реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психология - (шпаргалка)

реферат
p>14. Основные виды психологического консультирования. Возрастно-психологическое консультирование.

Психологическое консультирование (ПК) –один из видов психологической помощи населению. Эта область связана с анализом причин и психологических механизмов различного рода трудностей, испытываемых людьми. Виды ПК можно выделять по разным показателям: 1) В ПК–анализирует трудности, особенности, связанные с детьми (в подростковом возрасте дети сами могут обращаться со своими проблемами. Дети младше подростков получают психотерапию (направление на изменение личностных особенностей личности). 2) Семейное и супружеское. 3) Профессиональное консультирование. Сейчас очень модно организ. конс. В нем консультируются, представители, организаций, предприятий. 4) Консультирование по поводу межличностных проблем. 5) Контактное или дистанционное (очное или заочное консультирование). Дистанционное– по телефону или через переписку (интернет).

Возрастно-психологическое консультирование (ВПК). Основой ВПК является возрастная психология. Проблемы с которыми сталкивается консультант–это проблемы нормального детства. Важно различать детей здоровых, но соц-но и пед-ки запущенных. 1-ая проблема –трудности, возникающее в общении детей (высокая тревожность, конфликты в семье, кризисные ситуации/болезнь ребенка, стресс, распад семьи). 2-ая проблема-контроль за развитием детей, профилактика его развития. Главная причина проблем - не учет школой и обществом закономерностей потребности возрастных этапов формирования личности и игнорирования индивидуальных особенностей детей.

Задачи консультирования: 1) общая задача –контроль за ходом психологического развития ребенка на основе представлений о возрастных нормах психического развития. Эта общая задача вызывает ряд частных: а) активная пропаганда психологических знаний; б) профилактика отклонений от нормального хода психического развития; в) выявление различных отклонений у детей с слабым соматическим и нервно-психическим здоровьем. – составление совместно с педагогом, психологом рекомендаций по коррекции. – составление рекомендаций по воспитанию детей в семье. –коррекционная работа в специальных службах. 3 подхода по консультированию: 1) работа с родителями, повышение их социально-психологической компетентности, навыков решения конфликтных ситуаций, общения. 2) Работа с семьей, как единым целым; диагностика внутрисемейных ситуаций. 3) Работа с ребенком. 15. Диагностика учебной деятельности подростков и старших школьников. Критериально-ориентировнная диагностика КОД. Диагностика сформированности учебных действий. Диагностика причин неуспеваемости школьников. КОД –это диагностика, ориентированная на критерий, связанный с содержанием деятельности, либо это сравнение ученика с самим собой, либо с группой. Приход ребенка в школу предполагает, что ребенок должен научиться читать за 0. 5 года. Для этой диагностики мы выделяем действия, которые должен делать ученик (задачи в несколько действий). Школьный тест умственного развития– это пример КОД. Задача диагностики неуспеваемости –найти причину: Какие психологические явления, особенности связанны с неуспеваемостью => выбирать методики. Причины неуспеваемости распространяются в 3-ч сферах: 1) познавательные процессы и организация учебной деятельности. 2) мотивационно-эмоциональная. 3) межличностные отношения (с учителем, между учениками). Если ученик не успевает налаживать контакт с классом, выявляем углубленно-диагностическую сферу. КОД ориентирована на критерии, сравниваемые с требованиями деятельности. Учебные действия в каждом классе ученик должен выполнять определенные учебные действия. Выяснение: - психологических компонентов и структуры (ШТУР)– это все действия. – большой объем наук. – самостоятельность. Диагностика неуспеваемости. Найти именно ту причину которая влияет на успеваемость школьников (какие психологические особенности ученика связаны с его неуспеваемостью): познавательных процессов и организации учебной деятельности, - мотивация учебной деятельности, - межличностных отношений. Затем установить возможности устранения этой причины.

    16. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже.

Пиаже в 20-е годы. Он рассматривал психику с т. з. логического описания системы процессов действия, из которого состоят психические процессы. По Пиаже развитие начинается с сенсомоторного интеллекта. Действия и восприятия представляют собой первый уровень развития (e. g. Если я вижу какой-либо предмет, то я должен поднять это куда? – Логика). Он считал –это овладение обратимостью операций. Действия, могут быть выполнены и в обратном порядке. Такое простое описание, не проявляется в реальности, действиях детей. Они не учитывают возможности возраста. Эта система– представляет интеллект по Пиаже. Функцией психики по Пиаже является поддержание психики, во взаимодействии со средой. Приспособление психики к влиянию со средой (например: Ученики должны сначала усвоить какой-то материал, а потом применить к различным ситуациям). Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Ж. Пиаже. Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен понятия о реакции он выдвинул понятие об операции), гештальтизма (гештальт уступил место понятию о структуре). Свои новые теоретические представления Пиаже строил на прочном эмпирическом фундаменте– на материале развития мышления и речи у ребенка. В работах начала 20-х годов “Речь и мышление ребенка”, “Суждение и умозаключение у ребенка”, используя метод беседы (Отчего движутся облака, вода? ) Сделал вывод о том, что если взрослый размышляет социально (т. е. мысленно обращаясь к другим людям) даже тогда когда он остается один, то ребенок размышляет эгоистично, даже когда находятся в обществе других.

Принцип эгоцентризма царит над мыслью дошкольника. Он сосредоточен на своей позиции и не способен встать на позицию другого.

Стадии развития детской мысли: 1) мысль сдерживается в предмет. действиях (до 2-х лет). 2) интериорезация–действие ума (2-7). 3) (7-11) возникают конкретные операции. 4) (11-15) формальные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные умозаключения. Развитие системы психических действий от одной стадии к другой – такой представил Пиаже картину сознания.

17. Особенности использования стандартизированных психологических тестов и проективных методик в работе практического психолога. Статистические методы обработки психологических данных.

Тесты проективные - совокупность методик целостного изучения личности, основана на психологической интерпретации (основанные на интерпретации - рисунки, ассоциации, рассказ, экспрессивные (психодрамма)). В психологии тесты делятся на стандартизированные (жесткая система проведение (Айзенка, MMPI, тесты на исследование познавательных процессов, личностных особенностей межличностных отношений) и не стандартизованные (проективные методики - Пятна Родшиха, 20-г классический проективная методика несуществующее животное, Автопортрет, рисунок семьи).

Статистические методы обработки: 1) обобщающие статистические характеристики. размах (диапазон изменения хар-ки), - средние хар-ки (среднеарифметическое, мода, медиана), - коэффициент вариативности (данные однородны или различаются). 2) Нужно сравнивать между собой группы данных - случайность или закономерность различий. 3) Методы, позволяющие выявить закономерности - методы факторного и корреляционного анализа.

23. Теоретические основы возрастно-психологического консультирования. Общая задача ВПК - контроль за ходом псих. развития ребенка на основе представлений о возр. нормах псих. развития. Частные задачи - 1) активная пропаганда псих. знаний среди родителей. 2) проф-ка отклонений от нормального хода развития. 3) Составление рекомендаций. 4) Коррекционная работа. 5) Просвещение населения.

Теоретические основы ВПК. Здесь учитывается биофактор наследственности, соц. фактор и фактор активности ребенка, а также направления: биогенетическое, социогенетическое, теория 2-ч факторов Штерна (конвергенции - схождение 2-х факторов и т. Выготского, онтогенетическая т. Выготского. С т. з. Выготского псих. развитие ребенка представляет собой процесс присвоения общественно-исторического опыта. Опыт включает в себя: предметный мир, действие с предметами, псих. кач-ва людей, культура (язык), нормы взаимоотношений, способности людей, наследственность представляет собой природные предпосылки псих. развития, т. е. наследственность дает ребенку возможность присваивать опыт.

Существуют 2 особенности отношения ребенка со средой как источника, развития: 1) Ребенок активно присваивает опыт из среды, 2) посредником между ребенком и средой является взрослый. Теоретические основы ВПК: биогенетическое направление (содержит биофактор наследственности), Социогенетическое направление (содержит социальный фактор), теория 2-х факторов Штерна (содержит биофактор наследственности и социальный фактор), теория Выготского (содержит все факторы: биофактор наследственности, социальный фактор и активность ребенка).

24. Особенности и виды аномального развития детей. Принципы и организация отбора детей в спец учреждения. Организация деятельности медико-психолого-педагогической комиссии…

Аномальный ребенок - это когда имеются нарушения через физ. и психические нарушения. Причины, вызывающие аномалии: 1) генетические, биолого-социальные, психологические нарушения м. б. (глухие, слепые, умственно отсталые, нарушение речи, нарушение опорно-двигательного аппарата, ЗПР (инфантильность). Дети с нарушением зрения: 1) слепые, 2) слабовидящие, 3) видят только свет и тень. Все они нуждаются в специальном обучении, т. е. у них м-т разв. комплексы, обидчивость, подозрения, состояние мщения, часто агрессивны. Существуют интернаты для слепых, группы по 5-6 человек. Слуховая агнозия: Дети подразделяются на: 1) глухие - повреждение в височном отделе, 2) тугоухих, 3) слабослышащих - нуждающихся в специальном аппарате, речь не нарушена, интеллект не нарушен. Глухие попадают в спец. учреждения, адаптация в общ-ве происходит легко. Умственная неразвитость: олигофрения, дебилы, идиоты, имбицилы. Дебила можно определить к 3-му классу. Спец. учеб. заведения для олигофренов - интернат (дети обуч. как в нормальной школе) и детские дома (род. отказываются от детей). Там разрабатывается определенная программа (класс до 12 человек). 1 класс проходят 2 года - дебилы, а 3 года - имбецилы.

Для выявления, учитель подают в конце учебного года заявку психологу на исследование детей. Если находит отклонения - то на медико-психологическую комиссию. Она образуется в городе при РОНО, ГОРОНО. В нее входят - юрист, педиатр, психолог, психиатр, учитель. Комиссия определяет и направляет ребенка в спец. учреждение. Сущ-т детсады, школы, интернаты, классы по 5-6 человек: и дети только одной диагностики. Учатся примерно 12 лет, (14 лет) обучение здесь не главная цель. Главная цель - привить профессию, чтобы они адаптировались. Для олигофренов, имбицилов, дебилов - ручная работа. В детдомах, где от детей отказались им сразу оформляется инвалидность псих. х-ра и она остается на всю жизнь.

25. З. Фрейд как родоначальник психоанализа. Основные положения психоаналитической теории, ее применение в работе практического психолога. Возникнув в начале века одно из направлений мед. психологии психоанализ, сначала усилиями Фрейда постепенно превратился в учение, претендирующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и в особенности в США. Психоанализ не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке. По словам Бергера "если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумывать". По мнению Бергера, главной соц. причиной распространения психоанализа является разделение сфер публичной и частной жизни. Это ведет к "кризису идентичности"; лишь немногие люди имеют возможность найти свое "подлинное Я" в гражданской жизни, политике, бизнесе, культуре.

Психоаналитическое учение о культуре представляет собой способ истолкования знаков, семиотику и симптоматику культуры. Взгляд Фрейда на искусство, мораль, сознательные институты - это взгляд врача, определяющего по симптомам причины, характер и протекание заболевания. Психоанализ развивался по следующему направлению от терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов и "метапсихологии", т. е. совокупности теоретических постулатов о человеческой психике и "судьбах влечения".

Затем эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: в религиоведении, соц. психологии и т. д. Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и мед. психологии, тогда как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта. Фрейд создал учение, которое было использовано не только для объяснения поведения и мышления, но и для истолкования эмпирических данных чуть ли не всех социальных и гуманитарных наук. Фрейд подчерчивал наличие конфликтов в психике человека, стал рассматривать душевную жизнь индивида. Фрейд конечно, ни в какой революции, тем более к "сексуальной", не призывал, но характерное для его учения преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека стало. Одним из главных источников призывов к "раскрепощению чувственности".

Здоровье или отклонившаяся от нормы психика истолковывается Фрейдом как результат совершающейся в раннем детстве эволюции либидо (сексуального инстинкта). В зависимости от того, успешно ли был преодолен "эдипов комплекс" или нет, произошла ли фиксация, задержка на одной из "доэдиповых" ступеней развития либидо, протекает в соответствии с его учением, вся взрослая жизнь человека. Метод Фрейда - сведение сложного к простому, примитивному к архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Психоанализ - это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучится принимать иллюзорное за очевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.

    26. Из истории создания школьной ПС за рубежом и в России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.