реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психологический синдром - (реферат)

реферат

Психологический синдром - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    О понятии "психологический синдром"
    Структура психологического синдрома

Как показал Л. С. Выготский, в каждом возрастном периоде имеется своя, специфичная для негосоциальная ситуация развития. Она определяется тем местом, которое занимает в обществе ребенок данного возраста. В каждом отдельном случае социальная ситуация развития имеет свою специфику, зависящую от тех конкретных отношений, которые складываются у данного ребенка с окружающими его людьми (родителями, учителями, сверстниками). Эту конкретную систему отношений мы называеммежличностной ситуацией развития. В ходе развития у ребенка складываются те или иные устойчивые психологические синдромы. Общая схема психологического синдрома представлена на рис. 1. Рис. 1. Схема развития психологического синдрома

Источники синдрома- это те факторы, которые существенны для его возникновения. Они могут иметь самую разнообразную природу - генетическую, социальную и т. п. В процессе развития синдрома они не претерпевают каких-либо закономерных изменений. Факторы, включенные вядро психологического синдрома, закономерно видоизменяются в ходе его развития. Специфика того или иного психологического синдрома определяется взаимодействием трех основных блоков: - Психологический профильребенка - это совокупность как его личностных характеристик, так и показателей, относящихся к познавательным процессам. Для разных синдромов основное значение могут иметь разные особенности психологического профиля.

- Особенности деятельностиребенка зависят от его психологического профиля. Они могут относиться к интенсивности и эффективности деятельности, ее успешности, степени ее соответствия социальным нормам и т. п.

- Под реакцией социального окруженияпонимается ответ социальной среды (родителей, учителей, сверстников) на особенности деятельности ребенка. Эта реакция может состоять в поощрении одних форм поведения и наказании за другие, в общей оценке ребенка, в интенсивности общения с ним и т. п.

Между описанными блоками существует кольцевая взаимосвязь: картина поведения ребенка связана (хотя и неоднозначно) с его психологическим профилем; она определяет (хотя, опять же, неоднозначно) реакцию окружающих; в свою очередь, эта реакция обусловливает те или иные изменения психологических особенностей. Влияние социальных отношений на психологический профиль ребенка обеспечиваетобратную связь. Психологический синдром формируется в том случае, когда обратная связь положительна, т. е. реакция окружения поддерживает те самые особенности, которые ее вызвали. Коррекционный подход основан на разрушении положительной обратной связи и замене ее на отрицательную, которая нормализует систему отношений ребенка с его социальным окружением.

Психологические синдромы, связанные с высоким уровнем демонстративности Негативное самопредъявление и демонстративный нигилизм

В дошкольном или младшем школьном возрасте у детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе (т. е. с ярко выраженной демонстративностью) часто складывается психологический синдромнегативного самопредъявления. Его главное проявление состоит в том, что ребенок привлекает к себе внимание окружающих с помощьюнарушения социальных норм. В этом и состоит основная особенность его деятельности. Негативное самопредъявление складывается вследствие невозможности найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности во внимании к себе. Позиция младшего школьника с негативным самопредъявлением - это позиция "ужасного ребенка", которого окружающие замечают только постольку, поскольку он их раздражает и возмущает. Эта позиция и становится центральной чертойпсихологического профиляребенка с негативным самопредъявлением. Взрослые своим поведением поддерживают это представление, чем и обеспечиваетсяреакция социального окружения, замыкающая положительную обратную связь. Итак, вывод о том, что у ребенка сложился синдром негативного самопредъявления, может быть сделан при сочетании следующих данных:

    - Жалобы на нарушение ребенком правил поведения.
    - Яркая демонстративность.

- Отсутствие очевидных причин нарушения правил, таких как высокая импульсивность, низкий уровень самоконтроля, эксплозивность. В подростковом возрасте у ребенка с негативным самопредъявлением, как правило, складывается самосознание "нигилиста", чья заметность в обществе достигается экстравагантностью и демонстративным противопоставлением себя окружающим. Отсюда и происходит название этого синдрома в его подростковом варианте -демонстративный нигилизм. Оно отражает как психологический облик, так и особенности деятельности подростка. Реакция социального окружения, не замечающего ничего, кроме эпатажных проявлений "нигилиста", способствует фиксации специфических особенностей его самосознания.

Для подростков с демонстративным нигилизмом типичны проблемы установления устойчивых взаимоотношений со сверстниками. Обычно для них самих эти проблемы гораздо более значимы, чем сложности во взаимоотношениях с взрослыми. Взрослых же (родителей, учителей), как правило, намного больше беспокоят внешние нигилистические проявления: курение, неуважительное отношение к старшим, вызывающий внешний вид подростка. О его переживаниях взрослые часто даже не догадываются, хотя беспокоящие их внешние проявления - это и есть выбранный ребенком способ решить свои внутренние проблемы (почти всегда неудачный). Диагностика демонстративного нигилизма основана примерно на том же сочетании признаков, что и диагностика негативного самопредъявления. Отличия, в основном, определяются наличием специфически подростковых проявлений. В качестве основных признаков можно назвать следующие:

    - Жалобы на вызывающее, экстравагантное поведение.
    - Яркая демонстративность.

- Отсутствие подлинных антисоциальных или асоциальных установок. Позитивное самопредъявление и гиперсоциальность

Синдром позитивного самопредъявленияблизок к синдрому негативного самопредъявления с тем отличием, что в этом случае внимание привлекается не посредством нарушения правил, а, напротив, посредством их подчеркнутого соблюдения. Для младшего школьника с позитивным самопредъявлением характерна позиция "образцового ученика". Такой ребенок не забывает говорить "спасибо" и "пожалуйста", вежливо здороваться и прощаться. Разумеется, формы внимания, получаемого при позитивном самопредъявлении, более привлекательны, чем при негативном, так как оно при этом проявляется в похвалах, восхищении и умилении взрослых.

Вполне возможно (и даже довольно распространено) парадоксальное сочетание у одного и того же ребенка элементов как негативного, так и позитивного самопредъявления. Эти психологические синдромы, несмотря на их внешнюю противоположность, очень близки между собой. Оба они характерны для детей сособенно высокой потребностью во внимании к себе со стороны окружающих. Они полярно различаются по внешним формам поведения, но в их основе лежит один и тот же общий психологический склад. Центральным моментом в обоих этих синдромах является именносамопредъявление, то есть постоянное исполнение какой-либо роли, характерное для демонстративной личности.

Во многих случаях позиция "идеального ребенка" удерживается только в социальных ситуациях, тогда как в домашней жизни ребенок может быть совершенно невыносим. Причина того, что в домашней жизни ребенок перестает играть роль "образцового мальчика" или "образцовой девочки" состоит в том, что родители, привыкнув к хорошему поведению, начинают считать его нормой и перестают обращать на него внимание.

Основой для вывода о наличии синдрома позитивного самопредъявления (в сочетании с элементами негативного) служит сочетание следующих показателей: - Жалобы на то, что поведение ребенка очень различно в разных ситуациях. - Демонстративность, проявляющаяся в материалах обследования (не обязательно столь яркая, как при негативном самопредъявлении).

- Подчеркнуто "благовоспитанное" поведение во время обследования. В подростковом возрасте психологический синдром позитивного самопредъявления имеет тенденцию сменятьсягиперсоциальностью. Она характеризуется самосознанием "образцового члена общества" (основная особенностьпсихологического профиля) и внешне высоко конформным поведением (основная особенность деятельности). Вместе с тем, часто наблюдается парадоксальное вкрапление в этот образ элементов демонстративного нигилизма.

Вывод о том, что у подростка имеется психологический синдром гиперсоциальности, делается при сочетании следующих показателей:

- Подчеркнутое следование общепринятым стандартам в одежде, поведении, образе жизни.

    - Принятие установок и ценностей общества (конформность).

- Повышенный уровень демонстративности (повышение может быть не особенно сильным).

Психологические синдромы, связанные с тревожностью и депрессивными тенденциями Хроническая неуспешность и тотальный регресс

Психологический синдром хронической неуспешности складывается в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте. Межличностная ситуация развитияпри этом синдроме характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Основная особенностьпсихологического профиля- резко повышенная тревожность, приводящая к дезорганизации действий и низкой результативности как основнымособенностям деятельности ребенка. Реакция социального окружения- постоянная негативная оценка, поддерживающая высокую тревогу. Позиция младшего школьника с хронической неуспешностью - это представление о себе как о безнадежно плохом ученике.

Так складывается порочный круг: тревожность, нарушая деятельность ребенка, ведет к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех порождает тревогу, способствуя закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг, поэтому неуспешность и становится "хронической". Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем больше он волнуется. Если уровень тревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) еще больше понижает результаты работы. Из-за этого ответственные контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий. Возникает зависимость, удивляющая многих родителей и педагогов: при повышении мотивации снижаются достижения.

Итак, основой для вывода о том, что у ребенка имеется хроническая неуспешность, служит сочетание следующих данных:

    - Жалобы на низкие достижения ребенка.

- Высокий уровень тревоги. Это центральное собственно психологическое звено хронической неуспешности.

- Нормальная социализированность, высокая конформность. При их отсутствии негативная оценка окружающих не ведет к заметному повышению тревоги. Постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности, а иногда и к развитиюдепрессивного состояния. Как правило, признаки депрессии появляются к концу начальной школы. В подростковом возрасте у детей с хронической неуспешностью нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознаниюбезнадежно неуспешной личности. Этим знаменуется формирование нового психологического синдрома - тотального регресса. Среди особенностей психологического профиля центральную роль начинает играть депрессивный фон настроения. Деятельностьхарактеризуется отказом от каких-либо проявлений активности, от общения как с взрослыми, так и со сверстниками. В ответ исоциальное окружение"отворачивается" от подростка, что углубляет депрессию и усиливает представление о своей никчемности.

Тотальный регресс - один из наиболее тяжелых психологических синдромов подросткового и юношеского возраста. Для него типична не только остановка в развитии, но и утрата прежних достижений (чем и объясняется его название). Вывод о том, что у подростка имеется тотальный регресс, может быть сделан при сочетании следующих показателей:

- Жалобы на пассивность подростка, утрату прежних увлечений и интересов, отсутствие контактов с взрослыми и сверстниками.

- Депрессивный фон настроения, сниженная самооценка, пессимистические представления о своем будущем.

- Склонность окружающих оценивать состояние подростка как данность, не поддающуюся изменению, т. е. принятие ими его собственной оценки. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция

Развитие по типу ухода от деятельностипроисходит у детей, которые не получают достаточного внимания со стороны взрослых. Такой ребенок как бы "отсутствует" на уроке, не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя. И дело не в его повышенной отвлекаемости. Он не сосредоточен на чем-то постороннем, а погружен в свой внутренний мир, в фантазии и мечты. Фантазирование позволяет восполнить недостаток внимания ("Я знаменитый охотник, путешественник, кинозвезда").

Гипертрофированное развитие защитного фантазирования составляет основную особенностьпсихологического профиляпри этом синдроме. Погружаясь в мир своих защитных фантазий, ребенок "отключается" от внешней активности, что является основной характеристикой егодеятельностии обусловливает название синдрома. Позиция ребенка с уходом от деятельности является дошкольной, игровой, только игра совершается не во внешнем, а во внутреннем плане. Реакция социального окружения, пытающегося "вернуть" ребенка к скучной и неинтересной для него деятельности, дополнительно стимулирует его уход в замещающее фантазирование. Повышенный уровень тревожности поддерживается конфликтом между стремлением получать реальное (а не только воображаемое) внимание и его отсутствием. Так порождается замкнутый круг причин и следствий: фрустрация потребности во внимании порождает тревогу, блокирующую те формы поведения, с помощью которых ребенок мог бы привлечь к себе внимание, Это, в свою очередь, поддерживает фрустрацию и т. д.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.