реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психологическое обеспечение гармоничного развития ребенка

реферат

В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к

рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета

к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает

общие некоординированные движения руками, ногами и головой. У него имеется

также способность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота

головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни

инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется

дневной свет.

Младенец способен различать вещества на вкус. Он определенно

предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень

сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы,

изменениями в частоте сердцебиений и дыхания. Эти двигательные и

физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых

людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо.

Следует также назвать группу врожденных процессов, способствующих

самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией

пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных процессов

и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные,

ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов;

все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.

Готовность к функционированию с рождения обнаруживают не только

основные органы чувств, но и головной мозг.

Количество нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного почти

такое же, как у взрослого человека, однако эти клетки еще незрелые, а связи

между ними слабые. Созревание мозга и организма ребенка, их превращение в

мозг и организм взрослого происходят в течение нескольких лет после

рождения и заканчиваются только с поступлением в школу. Созревание и

развитие мозга находится под прямым влиянием множества разнообразных

внешних воздействий и впечатлений, которые получает ребенок от окружающей

среды.

Проведенные исследования обнаружили, что в мозге ребенка, с момента

рождения которого прошло не более полутора суток, можно зарегистрировать

различные электрические потенциалы, возникающие в ответ на воздействия

цветовых раздражителей на орган зрения. К этому времени мозг уже в

состоянии формировать условные рефлексы.

Применительно к младенцу важно знать не только врожденные формы психики

и поведения, но и процесс естественного развития организма. Особое значение

в первые месяцы жизни имеет развитие движений .

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА

Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она

включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У

новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность

конечностей, которая имеет положительное значение для формирования в

будущем сложных комплексов координированных движений.

Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень

быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за

двенадцать месяцев, поразителен. Из практически беспомощного существа,

располагающего ограниченным набором элементарных общих врожденных движений

рук, ног и головы, ребенок превращается в маленького человека, не только

легко стоящего на двух ногах, но относительно свободно и самостоятельно

передвигающегося в пространстве, способного одновременно с движениями ног

выполнять сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от

локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве) и

предназначенными для исследования окружающего мира.

В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей,

особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Эти

движения в дальнейшем играют весьма существенную роль в становлении

познавательных и интеллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям

рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, на

движениях рук и ног учатся видеть по-человечески глаза. Сложные ручные

движения входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой

частью, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности

человека.

Все предметы ребенком примерно до семимесячного возраста захватываются

почти одинаково. После семи месяцев можно наблюдать, как движения рук, и в

частности кисти ребенка, постепенно начинают приноравливаться к

особенностям захватываемого предмета, то есть приобретают предметный

характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент

непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев

приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания

предмета, только на основе его зрительно воспринимаемого образа.

Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять

движениями рук и регулировать их, то есть о том, что у ребенка возникла

сенсомоторная координация.

Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка

довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая

сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь те предметы,

которые попадаются ему на глаза, и это отмечается уже на втором - третьем

месяце жизни. На следующем этапе, относящемся к возрасту от 4 до 8 месяцев,

система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. В ней

выделяется фаза предварительного слежения за объектом до того, как он будет

схвачен. Кроме того, ребенок начинает зрительно и двигательно предвосхищать

траекторию перемещения предметов в пространстве, то есть прогнозировать их

движение.

Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание предметов в

руке, пытаясь приблизить их ко рту.

Возможно, что в этом своеобразном действии проявляется атавизм,

связанный с тем, что у многих животных основным органом манипулирования и

исследования окружающего мира были челюсти.

Сначала ребенок схватывает случайно оказавшиеся под рукой предметы,

которые она встречает на пути своего естественного следования. Затем

движения руки становятся более целенаправленными и управляемыми образом

зрительно воспринимаемого предмета, находящегося на некотором расстоянии от

ребенка. Младенец ловит его, манипулирует им, обращая внимание на свойства

этого предмета. Наиболее яркие и привлекательные свойства предметов он

начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет

погремушку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает

предмет на пол с целью проследить траекторию его падения; стучит одним

предметом о другой, чтобы еще раз услышать характерный звук. В этом

возрасте ребенок уже начинает понимать, что воспроизведение движений

способно еще раз воссоздать желаемый результат.

В этот период происходит начало формирования произвольных движений, и

все это относится к первому полугодию жизни.

На втором полугодии дети начинают подражать движениям взрослых,

повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу

научения путем подражания. Ранее сформировавшиеся движения глаз играют

ориентировочно-исследовательскую роль в совершенствовании сложных ручных

движений. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность,

контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более

совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных

движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше

новой информации. Зрение и движения рук становятся далее основным

источником познания ребенком окружающей действительности.

К концу младенческого возраста у ребенка возникает особая форма

движения, служащая средством направления внимания взрослого человека и

управления его поведением с целью удовлетворения актуальных потребностей

ребенка. Это в первую очередь указательный жест, адресованный взрослому,

сопровождающийся соответствующей мимикой и пантомимикой. Ребенок указывает

взрослому рукой на то, что его интересует, рассчитывая на помощь взрослого.

ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ У МЛАДЕНЦЕВ

Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение.

Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у

месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала такие

движения осуществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом

появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту

отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз.

Зрительное сосредоточение, то есть способность фиксировать взор на

предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может

самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.

Младенцы первых двух месяцев жизни большую часть времени бодрствования

занимаются рассматриванием окружающих предметов, особенно тогда, когда они

накормлены и находятся в спокойном состоянии. Вместе с тем зрение является

чувством, наименее развитым при рождении (имеется в виду тот уровень

развития, которого зрение может достичь у взрослого человека). Хотя

новорожденные в состоянии следить глазами за движущимися объектами, однако

вплоть до 2 - 4 - месячного возраста их зрение является относительно

слабым.

Достаточно хороший уровень развития движений глаз можно отметить у

ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Процесс формирования и развития

этих движений не полностью предопределен генетически, его скорость и

качество зависят от создания соответствующей внешней стимулирующей среды.

Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся более совершенными

при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей,

совершающих разнообразные движения, за которыми может наблюдать ребенок.

Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к

различению простейших цветов, а на третьем - четвертом месяцах формы

предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый

образ лица и голоса матери. Опыты, проведенные учеными, показали, что

младенец проявляет очевидное беспокойство в том случае, если перед его

взором появляется мать и начинает говорить «не своим» голосом или когда

чужой, незнакомый человек вдруг «заговаривает» голосом матери (такая

экспериментальная ситуация с помощью технических средств искусственно

создавалась в ряде экспериментов с детьми младенческого возраста).

Наблюдая за развитием детей первого года жизни, советские психологи Н. Л.

Фигурин и М. П. Денисова обнаружили, что примерно на шестой недели жизни

ребенка его поведение при виде взрослого человека резко меняется. Если

раньше взгляд малыша лишь ненадолго останавливался на взрослом человеке и

быстро “убегал” в сторону, то теперь происходит нечто совсем иное: ребенок

долго и внимательно смотрит в глаза взрослому, на лице его появляется

улыбка, он начинает гулить. Создается впечатление, что поведение ребенка

осмысленно, он весь тянется к взрослому и как бы говорит ему: “Не уходи,

побудь со мной подольше”. Ученые назвали эту удивительную реакцию младенца

“комплексом оживления”.

На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей,

выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека

являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На

улыбку матери в возрасте около 2 - 3 месяцев младенец реагирует также

улыбкой и общей активизацией движений.

Было бы неправильно связывать возникновение у ребенка комплекса

оживления со зрительным восприятием хорошо знакомых лиц. Многие слепые от

рождения дети также начинают улыбаться примерно в двух-трехмесячном

возрасте, услышав только голос своей матери.

Улыбка на лице ребенка возникает и поддерживается не сама собой. Ее

появлению и сохранению способствует ласковое обращение матери с ребенком

или заменяющего ее взрослого человека. Для этого выражение лица взрослого

должно быть добрым, радостным, а его голос приятным и эмоциональным.

Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослого с ребенком

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.