи»(1). Однако, только душа связана с материей, поэтому физика

исследует душу как движущее начало, сущность, начало движения которой в ней

самой.

По своему предмету психология (в физической ее части) совпадает с

биологией (хотя в отличие от нее изучает не материальные, а целевые,

движущие причины живого). По Аристотелю идейное богатство мира скрыто в

чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в прямом, опирающемся

на опыт, общении с ними. Таким образом, здесь возможно наблюдение, описание

и анализ конкретных жизненных проявлений и у животных и у человека, что

составляет опытный объективный метод изучения. Однако вместе с тем

Аристотель замечает, что добиться чего-то достоверного в изучении души

(особенно нематериальной ее части) очень сложно, на многие вопросы

ответить почти невозможно. Исследовать природу можно путем наблюдения и

опытов, которые приводят к обобщению знания. Поэтому психологическое учение

Аристотеля строится на обобщении биологических фактов. Петровский пишет,

что это обобщение привело к преобразованию главных объяснительных

принципов психологии: организации, развития и причинности.

Само понятие «душа» Аристотель рассматривает с точки зрения своего

учения о категориях: все вещи есть сочетание материи (вещества) и формы

(вечной сущности вещи), которые первоначально представляли собой не

связанные друг с другом возможности, в единстве же составляют

действительность. И живое существо тоже «составляет сущность», состоящую

из материи (тело) и формы (душа). В трактате «О душе» Аристотель определяет

это понятие так: «Душа необходимо есть сущность в смысле формы

естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как

форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть первая энтелехия такого тела…

Душа есть суть бытия и форма…такого же естественного тела, которая в самом

себе имеет начало движения и покоя» (1).

Аристотелем впервые в истории человеческой жизни была выдвинута идея о

неразделимости души и живого тела. «Сказать что душа гневается, равносильно

тому, так если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой

дома» (1). Душа по Аристотелю, неотделима от тела, она представляет собой

нечто принадлежащее ему, а поэтому пребывает в соответствующем ей теле (а

не в разных). Как энтелехия тела, душа смертна вместе с ним. По мнению

Петровского, тезис Аристотеля о неразделимости души и тела сразу делает

бессмысленными все вопросы, стоявшие в центре учения Платона о прошлом и

будущем души.

Все живые тела–орудие души, существующие ради нее. При этом Аристотель

разделяет несколько видов души. Поскольку душа–сущность жизни, то она

присуща всем живым существам. Где есть жизнь,–есть и душа. А «нечто живет и

тогда, когда у него наличествует хотя бы один из следующих признаков: ум,

ощущение, движение в смысле питания, упадка и роста». Таким образом, и

растения наделены жизнью и одушевлены. Растительная душа–первая и самая

общая ступень, ее функции–воспроизведение и питание. Однако, растения не

способны ощущать, их взаимодействие с окружающей средой строго материально.

Способность воспринимать формы ощущаемого без его материи появляется у

второго типа души–души животной. И, наконец, человеческая душа обладает

кроме функций растительной и животной, разумом. Это учение о «лестнице душ»

впервые внесло в теорию психического принцип развития–высшие способности

возникают из низших и на их основе; в человеке же представлены

предшествующие уровни развития жизни и психики. Функции души становятся

уровнями её развития. Правда, по Аристотелю, существует еще и бог –

наивысшая из форм, «мысль мыслей», –который есть чистый разум. Но человека

Аристотель считает совершеннейшим из материальных тел. Естественно, каждый

человек при его превращении из младенца в зрелое существо проходит все те

предыдущие ступени, которые преодолел за всю историю органический мир.

Аристотель, следуя принципу развития, стремился найти звенья, ведущие от

одной ступени к другой. Им была описана особая область психических образов,

которые возникают без прямого воздействия вещей на органы чувств–фантазии,

(более известные нам как представления памяти и воображения), которые

подчинены механизму ассоциации.

Человеческие функции души (ум, мышление, рассуждение, способность к

умозрению), по мнению Аристотеля, составляют совершенно иной род души и

«только эти способности могут существовать отдельно, как вечное–отдельно от

преходящего». Аристотель замечает, правда, что еще не ясно, могут ли они

быть независимы от тела, но не находит оснований считать ум и соединенным с

телом, поскольку иначе он имел бы определенный орган и обладал какими-то

качествами (например, мог бы быть теплым или холодным). Аристотель отрицает

существование телесного органа для мышления. Оно, по его мнению, автономно

и, в отличии от души бессмертно.

Большое значение для развития психологии имеют исследования Аристотеля

в области гносеологии–теории познания. Философ исходит из мысли о том, что

мир познаваем и существует объективно, независимо от акта познания; мир

первичен, а сознание вторично.

Вопрос о познаваемости мира Аристотель не считает дискуссионным.

Сомнений в объективности познания у него, видимо нет. «Все люди от природы

стремятся к знанию»–пишет он в «Метафизике». По его мнению,

любознательность–свойство людей и животных, данное им от рождения.

Аристотель убежден, что мир человека и мироздание едины, а формы и законы

бытия и мышления в своей сущности тождественны и имеют один и тот же

источник.

Аристотель опровергает точку зрения скептиков, то есть тех, кто «ничего

не принимает за истинное». Человеку не все равно, что с ним случиться:

упадет ли он в колодезь и в пропасть или нет, он все же проявляет

осторожность. Значит, человек знает, что для него объективно лучше, а что

хуже. Значит, не все в одинаковой мере истинно. «Дважды два–пять» более

истинно, чем «дважды два–тысяча». Эти «более» или «менее», по Аристотелю,

существуют в самой природе вещей. А если одно суждение всегда более

истинно, чем другое, то тезис о том, что нет ничего истинного в том смысле,

что все одинаково ложно, опровергнут.

Положение же «все истинно» (у Протагора) Аристотель тоже не принимает.

Если все одинаково истинно, значит, истинно все, что приходит человеку на

ум. Но все люди мыслят по своему, двум людям об одном и том же явлении

может представиться нечто прямо противоположное. Таким образом, нарушается

первоаксиома о том, что одно и тоже не может одновременно и существовать, и

не существовать.

Есть возражения у Аристотеля и против сторонников субъективного

идеализма, как позднее было названо учение о создании отдельного человека в

качестве основы существующего мира. Аристотель согласен, что, не будь

одушевленных существ, не было бы и чувственных представлений о предметах.

Но то, что при этом не было бы и самих предметов, Аристотель считает не

верным. «Чувственное восприятие, само собой разумеется, не имеет своим

предметом само себя, но есть и что-то другое, помимо восприятия, что должно

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.