Психология малой группы
Р.Л.Кричевский,
Е.М. Дубовская
Психология малой группы:
теоретические и прикладные
аспекты
Березники, 1998
Рассматриваемая нами книга является одним из наиболее полных и тщательно
проработанных пособий по психологии малой группы.
В первой главе работы рассматриваются основные проблемы психологии
малых групп, выделятся основные теоретические линии ведущихся исследований,
а также описывается история становления научного знания в этой области
социальной психологии. Кроме того, описываются методологические аспекты
исследования малой группы.
Малая группа определяется как группа, в которой общественные
отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Нижний
количественный предел начинается с диады. Верхний предел не установлен.
Рассматривается также вопрос о соотношении понятий коллектива и малой
группы; причем предполагается, что коллектив есть особое качественное
состояние малой группы.
Выдвигается несколько принципов классификации малых групп по
различающимся между собой основаниям, основанным на дихотомическом
принципе:
- лабораторные и естественные группы,
- организованные (формальные) и спонтанные (неформальные) группы,
- открытые и закрытые группы (по степени открытости),
- стационарные и временные группы (исходя из фактора
продолжительности существования),
- членства и референтные группы (по степени значимости группы для
индивида).
Говоря об истории исследований малой группы, авторы выделяют
следующие подходы зарубежных исследователей:
- теория поля, берущая начало в работах К. Левина. Основной пафос
исследования заключается в известном тезисе о том, что поведение личности
есть продукт поля взаимозависимых детерминант. Структурные свойства этого
поля представлены понятиями, заимствованными из топологии и теории
множеств, а динамические - понятиями психологических и социальных сил.
- интеракционистская концепция предполагает, что группа есть система
взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе
описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью,
взаимодействием и отношением.
- теория систем развивает представление о группе как о системе.
Близка к предыдущему подходу, та же попытка понять сложные процессы, исходя
из анализа основных элементов. Концептуальный аппарат теории систем
позволяет описать группу как систему взаимосвязанных позиций и ролей, и
рассматривает группу как открытую систему.
- социометрическое направление представлено множеством эмпирических
исследований внутригрупповых отношений, но влияние социометрических работ
на развитие теории малых групп минимально.
- психоаналитическая ориентация базируется на идеях Зигмунда Фрейда и
его последователей, фокусируя внимание преимущественно на мотивационных и
защитных механизмах личности.
- общепсихологический подход основывается на предположении, что
многие представления о человеческом поведении применимы к анализу
группового поведения. Это касается главным образом таких индивидуальных
процессов, как научение, явления когнитивной (познавательной) сферы,
мотивация.
- эмпирико-статистическое направление выводит основные понятия
групповой теории из результатов статистических процедур, например,
факторного анализа.
- формально-модельный подход конструирует модели группового
поведения, используя математический аппарат теории графов и теории
множеств.
- теория подкрепления базируется на идеях скиннеровской концепции
оперантного обусловливания.
В отечественной групповой психологии выделяются следующие
исследовательские подходы:
- деятельностный подход. Основывается на принципе деятельности.
Приложение принципа деятельности к исследованию социальной группы привело к
построению ряда теорий групповой активности, в том числе стратометрической
концепции групповой активности А. В. Петровского. Также упоминается
предложенный М. Г. Ярошевским программно-ролевой подход к исследованию
научного коллектива и разрабатываемая Е. М. Андреевой модель социально-
перцептивных процессов совместной деятельности.
- социометрическое направление широко развито, как и в зарубежной
психологии. Наибольший вклад в развитие этого направления внес Я. Л.
Коломинский, занимавшийся конструированием различных социометрических
процедур.
- параметрическая концепция была разработана Л. И. Уманским. Основная
идея состоит в предположении, что поэтапное развитие малой группы
осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических
параметров.
- организационно-управленческий подход. Основан на представлениях о
социальной организации управленческой деятельности. У истоков его стоят
психологи ленинградской школы во главе с Е. С. Кузьминым, проведшие
многочисленные прикладные исследования групп и коллективов.
Что касается методологических принципов исследования группы, то
авторы выдвигают как основные три следующих:
- принцип деятельности,
- принцип системности,
- принцип развития.
Когнитивный (познавательный) план анализа групповых феноменов
признается возможным в работе с малой группой. Чтобы быть уверенным, что
полученные данные отражают картину реальной групповой жизни, необходимы:
- опора на определенные методологические положения по проблеме
сознания,
- учет ряда закономерностей в области социальной перцепции,
- использование соответствующих психометрических процедур.
Методолгические средства анализа находят приложение в особо
выделяемом авторами модельном подходе к изучению группы.
Во второй главе показано, как происходит складывание малой группы.
Для этого:
- раскрываются лежащие в его основе причины,
- рассматривается последовательность движения группы по пути
обретения ею признаков действительной коллективности,
- описываются некоторые механизмы групповой динамики.
Возникновение организованной малой группы рассматривается как
двухступенчатый процесс, состоящий, во-первых, в объявлении ее в качестве
формального, официального звена социальной организации и, во-вторых, в
наполнении ее конкретными индивидами, способными квалифицированно решать
организационные задачи.
Далее рассматривается этапность развития малой группы. При этом
выделяются следующие модели коллективообразования:
- стратометрическая концепция А. В. Петровского, выдвигает в качестве
критериев построения типологии групп во-первых, степень опосредованности
межличностных отношений содержанием совместной деятельности и, во-вторых,
общественную значимость деятельности. Развитие группы описывается как
движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами
которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели
по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому
и высокий негативный показатель по второму критерию). В центре
располагается диффузная (неопределенная) группа, а промежуточные положения
занимают просоциальная и асоциальная ассоциации.
- параметрический подход, предложенный Л. И. Уманским, основан на
представлении о социально-психологических параметрах группы, являющихся
своеобразными критериями - отличительными признаками развития группы как
коллектива. К числу таких параметров относятся: содержание нравственной
направленности группы - единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций,
организационное единство группы, групповая подготовленность в сфере той или
иной деятельности, психологическое единство - интеллектуальная,
эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая процесс
межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты
эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в
экстремальных ситуациях. В зависимости от каждого из параметров группа
располагается по степени своего развития в континууме, серединную точку
которого занимает группа конгломерат, а полюсами являются коллектив и
антиколлектив. Движение группы к позитивному полюсу - коллективу, сопряжено
с последовательным прохождением ею двух качественно новых стадий -
кооперации и автономизации. Между группой-конгломератом и группой-
кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная
группа и группа-ассоциация.
- двуфакторная, или двумерная модель Б. Такмена описывает динамику
группового процесса исходя из учета условий, в которых формируется группа.
Наличие двух сфер групповой активности - деловой (решение групповой задачи)
и межличностной (развитие групповой структуры), положение группы в
гипотетической последовательности развития, то есть, в соответствующей
стадии. В каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой
четырех последовательно сменяющих дуг друга этапов. В сфере межличностной
активности:
- стадия проверки и зависимости,
- стадия внутреннего конфликта,
- стадия развития групповой сплоченности,
- стадия функционально-ролвой соотнесенности.
В сфере деловой активности:
- стадия ориентировки в задаче,
- стадия эмоционального ответа на требования задачи,
- стадия открытого обмена релевантными интерпретациями,
- стадия принятия решений.
Особо рассматривается развитие группы в экстремальных условиях и
частные модели группообразования, где внимание обращается на какой-либо
один аспект развития малой группы.
В плане раскрытия механизмов группоообразования авторы выделяют:
- разрешение внутригрупповых противоречий, различные типы которых
описаны А. Г. Кирпичником (противоречия между возрастающими потенциальными
возможностями группы и ее актуальной деятельностью и между растущим
стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и усиление
тенденции включения личности в групповую структуру) и Ф. Шамбо.
- “идиосинкразический кредит”, понимаемый Е. Холландером как
своеобразное разрешение группы на отклоняющееся поведение, как одно из
условий внедрения в жизнь группы элементов инновационности,
- психологический обмен, рассматриваемый на примере одной из его
разновидностей - ценностного обмена, понимаемого как обоюдное
удовлетворение сторонами-участницами взаимодействия определенных социальных
потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из них другой
стороне соответствующих ценностей, и рассмотренных на примере данных И.
Олтмена, Д. Тейлора.
В третьей главе авторы рассматривают характеристики сложившейся малой
группы, особо выделяя структуру группы, функционирующие в группе нормы и
групповую сплоченность.
При анализе структурной характеристики малой группы подчеркивается
ее разномерность и разноуровневость.
Поуровневый анализ групповой структуры состоит в выделении
определенных систем внутригрупповых отношений, иерархически располагающихся
в “пространстве” группового функционирования. Различные типы групповых
деятельностей задают и различные системы внутригрупповых отношений, деловых
и эмоциональных. Реализация определенных инстуционально заданных функций в
сфере ведущей деятельности группы порождает систему так называемых
официальных отношений. Неофициальные отношения - отношения эмоционального
типа, представляют собой различные неинструментальные формы межличностного
общения. Учитывая соподчиненность групповых деятельностей, правомерно
говорить и о соподчиненности производных от них систем отношений в групп,
их поуровневом расположении. Имея в виду организационную целевую малую
группу, это расположение может быть описано следующим образом: официальные
отношения - неофициальные деловые отношения - неофициальные эмоциональные
отношения.
Модель многоуровневой структуры, разработанная А. В. Петровским,
включает несколько слоев (страт), каждый из которых характеризуется
определенным принципом построения межличностных отношений и соответственно
своеобразием проявления тех или иных групповых феноменов и процессов.
Центральным звеном представляется сама предметная деятельность группы. Она
определяет своеобразие социальных (официальных) отношений в группе. Три
последующие страты являются психологическими. В первой фиксируются
отношения каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам,
принципам, мотивации деятельности, ее социальный смысл для каждого
участника. Во второй страте представлены межличностные отношения,
Страницы: 1, 2
|