реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психологические типы Юнга

реферат

которых являются экстровертными, а остальные четыре интровертными.

Такая классификация, по мнению Юнга, поможет в понимании и принятии

индивидуальных путей развития личности и способов мировоззрения.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ:

Под «психической функцией» Юнг понимает «форму психической

деятельности, которая теоретически остается неизменной при различных

обстоятельствах».

Юнг выделяет рациональные и иррациональные функциональные типы. К

рациональным относятся такие типы, которые «характеризуются приматом

функций разумного суждения». Это мышление и чувство. Общим признаком обоих

типов является то, что они подчинены разумному суждению, т.е. они, связаны

с оценками и суждениями: мышление оценивает вещи через познание, в терминах

истинности и ложности, а чувство через эмоции, в терминах привлекательности

и непривлекательности. В качестве установок, определяющих поведение

человека, эти две фундаментальные функции в каждый данный момент времени

исключают друг друга; господствует либо дна из них, либо другая. Вследствие

этого, некоторые люди, принимая решение, основываются на своих чувствах, а

не на разуме.

Две другие функции, ощущение и интуицию, Юнг называет

иррациональными, т.к. они используют не оценки или суждения, а основываются

на восприятии, которое не оценивается и не истолковывается. Ощущение

воспринимает вещи такими, какие они есть, это функция «действительного».

Интуиция так же воспринимает, но не столько благодаря осознаваемому

чувственному механизму, сколько благодаря бессознательной способности

внутреннему пониманию природы вещей.

Например, личность ощущающего типа отметит все подробности какого-либо

события, но не обратит внимание на его контекст, а личность интуитивного

типа не обратит особого внимания на потребности, но без труда поймет смысл

происходящего и проследит возможное развитие этих событий.

Опыт показывает, что в каждом отдельном взятом человеке доминирует одна из

функций, «она играет господствующую роль в процессе адаптации и придает

осознанной установке человека определенные направленность и качество».

Существует несколько критериев развития функций у человека:

1. Относительно здоровая психическая субстанция. Если психическая

субстанция расстроена, то развитие главной функции может тормозиться, а

противоположная функция может выходить из сферы бессознательного и

занимать главное место.

2. Другой фактор - возраст человека. Считается, что сформированностью

функций и их дифференциация максимальна к середине жизни.

Лишь редкие люди до конца осознают, к какому функциональному типу они

относятся, хотя это несложно определить, исходя из ее силы, устойчивости,

постоянства и адаптированности.

Низшая функция характеризуется ненадежностью, неспособностью

противостоять окружающему влиянию, неустойчивостью. Юнг пишет: «Это не вы

держите ее под башмаком; это она владеет вами».

Но в реальной жизни эти типы почти никогда не встречаются в чистом

виде, а существует бесконечное количество смешанных форм. Во всех смешанных

типах взаимодействуют только смежные функции, а смешение либо двух

рациональных типов, либо двух иррациональных исключается, но они всегда

вступают друг с другом в отношения компенсации.

Если посмотреть на рисунок, то мы видим на примере мыслительного типа

взаимодействие этих функций.

Если одна из функций оказывается подчеркнуто слишком сильно, то

противоположная ей функция отвечает компенсаторными инстинктивными

движениями.

V. ЭКСТРАВЕТНЫЙ ТИП

Экстравертный тип ориентируется по внешнему объекту, его решения и

действия подчиняются не субъективным воззрениям, а объективным

обстоятельствам; его мысли, чувства и действия зависят от объективных

условий и требований окружающего мира; его внутренний мир подчиняется

внешним требованиям; все его сознание смотрит во внешний мир, т.к. важные и

детерминирующие решения приходят к нему из вне. «Интерес и внимание

сосредоточены на объективных происшествиях и прежде всего на тех, которые

имеют место в ближайшей среде. Интерес прикован не только к лицам, но и к

вещам. Соответственно с этим и деятельность его следует влиянию лиц и

вещей. Деятельность его прямо связана с объективными данными и

детерминациями и, так сказать, исчерпывающе объясняется ими».

Но такая обусловленность объективными факторами совсем не означает

идеальную приспособленность к условиям жизни вообще.

Своей адаптивностью экстравертивный тип обязан тому, что он приспособился

к определенным условиям, и не выходит за рамки объективно данных

возможностей. Например, он выбирает занятие, имеющее значение для данного

места и данного времени, или он производит то, что наиболее актуально для

окружающей среды в данный момент, или он воздерживается от всего нового,

которое не удовлетворяет интересы его среды.

Эта сторона его высокой приспособляемости имеет и слабую сторону,

т.к. экстраверт ориентирует свою деятельность на фактическую сторону своих

субъективных потребностей и нужд.

«Опасность заключается в том, что он вовлекается в объекты и совершенно

теряет в них себя самого. Возникающие вследствие этого функциональные

(нервные) или действительно телесные расстройства имеют значение

компенсаций, ибо они принуждают объекта к недобровольному самоограничению».

Самое частое расстройство, выраженное в форме невроза - истерия, при

которой отмечается преувеличенное отношение к лицам окружающей среды.

Основной чертой истерии, по мнению Юнга, является постоянная тенденция

делать себя интересным и вызывать впечатление у окружающих. Другою

особенностью этой болезни является слепое подчинение обстоятельствам,

«подражательная принаравленность».

Если ориентирование и по объективным данным идет насильственно, то

это ведет к подавлению множества субъективных побуждений, мнений, желаний,

вследствие чего они лишаются той энергии, которая должна была бы

затратиться на их долю. Но сознательная установка не может полностью лишить

их энергии. Тот остаток, который она не может отнять, Юнг обозначил как

первоначальный инстинкт. Этот инстинкт формируется в процессе

филогенетического развития и не может быть уничтожен по желанию отдельного

индивида. Сила инстинкта, вследствие лишения энергии, становится

бессознательным.

Чем совершеннее сознательная сторона - экстравертивная установка, -

«тем инфантильнее и архаичнее установка бессознательного». В качестве

доказательства этого утверждения Юнг приводит пример с типографом, у

которого в виде компенсации за его деловые качества в нем бессознательно

оживились воспоминания детства. Он ввел способность к рисованию в свою

профессиональную деятельность и пытался производить продукцию по своему

вкусу, что привело его к краху.

Но чаще конфликт бессознательного противодействия, которое в итоге

способно парализовать сознательное действие, выливается в виде нервного

срыва или заболевания. На практике это проявляется в том, что люди не знают

того, чего они хотят, или наоборот, хотят слишком многого. Не находя

выхода, люди прибегают к наркотикам, алкоголю и т.д. В тяжелых случаях

конфликт заканчивается самоубийством.

У психически уравновешенного человека установка бессознательного

компенсирует установку сознания. Но в любом психическом процессе

присутствует как сознание, так и бессознательное.

Итак, экстравертным типом мы называем такую личность, у которой

механизм экстраверсии преобладает. «В таких случаях.... более ценная

функция является всегда выражением сознательной личности, тогда как менее

дифференцированные функции принадлежат к числу тех событий, которые

случаются с нами».

К этим событиям Юнг относит языковые ляпсусы, суждения не к месту,

ошибки при письме и т.д., но они всегда «обнаруживают субъективную

обусловленность, ярко окрашенную эгоцентризмом и личным сомнением, чем они

доказывают телесную связь с бессознательным».

1. ЭКСТРАВЕРТНЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ:

К экстравертным рациональным типам относятся экстравертное мышление и

экстравертное чувство. Они характеризуются тем, что их жизнь подчинена

разумному суждению со стороны сознания и, в меньшей степени, зависит от

бессознательной неразумности. Разумное суждение у них представлено в

сознательном исключении случайного и неразумного.

Рациональность обоих типов ориентирована объективно и зависит от

объективно данного. Их разумность зависит от того, что коллективно

считается разумным.

а) МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП:

Вследствие общей экстравертной установки мышление ориентируется по

объективным данным. Отсюда вытекает особенность мышления: ориентированность

мышления, с одной стороны, на субъективных, бессознательных источниках, с

другой стороны - и это в большей степени, оно подкрепляется объективными

данными, которые поставляются чувственными апперцепциями.

Экстравертное мышление не всегда конкретно. Оно может быть единым при

условии, что идеи заимствованы из вне, то есть переданное через воспитание,

образование и т. д. Отсюда вытекают следующие критерии экстравертного

мышления:

1) Направленность процесса суждения - передается оно извне или же имеет

субъективный источник;

1) Направленность умозаключений - имеет ли мышление преимущественное

направление на внешнее или нет.

Итак, «экстравертное мышление возможно лишь благодаря тому, что

объективное ориентирование имеет некоторый перевес..., но это ни чуть не

меняет мыслительной функции, а меняет лишь ее проявления».

Рассмотрим человека, который представляет собой чистый тип

экстравертного мышления. Вся его жизнь, его жизненные проявления находятся

в зависимости от интеллектуальных выводов, общепризнанных идей и других

объективных данных или фактах.

Девиз его жизни - никаких исключений, его идеалы являются «чистейшей

формулой объективной фактической реальности и потому они должны быть и

общезначимой истиной, необходимой для блага человечества». В его жизни

большую роль играют такие выражения, как, «собственно говоря», «следовало

бы», нужно было бы» и т.д. Он как бы подавляет все то, что идет из

чувственного познания - вкус, художественное понимание, эстетические

занятия. Страсти, религия и другие иррациональные формы вообще удалены до

полной бессознательности.

Есть экстраверные идеалисты, которые так стараются над осуществлением

своего идеала, что прибегают ко лжи и другим нечестным средствам,

руководясь девизом - цель оправдывает средства. Вследствие этого человек

может пренебрегать своим здоровьем, общественным положением, жизненные

интересы его семьи подвергаются насилию и в конце концов, такого человека

ожидает полный финансовый и моральный крах.

Юнг объясняет это тем, что сознательно вытесненная, подчиненная

функция чувства, «бессознательно действующая и вводящая в соблазн, может

довести до таких заблуждений людей, в остальном стоящих на высоте».

Чем сильнее вытеснены чувства, тем хуже и незаметнее их влияние на

мышление, хотя они во всех остальных отношениях могут быть безупречны.

Мышление экстравертного мыслительного типа позитивно (т.е.

продуктивно). Оно ведет или к новым фактам, или к общим концепциям

разнообразного, не связанного между собой, опытного материала. Обычно его

суждение называют синтетическое или предикативное. В большинстве случаев

оно носит прогрессирующий или творческий характер, но если доминирующей

функцией становится не мышление, а другая функция, то мышление принимает

негативный характер. В этом случае мышление просто повторяет за

доминирующей функцией, хотя это идет в противоречие законам логики.

«Негативная особенность этого мышления столь неописуемо дешево, т.е. бедно

производительной и творческой энергии. Это мышление тянется на буксире за

другими функциями».

б) ЧУВСТВУЮЩИЙ ТИП:

Функция чувства постигает мир, оценивая явление с точки зрения того,

приняты они или не приняты, приемлемы или не приемлемы. Эта функция, так же

как и мышление в экстравертной установке ориентируется по объективному

данному, т.е. «объект, является неизбежной детерминантой самого способа

чувствования».

Юнг разделяет экстравертное чувство на позитивное и негативное. Если

люди ходят в театр, на концерт или в церковь - все это относится к

позитивным чувствам. Но если объект приобретает преувеличенное влияние, то

позитивное влияние утрачивается и «объект ассимилирует себе данное лицо,

вследствие чего личностный характер чувствования, составляющий его главную

прелесть утрачивается».

Наибольшее количество представителей экстравертного чувствующего

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.