реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психологические отклонения у детей и подростков - (реферат)

реферат
p>Еще более многообразны и многоплановы связи между психическим и социальным. Это затрудняет изучение тройственной структуры“биологическое – психическое – социальное”. Соотношение социального и биологического в психике человека многомерно и многоуровнево. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается на различных ступенях этого процесса.

Вернемся теперь к вопросу о психологической сущности личности. Охарактеризовать, что такое личность именно в ее содержательном психологическом плане, оказалось непростой для науки задачей. Решение этого вопроса имеет свою историю.

    Теории личности.

Одним из самых популярных подходов к рассмотрению личности является типологический. Еще с античных времен люди пытались связать какие-то аспекты личности с физическими особенностями человека. Таким образом, выделялись различные типы личности и совокупности личностных черт, которые должны быть присущи этим типам.

Среди типологических классификаций, разработанных в XX в. , следует отметить типологии Кречмера (1925) и Шелдона(1954). Эти психологи предприняли попытку связать поведение человека с его физической конструкцией. Согласно представлениям Кречмера и Шелдона, высокие и худые люди (эктоморфный тип) чаще всего бывают робкими, заторможенными, склонными к одиночеству и умственной деятельности. Сильные, мускулистые люди (мезоморфный тип) должны, как правило, отличаться динамичностью и стремлением к доминированию. Среди невысоких людей с признаками тучности (эндоморфный тип) преобладают общительные, веселые и спокойные.

Оригинален подход к проблеме швейцарского психолога конца XIX-XX в К. Юнга. Он пытался истолковать особенности поведения людей на основе аналогии со сложившимися типами приспособления в природе. В живой природе можно выделить два основных типа приспособления:

Плодородный –отличающийся повышенной плодовитостью при сравнительно меньшей силе защиты и продолжительности жизни (рыбы).

Прожорливый –обладающий многообразными средствами самосохранения при относительно меньшей плодовитости (млекопитающие).

Точно также для одних людей наибольшее значение имеют внешние предметы и события. Они как бы обращены вовне, живут так, как это соответствует объективно сложившимся обстоятельствам. Это люди, как правило, открыты, обходительны, часто веселы, доступны для окружающих, контактны. Представители другой категории, углублены в свою внутреннюю жизнь. Такого человека интересуют не столько внешние события, сколько собственные переживания, собственная личность. Эти люди часто замкнуты, застенчивы, их трудно понять окружающим. Первых К. Юнг назвалэкстравертами, вторых – интровертами. Каждый из нас обладает обоими механизмами –экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес того или другого определяет тип. Исследования показали, что экстра - и интроверсия очень ярко проявляются прежде всего в общении, поэтому здесь легче всего определить, к какому типу вы относитесь.

На первый взгляд подобные типологические схемы кажутся убедительными. Однако они не способны охватить все многообразие и сложность человеческого поведения. Что же касается типологии Кречмера и Шелдона, то возникает естественный вопрос: может быть, реакции человека обусловлены не столько биологическими факторами, сколько тем, как он воспринимает себя сам или тем, как он воспринимается другими людьми? Например, разве мы не вправе ожидать, что индивидуум атлетического сложения будет проявлять большую склонность к доминированию и большую подвижность, чем невысокий упитанный человек?

Если авторы типологических классификаций рассматривали личность как комплекс особенностей, свойственных определенной категории людей, то другие исследователи пытались установить те черты личности, которые заставляют одних людей вести себя более или менее сходным образом в различных ситуациях и таким образом делают их непохожими на других индивидуумов.

Согласно Олпорту (1956), человек может иметь от двух до десяти главных черт (трудолюбие, честность, деловые качества, любовь к музыке и др. ), которые характеризуют его образ жизни. Кроме того, у него могут быть и многочисленные второстепенные черты, которые соответствуют его установкам в различных конкретных ситуациях.

Кэттелл (1956) определил шестнадцать параметров, по которым можно оценивать личность (замкнутость– открытость, серьезность – легкомысленность, застенчивость – дерзость, сообразительность –бестолковость и др. ). По Кеттеллу, ответы человека на вопросы анкеты позволяют построить профиль его личности в соответствии со свойствами, которые он проявил.

Айзенк (1963) пытался определить личностные черты человека по двум основным осям: интроверсия– экстраверсия (замкнутость или открытость) и стабильность – нестабильность (уровень тревожности). Таким образом, авторы данных психологических концепций считают, что для раскрытия существа личности достаточно описатьструктуру качеств человека. Они разработали специальные опросники, с помощью которых можно описать индивидуальность человека, но никак не всю личность. Предсказать по ним дальнейшее поведение трудно, так как в реальной жизни реакции людей далеко не постоянны и чаще всего зависят от тех обстоятельств, с которыми человек столкнулся в определенный момент времени.

Отдельно от других подходов стоят теории самоактуальности. Так, согласно Роджесу, всякий живой организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Он обладает всей необходимой компетенцией, чтобы решать возникающие проблемы и направлять должным образом свое поведение. Представление человека о самом себе, т. е. концепция собственного“Я”, будет развиваться в соответствии со складывающимися перед ним ситуациями и его собственными действиями. Роджерс называет подобную систему представленийреальным “Я”. Человек также склонен представлять себя и в идеальном образе, т. е. видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей (идеальное “Я”). К этому идеальному “Я” и стремится “Я” реальное. В каждом из нас, кроме того, существует и сильная потребность в самоуважении, заставляющая человека требовать положительного отношения к себе или к тому, что он делает. Если же, как это часто бывает, другие одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение лишь тогда, когда они соответствуют их собственным эмоциям, чувствам, мыслям и поведению, то очень вероятно, что мы станем скрывать свои истинные мысли и чувства и демонстрировать вместо них те, которые получат одобрение окружающих. В результате мы будем все меньше оставаться самими собою. Возникает разлад между реальным“Я”, формируемым средой, и той частью психики, от которой мы отказываемся. Это станет для нас источником тревоги. Напротив, если человек чувствует, что его принимают таким, каков он есть, то он раскрывает свои подлинные эмоции, чувства и мысли. Таким образом, личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия между реальным“Я”человека и его чувствами, мыслями и поведением. Это позволяет ему приблизится к своему идеальному“Я”, а именно здесь суть актуализации.

Эриксон разработал теорию психосоциального развития личности. По его мнению, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста. Благоприятный или неблагоприятный исход каждого кризиса определяет возможность последующего расцвета личности. Начальный кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В положительном случае у малыша развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, в отрицательном возникает недоверие к нему. Второй кризиссвязан с первым опытом обучения, особенно с формированием привычки к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, малыш приобретает опыт автономии. Напротив, чрезмерно строгий или непоследовательный внешний контроль вызывает у ребенка стыд или сомнения, связанные главным образом со страхом потерять способность управлять собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые подрастающий человек постоянно строит и которые уму позволяют осуществить, способствуют развитию чувства инициативы. Наоборот, повторяющееся переживание неудач и безответственность могут привести к возникновению покорности и чувства вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается или вкус к работе, или чувство неполноценности. Это относится и к использованию средств и возможностей, и к его статусу в среде сверстников.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола. Он связан с поиском образцов поведения. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка с его потенциальными возможностями и выбором, который он должен сделать. Неспособность к выбору образцов или связанные с этим трудности могут привести к“распылению”роли, которую подросток играет или будет играть в социальной и профессиональной сферах, либо к путанице ролей.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Этот кризис связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым юноше (девушке) предстоит совершить цикл“работа – рождение детей – отдых”, чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе. Седьмой кризисчеловек переживает в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, которое выражается главным образом в“интересе к следующему поколению и его воспитанию”. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Однако, если эволюция супружеской жизни идет нежелательным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости, что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживает во время старения. Он знаменует собой окончание жизненного пути. Человек подводит итоги своей жизни и осознает ее как единое целое, в котором уже ничего нельзя изменить.

Как полагает Пекк, чтобы чувство полноценности могло развиваться свободно, человеку необходимо преодолетьтри подкризиса. Первый подкризис заключается в переоценке человеком собственного “Я”помимо его профессиональной роли, которая у многих вплоть до ухода на отдых остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что требует от человека выработки у себя в этом плане необходимого равнодушия. Наконец, в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность и формируется готовность без ужаса принять мысль о смерти.

Свой подход к пониманию проблемы нашел А. В. Петровский. Ученый дает следующее определение личности: “Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде”. О личности Петровский говорит также как о “сверхчувственном” качестве индивида. “Сверхчувственным”данное качество называют потому, что его нельзя ощутить, хотя его носителем является индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Очевидно, что человек обладает вполне чувственными, т. е. доступными восприятию с помощью органов чувств, свойствами– телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи мимики и др. Рассматривая личность как “сверхчувственное”системное качество, А. В. Перовский дает новое толкование ее структуры. Он выделяет три уровня рассмотрения и проявления личности:

1-й уровень рассмотрения – интраиндивидный: личность рассматривается как индивидуальность, как то, что отличает ее от другого человека. Здесь представлены качества личности, которые даны человеку от рождения. Таким образом, личность выступает как свойство, присущее самому субъекту. К этим качествам можно отнести скорость реакции, темперамент, чувствительность, умственные способности личности, которые проявляются в любых ситуациях, в которые попадает индивид.

2-й уровень – интериндивидный. Здесь сферой определения и существования личности становится “пространство межиндивидных связей”. Это те качества личности, которые могут проявиться только при взаимодействии человека с другими людьми. Например, наблюдая человека в одиночестве, не скажешь, добрый он или нет. Для этого надо узнать, как он ведет себя с другими людьми: знакомыми, незнакомыми, родственниками, коллегами. Или такое качество, как грубость. Представьте себе человека, который попал на необитаемый остров. Можем ли мы сказать о нем, что он грубый? Очевидно, нет, так как грубым человек может быть только по отношению к другому, но не к себе самому. То же относится к таким чертам личности, как общительность, внушаемость, стремление к лидерству или подчинению и др.

3-й уровень – метаиндивидный. Он определяет те воздействия, которые вольно или невольно, личность оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. На данном уровне личность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики предлагается искать не только в ней самой, но и в окружающих. Из сказанного следует что, навыки и знания не усваиваются сами по себе –они воспитываются только в комплексе с личностью того человека, который выступает в качестве учителя. Например, школьные предметы. Они нравятся не сами по себе, привлекают не своим содержанием. Интерес к учебным предметам зависит от того, какой педагог их преподает. Ученик не раскладывает знания у себя в голове по полочкам, но персонализирует их как принадлежность идеального образа учителя.

Каждая личность ощущает в той или иной мере потребность в персонализации – желание продолжить себя в других, стремление “быть настоящей личностью”. Объективная потребность в персонализации –потребность в полагании себя в других, воздействии на другого путем создания у него долговременных образов себя, стремление вкладывать себя в других–может переживаться человеком субъективно, как потребность в славе, дружбе, уважении, лидерстве, внимании и т. п. Эта потребность выступает в основном неосознанно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.