реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психология

реферат

существенные преимущества последней для человековедческих профессий. Для

продуктивного взаимодействия с другими нужны фундаментальные

психологические знания, которые обобщали бы соответствующий опыт всего

человеческого сообщества, а не только личный опыт встреч с другими и с

самим собой. Вместе с тем недопустимо пренебрежительное отношение к

житейской психологии. Обобщенный и научно выраженный опыт совместной

жизнедеятельности людей получает свою значимость, когда он "пропущен" через

внутренний опыт, когда он превратился в личное достояние.

Понимание другого возможно, если человек способен вообразить себя

другим, пережить его состояние как свое. Не случайно говорят, что хорошие

родители и педагоги те, кто помнят свое детство и свои детские переживания,

и потому способны представить себя в ребенке. Продуктивная юридическая

деятельность необходимо основывается на научной психологии, но юрист,

помимо этого, должен быть хорошим житейским психологом, следующим своей

интуиции, своему внутреннему опыту. Различные формы вненаучного

психологического знания - народная мудрость, художественные произведения и

т.д. - обладают одним несомненным достоинством - они достоверно и образно

отражают реальные жизненные ситуации, целостность человеческой жизни,

затрагивают глубинные слои души человека, наводят на размышления о себе, о

своей душевной и духовной жизни.

Понятия и концепции научной психологии влияют на житейские представления

людей о своей психической жизни. В разговорный язык проникают научные

понятия психологии, и люди начинают выражать свои субъективные состояния

через эти понятия. В первую очередь, это те понятия, которые описывают

динамику и напряженность психической жизни, такие, как "комплекс",

"стресс", "компенсация", "замещение" и др. Большое влияние на обыденное

сознание оказали, например, работы известного врача-невролога, основателя

психоанализа - З. Фрейда.

7. Субъективность как предмет психологии человека

В предшествующих разделах была представлена история поиска предмета

"психологии вообще", но не психологии человека. Именно поэтому оказывалось

возможным, например, прямо переносить закономерности поведения животных на

жизнедеятельность человека. Очевидно, что эти попытки в большинстве случаев

приводили либо к редукционизму (сведению высшего к низшему), либо к

абстрактной односторонности. И в том и в другом случаях человек терял свою

сугубо человеческую специфику. Целостное изображение человека

осуществлялось лишь во вненаучных системах человекознания. Но так ли

безнадежны попытки преодоления подобной антиномии (либо наука - тогда

абстрактность, либо искусство - тогда целостность)? Возможно ли построение

антропологической психологии (психологии человека), в которой бы

одновременно удерживались целостность и уникальность конкретного человека

(схватываемые в житейской психологии, в религии, в человековедческой

практике) и строгость и доказательность законов психической жизни, образцы

которых мы находим в науке? Попытаемся двигаться методом последовательных

приближений.

Попробуйте проанализировать какое-либо свое психическое состояние,

например огорчение, страх, плохое настроение, и постарайтесь найти его

причину. В результате внутреннего сосредоточения вы можете прийти к выводу,

что причина вашего настроения или огорчения лежит вне вас, в окружающем

мире, в отношениях с другими людьми, в особенностях вашей деятельности или

поведения.

Этот факт демонстрирует существенную особенность всех явлений

внутреннего мира человека - их связь с внешним миром, неотторжимость от

него. Всякое психическое явление получает свою определенность и свое

содержание через связи и отношения человека с окружающей действительностью.

Психологический мир человека - это мир в человеке и человек в мире.

Внутренний мир человека всегда неповторим, пристрастен, но эта

пристрастность, неповторимость есть в то же время активное воспроизведение,

конструирование, понимание того мира, в котором реально живет и действует

конкретный человек.

Это положение имеет принципиальное значение для понимания субъективной

реальности. Иное ее понимание исходит из представления о замкнутом в самом

себе внутреннем мире человека. Субъекту доступны только явления его

сознания, которые он может воспринимать посредством самонаблюдения. Они

недоступны для внешнего наблюдения и закрыты для объективного познания.

Однако наш собственный опыт, опыт других людей, научно-психологические

данные говорят о том, что психическое достаточно точно ориентирует нас в

мире, позволяет нам адекватно строить свое поведение в этом мире. Поэтому

относить психические явления только к внутренним (искать их во внутреннем

пространстве человека) ошибочно. Психическое столь же внутренне, сколь и

внешне.

Разумеется, психология не отождествляет субъективный образ с тем

объективным предметом, который находится в реальности, вне сознания

человека. Психический образ не зеркальное отображение предмета, но в то же

время он и не только продукт мозговой деятельности. О психике мы говорим

тогда, когда объективный мир предстает перед нами как мир, воспринятый

нами.

"Всякий психический факт, - писал отечественный психолог С. Л.

Рубинштейн, - это и кусок реальной действительности и отражение

действительности, не либо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в

том и заключается своеобразие психического, что оно является и реальной

стороной бытия и его отражением - единством реального и идеального".

Психические явления двойственны по своей природе, с одной стороны, они

присущи данному телесному субъекту, имеют органическую основу, есть продукт

и компонент органической жизни; с другой - есть активное отражение и

результат преобразования окружающей действительности и самого субъекта.

Первичным является реальная, объективная форма существования

психического. Психические процессы и явления - это прежде всего реальные

свойства человека, включенные в действительные процессы его жизни,

выполняющие реальные функции в его жизнедеятельности. Вторичным является

субъективная форма существования психического, его существование в форме

переживания, самосознания. Только на определенном этапе своего развития

человек становится способным к восприятию и осознанию своего собственного

психического мира. Психологический, внутренний мир человека, мир его

сознания есть одновременное выражение субъекта и отражение объекта.

Человеческая психика имеет сугубо свою специфику; ее природа целиком и

полностью определяется характером собственно человеческого способа

существования в мире. Поэтому ее понимание и возможности изучения требуют

особого понятийного оформления. В качестве исходной категории, которую

необходимо положить в основание психологии человека, выступает

субъективность.

Субъективность - это категория в психологии, которая выражает сущность

внутреннего мира человека. Близкими по своему содержанию и смыслу являются

понятия "субъективный дух", "индивидуальный дух", "душа", "человеческое в

человеке", "внутренний мир" и др.

Субъективный - подлежащий, т.е. лежащий в основе. Субъективность - это

исходное начало в человеке, то, что лежит в основе его бытия.

Субъективность составляет родовую специфику человека, то, что отличает его

способ жизни от всякого другого. Субъективность есть форма бытия человека,

форма психического и общее обозначение внутреннего мира. Конкретным,

видимым в реальности способом существования психического в человеке

является его субъективность.

В специальных словарях "субъективность" определяется двояко - негативно

и позитивно. Субъективность (субъективное) - это личное отношение к чему-

либо, свойственное данному лицу; и в то же время - это отсутствие

объективности, односторонность, пристрастность. Очевидно, что в этих двух

определениях субъективности неявным образом отразились естественнонаучная и

общегуманитарная установки в понимании человеческой субъективности. Причем

в традиционной научной психологии была сохранена только негативная

характеристика субъективности, подчеркивающая ее своеобразную ущербность в

сравнении с объективностью. Наша задача - в преодолении двойственного

позитивно-негативного понимания субъективности, в преодолении ее

ущербности.

Прежде всего, еще раз подчеркнем, что субъективность есть факт

объективной реальности, она входит в состав реальных жизненных процессов

человека, а потому субъективное само и есть объективное. Внутренний мир

человека, его сознание, его субъективность исходно выступает не как

отношение к действительности, а как отношение в самой действительности.

Разум, желание, чувства, воля реализуют практические отношения человека

в мире, обеспечивают ему возможность постановки и достижения сознательно

поставленных целей. Человеческая субъективность есть форма практического

освоения мира. Само возникновение и существование субъективности

обусловлено реализацией именно практических отношений человека к другому

человеку, миру, обществу, истории, самому себе, овладением и сознательной

регуляцией этих отношений.

Как таковое субъективное не противостоит объективному, оно принадлежит

объективному, реально-практическому способу жизни человека. Человеческая

субъективность противоположна объектности, овеществленности; субъективность

(личностность, индивидуальность) исчезает в случае, когда мир, в том числе

и сам человек, рассматриваются только в качестве предметов, вещей,

объектов. Поэтому субъективность не разделяет, не противопоставляет, а

связывает человека и мир; она отделяет человека как субъекта жизни, от него

же - человека - как объекта внешних отношений и манипуляций.

Приведенные выше теоретические положения о человеческой субъективности

имеют и научный, и конкретно-практический смысл: человеческая психология

пронизывает всю нашу реальную жизнь, все наше бытие; живые человеческие

связи и отношения наполнены психологическим содержанием. И поэтому

человеческая субъективность - как объективная реальность (а не только

феномен нашего сознания) - становится подлинным предметом психологии

человека.

Такие символы человеческой реальности, как внутренний мир,

индивидуальность, субъективность, самость являются ключом в поиске

оснований и условий духовного становления человека в пределах его

индивидуальной жизни. Именно поэтому феномен субъективности поставлен в

самый центр всей психологической проблематики человека. Субъективность в

природе человека есть настоящий факт, а не умозрительная конструкция. Это

действительно реальность, а не иллюзия человеческих представлений о себе.

Более того, из всех фактов, с какими имеет дело человекознание, ни один

не является столь кардинальным для понимания сути человека. Категория

субъективности - это та основа, которая позволяет развернуть и панораму, и

перспективу наших представлений о человеке, становящемся и определяющемся в

мире; о человеке, обретающем образ человеческий во времени не только личной

биографии, но и мировой истории, в пространстве не только наличной

цивилизации, но и универсального мира культуры.

Субъективность, являясь внутренним, сущностным свойством реально-

практического способа жизни человека, сама есть объективное явление,

входящее в состав процессов мира. И граница между субъективностью и

объектностью (предметностью) проходит не по линии разъединения человека и

мира, духовного и телесного, психологического и физиологического, а внутри

самого человека как целого, граница эта проходит по линии противоположности

человека как объекта и его же как субъекта.

Субъективность составляет родовую специфику человека и принципиально

отличает собственно человеческий способ жизни от всякого другого.

Субъективность принципиально отличает человеческий способ существования

от всякого другого. Развиваясь и преобразуясь в процессе становления

человека, субъективность оформляется и дифференцируется на многообразные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.