реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психологические особенности следственной работы - (реферат)

реферат
p>В моральную характеристику личности следователя входит правосознание - одна из форм общественного сознания, которая играет решающую роль в практическом применении правовых норм. Как правовая идеология - это система правовых знаний, взглядов и идей, как правовая психология - это совокупность сознательных чувств, переживаний, привычек, связанных с действием права. Говоря о правовой психологии, мы имеем в виду все виды отражения правовых явлений в психике человека, его отношение к этим явлениям.

Следовательно, следователю постоянно приходится испытывать на себе массу посторонних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомерным воздействиям, преодолевать противодействие заинтересованных лиц, действовать под угрозой многих нежелательных последствий, иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения нервных и физических сил. Поэтому в общем психическом складе личности следователя волевые качества играют важнейшую роль.

Повышенные требования к волевой сфере следователя делают обязательным наличие ряда свойств, образующих силу воли. Как говорил Платон: "Воля целеустремленность соединенная с правильным рассуждением". Наиболее ярко проявляются волевые качества в сложных ситуациях, при решении трудных задач следственной работы. Следовательская работа формирует и укрепляет многие волевые качества, но вместе с тем длительное занятие этой профессией, накладывая на личность своеобразный отпечаток, порой приводит к профессиональной деформации. И здесь справедливы слова Абая Кунанбаева, который писал: "Воспитай волю - это броня, сохраняющая разум".

Одной из наиболее существенных черт в морально-волевом облике следователя является такое качество, как принципиальность - наличие твердых убеждений и активного стремления к их реализации, проведению в жизнь, невзирая на препятствия и угрозы личному благополучию. Небезынтересно высказывание Л. Н. Толстого: "Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести". Это качество помогает противостоять нежелательным влияниям извне и собственным слабостям, успешно разрешать свойственные каждому внутренние конфликты, различные споры между должным и желаемым, общественным и личным. В сложных конфликтных ситуациях следователь обязан оставаться хозяином своих чувств и стремлений, сохранять верность нравственным принципам. Расследование преступлений неизбежно сталкивается с ложными заявлениями и доводами, ошибочными утверждениями и выводами, неправильными оценками и суждениями. Сложность состоит в том, что распознать, где правда, а где ложь, где истина, а где заблуждение. Поэтому жизненной необходимостью для следователя является приличность - постоянная готовность строго и объективно оценивать факты, события, действия и высказывания людей, не доверяясь внешнему впечатлению, привычное стремление увидеть и раскрыть в каждом явлении его подлинную сущность.

В основе критичности лежит сложный психический акт сомнения. В совокупности с предусмотрительностью и осторожностью в поступках и суждениях критичность образует весьма необходимое для следователя качество воли и ума бдительность. Одностороннее влияние опыта порой приводит к тому, что следователь вообще утрачивает веру в людей, готов подозревать всех и каждого.

Подозрительность - один из наиболее опасных видов профессиональной деформации. Предубежденность, тенденциозноcть, обвинительный уклон противоречат самой идее правосудия. Даже при рассмотрении отрицательных действий и поступков нужно искать и уметь находить в людях положительные стороны.

Наличие властных полномочий, самостоятельность и независимость следователя, ограниченная гласность расследования, отсутствие публичной критики таит возможность следственных ошибок. Поэтому строгое соблюдение законности в следственной работе во многом зависит от самокритичности следователя. Формирование этой черты - задача морально-политического воспитателя и профессионального обучения, в ходе которого следователь должен быть приучен к систематическому разбору и объективной оценке своего решения и действия, промахов и упущений. Следователь не имеет права на ошибку.

Готовность быстро принять решение и привести его в исполнение абсолютно необходима следователю, который нередко бывает обязан срочно реагировать на возникшую ситуацию, принять неотложные меры, чтобы пресечь преступление, сохранить его следы, оказать помощь пострадавшим, восстановить нарушенный порядок, задержать преступника и т. д.

Следственная деятельность требует трудолюбия, усидчивости, высокой работоспособности, напряжения воли.

Есть следователи, которые оперативно отлично справляются с первоначальной стадией расследования. Они способны по несколько суток подряд, почти без отдыха выполнять неотложные следственные действия, проявлять неутомимость и высокую мобильность. Но вот в расследовании наступает более спокойная полоса, когда требуется длительная методическая работа по делу. И тут следователь "оперативник" зачастую теряет интерес к делу и с трудом дотягивает его до конца.

Настойчивость- стержневое качество воли - выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все силы для ее достижения. Она тесно связана с моральным обликом следователя и такими свойствами характера, как организованность и стойкость.

Невозможно заранее предусмотреть все детали предстоящей работы, частое возникновение таких ситуаций, когда следователь вынужден отложить текущие дела для выполнения неотложных мероприятий, связанные с этим перегрузки, делают особенно острой проблему рациональной организации труда следователя. При этом одним из решающих факторов становится его организованность. Основа организационной деятельности - способность точно ориентироваться в действительности, в частности, в начальной стадии, качествах людей и их возможностях.

В. Л. Васильев пишет: "Организационная деятельность следователя заключается в волевых действиях по проверке реализации гипотез и планов, а также привлечению других людей для осуществления целей следствия. "2

В. Н. Васильев включает в содержание организаторской деятельности мобилизацию или самоорганизацию следователя, расстановку и использование сил, взаимодействие следователя с работниками органов дознания.

Думается, что для следственной работы необходимы прежде всего такие организационные качества:

1) Настойчивость, энергичность, самоорганизованность, заключающаяся в быстром ориентировании в создавшейся обстановке и людях, формирование задачи, расчленение ее на этапы и планирование своей деятельности.

2) Находчивость, ответственность, требовательность, умение хранить тайну, организационные способности, обеспечивающие руководство различными группами людей в ходе расследования уголовного дела.

3) Выдержка, дисциплинированность, самокритичность, чувство собственного достоинства в отношениях с коллегами и руководством.

Наличие у следователя периодических перегрузок зачастую приводит к тому, что они приучаются работать рывками, с особым напряжением в конце месяца или при истечении срока ведения дела. Нормативный характер следственной работы при неблагоприятном сочетании некоторых свойств личности вырабатывают формализм, стойкую привычку действовать по шаблону, прикрываясь соответствующим пунктом инструкции или распоряжением начальника.

Умение и способность проявить творчество и самостоятельность в труде связаны с высоким развитием воли и мышления. Инициативность как закрепившееся волевое качество профессионально необходимо следователю, труд которого чаще всего индивидуален, связан с большой служебной самостоятельностью и процессуальной независимостью. "Решай и делай сам", - на этой основе формируется инициативность и ответственное отношение к порученному делу. Ответственность выполняемой работы, риск нежелательных последствий, вид человеческих страданий, многочисленные

трудности и препятствия делают обычным для следователя состояние напряжения. При этом в первую очередь страдает тормозной процесс, чаще возникает неупорядоченная активность, эмоциональные вспышки, срывы, поспешность, неосмотрительность, узость.

Умение владеть собой в сложной обстановке, рассудочно-волевая направленность помогают следователю снимать напряжение, стойко переносить трудности. Большое значение в следственной деятельности имеют выдержка, сознательный контроль над собой, своей речью, настроением и поведением. При этом многие криминалисты справедливо подчеркивают необходимость для следователя терпения, умения владеть своими чувствами, сдержанности во многих проявлениях. Зная особенности собственной психики, ее сильные и слабые стороны, помня об опасностях, которыми чреваты те или иные свойства его личности, следователь должен постоянно корректировать свои оценки, решения и действия с учетом собственных возможностей, подобно тому, как водитель, управляя автомашиной, строит свои расчеты, помня о скорости собственной реакции, глазомере и т. п. Случайный наблюдатель замечает лишь то, что бросается в глаза, следователь же должен видеть все. В психологии были приняты попытки подсчитать количество впечатлений, получаемых человеком от внешнего мира за короткое время одним каким-либо органом чувств. Подсчеты показали, что даже в течение одного дня человек переживает десятки тысяч различных впечатлений. Ясно, что следователь может и должен видеть именно то, что ему нужно. Это достигается в результате внимания, то есть направленности нашего сознания на восприятие, понимание, запоминание или воспроизведение определенных явлений действительности. Применительно к следователю чрезвычайно трудно выделить такие стороны "службы внимания", которые имели бы преимущественное значение в его работе. Внимание как психический процесс, будучи фиксированным, переходит в психическое состояние человека, а закрепляясь в определенных чертах, становится свойством личности -внимательностью. Для следователя очень важно воспитать в себе целенаправленное, произвольное внимание.

    Интеллектуальные качества следователя

"Живое созерцание", как первоисточник всякого знания, играет очень большую роль в деятельности следователя. Но это созерцание не пассивное, не бессмысленное. Следователь организует свои восприятия, чтобы выделить необходимое, понять существенное, учесть все, что может иметь значение для решения стоящей перед ним задачи. Планомерное, целенаправленное восприятие именуетсянаблюдением. Оно предполагает активную работу всех органов чувств. Поэтому важной психологической предпосылкой плодотворного наблюдения является острота органов чувств следователя.

Особое значение приобретает это качество при производстве тех следственных действий, в которых элементы чувственного познания выступают на первый план (осмотр, обыск). Известно, что полнота и точность наблюдений зависят от опыта и знаний наблюдателя. Люди, обладающие разным жизненным опытом, разной суммой знаний о наблюдаемом предмете или явлении, видят их по разному. Чем обстоятельнее знакомство с предметом, чем разностороннее знания, тем плодотворнее наблюдение, ибо человек не только подмечает и фиксирует признаки и свойства предметов или явлений, но одновременно оценивает, осмысливает и истолковывает их. Один человек, рассматривая гильзу, обнаруженную на месте убийства, вовсе не сможет сказать, что это такое, другой укажет, что это гильза, третий, кроме того, определит, что это гильза от пистолета "Макарова", а четвертый сможет указать и место положения стрелявшего.

Определенность, точность и быстрота понимания зависят от теоретической и практической подготовки следователя. Длительное занятие этой профессией порождает автоматизмы, которые облегчают наблюдение и понимание происходящего, но вместе с тем иногда приводит к ошибкам. Большую опасность представляют так называемые "косные стереотипы" - привычные, укоренившееся суждения и оценки, которые сплошь и рядом искажают восприятие, делают наблюдение неточным и неполным.

Привыкание к тем или иным объектам нередко глушит остроту наблюдения, человек постепенно перестает замечать происходящее перемены. Поэтому целесообразно, чтобы в таких действиях, как осмотр места происшествия или проверка показаний на месте, участвовали наряду с лицами, хорошо знающие данное место, также и незнакомые с ним.

Избирательность наблюдения, как и всякого восприятия, обусловлена потребностями, интересами и, что особенно важно, целями и задачами, которыми руководствуется воспринимающий.

Экспериментально установлено, что высшая эффективность наблюдения обеспечивается наличием определенной цели, ясно сформулированной задачи. Наличие определенного задания намного облегчает в поиски. В этом состоит роль инструкции или программы наблюдения, конкретных вопросах, подлежащих выяснению, роль рабочих версий следователя.

Предопределяет успех наблюдателя в конечном счете интеллект, который организует этот процесс по определенному плану, устанавливает нужную очередность отдельных этапов наблюдений и использует его результаты.

В попытках определить интеллект можно выделить следующие основные подходы: 1) Интеллект - это обобщенная способность к обучению;

2) Интеллект - это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению; 3) Интеллект - это то, что обеспечивает эффективность адаптации, поведения в сложной среде;

    4) Интеллект - это то, что измеряется тестами интеллекта.

Сущность интеллекта понимается как структурирование отношений между средой и организмом, а его развитие проявляется в более адекватной адаптации. Такое понимание интеллекта позволяет рассматривать его как процесс, а не результат, выступающий в виде способности к обучению, к абстрактному мышлению. Отношения между интеллектом и личностью - отношения взаимозависимости: "глубокие связи между ними, особенно проявляющиеся в мотивации умственной деятельности, зависящей от установок, потребностей, интересов и идеалов личности, уровня ее притязаний и т. д. , во многом определяют адекватность интеллекта".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.