реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психологические особенности работы следователя

реферат

"гипнотическое действие" документа. Написанное или напечатанное слово

зачастую воспринимается как наиболее авторитетное, заслуживающее полного

доверия.

В обеспечении полноты и точности протоколирования большое значение

имеет использование стенографии и звукозаписи, являющиеся средствами

контроля и самоконтроля, технически упрощающее труд следователя (человек

может написать 20-30 слов в минуту, продиктовать же в 2-3 раза больше).

Воображение следователя.

Воображение, то есть создание новых образов, представлений или идей,

ранее не воспринимавшихся человеком, имеет огромное значение в следственной

работе. Бесконечное разнообразие жизненных явлений, с которыми приходится

иметь дело следователю, придает его фантазии универсальный характер,

формирует у него создание любых образов, отражающих и повседневные

житейские ситуации, и различные формы человеческого поведения, и явления,

относящиеся ко многим специальным областям человеческой практики.

Основным условием развития воображения следователя является накопление

и обобщение его опыта и знаний.

Расследование как познавательный процесс, в первую очередь, опирается

на воссоздающее воображение, то есть представления чего-либо (ранее не

воспринимавшегося человеком, на основе словесного описания и условного

изображения - чертежи, схемы, карты). Воссоздающее воображение связано с

перекодировкой информации со слов, условных знаков или графических

изображений в наглядные представления, живые образы действительности.

Большую часть информации следователь черпает из устных и письменных

заявлений, сообщений и описаний, из актов, протоколов и других документов.

Этот материал отражается в сознании следователя не только в форме понятий и

суждений, но и в форме образов, более или менее адекватных описанию.

Отсутствие же наглядно-образных представлений крайне отрицательно

сказывается на расследовании.

Значительно облегчает работу следственного воображения введение

наглядной демонстрации, использование разного рода наглядных опор:

рисунков, фотоснимков, чертежей, графических схем и иных изображений, а

также слепков, макетов, моделей.

Поэтому очень важно иметь в следственных органах все необходимое для

макетирования, проекционную аппаратуру, различные муляжи, наглядные

пособия.

Точность отражения еще больше возрастает, когда мы имеем возможность

воспринять хотя бы часть подлинной ситуации путем ознакомления с

обстановкой места происшедшего и отдельными вещественными доказательствами.

В таких случаях, полученные представления включаются в общую систему

образов и обогащает воображение.

До сих пор речь, в основном, шла о воссоздании воображения

следователя, которое является предпосылкой более сложного творческого

воображения. Это последнее воссоздает новые образы и представления без

опоры на их описание или условное обозначение, путем творческой переработки

имеющихся знаний и материала прежних восприятий.

Обращаясь в прошлое, воображение следователя на основе отрывочных

сведений, почерпнутых из различных источников, создает цельное

представление о расследуемом событии во всех его существенных чертах.

Отражая явление настоящего времени, воображение следователя рождает

предположения об имеющихся следах, остатках, отпечатках и иных отображениях

расследуемого события, при помощи которых оно может быть установлено и

доказано. Наконец, регулируя и направляя свои действия, планируя

расследование, следователь смотрит в будущее, предвидит результаты своего

труда. Предвидеть - значит вообразить.

Качества ума следователя

Психологическая сторона умственной деятельности следователя - одна из

наиболее интересных и наименее исследованных проблем.

Следственное мышление имеет свою специфику. В нем своеобразно

реализуются общие закономерности. Мышление - не только логический, но и

психический процесс. Анализ содержания самих умственных процессов относится

к компетенции психологической науки, и, в частности, того ее раздела,

который именуется психологией мышления.

Практическое мышление в процессе трудовой деятельности именуют

оперативным. Термин "оперативное" допускает различные толкования:

оперативной можно назвать деятельность, состоящую из ряда операций либо

протекающую особенно быстро, а если иметь в виду, что по латыни "опера"

означает труд, то оперативным можно назвать мышление, непосредственно

вплетенное в трудовой процесс. Все эти оттенки применимы к мышлению

следователя.

Различая наглядно-действенное, образное и абстрактное мышление, в

психологии иногда неправомерно связывали практический интеллект с наглядно-

действенным мышлением как с генетически более ранней и более элементарной

формой умственной работы. При этом предполагалось, что наиболее высокие

требования к уму предъявляет теоретическая деятельность, которая

связывалась только с абстрактным мышлением, практический же ум, даже на

самых высоких его ступенях, расценивался как менее квалифицированный. Ныне

уже бесспорно доказано, что высшие проявления человеческого разума в

одинаковой мере присущи и теоретически и практически.

Вряд ли можно говорить о преобладании в деятельности следователя

наглядно-действенного, образного или абстрактного мышления. Все эти виды

здесь взаимосвязаны и непрерывно переходят друг в друга. В самом наглядно-

действенном мышлении существуют разные уровни от простейших манипуляций до

сложнейших умственных действий с конкретными образами и обобщенными

представлениями, которые свойственны интеллектуальной работе следователя.

Да и абстрактное мышление обозначает две разновидности умственной

работы:

во-первых, оперирование готовыми абстрактными категориями;

во-вторых, самостоятельное абстрагирование, необходимое для перехода к

действию с отвлеченными понятиями.

Вторая разновидность, тесно связанная с наглядно-действенным и

образным мышлением, значительно сложней.

Следователь, который имеет дело с конкретными предметами и явлениями,

оторваться от чувственных данных бывает труднее, чем оперировать готовыми

идеями.

Различая ум конкретный и ум абстрактный, обычно считают, что

конкретный видит детали, проявляя внимание к мелочам, от которых

абстрактный ум отличается отвлечением от несущественного.

Искусство расследования - это в значительной степени умение видеть и

понимать мелочи. Полная очевидность события - дело довольно редкое, чаще

следователю достаются скрытые и незаметные следы, при помощи которых

достигается опосредованное познание расследуемого события. Однако, ведение

этих отдельных деталей ничего не дает без обобщения и скачкообразного

перехода к событию в целом, а это требует конкретного равновесия и

абстрактного в следственном мышлении, которое должно и охватить картину в

целом, и видеть штрихи её образующие.

С этим связана и такая черта следственного мышления, как равнодействие

анализа и синтеза. Почти в каждой работе по тактике и методике говорится об

аналитической деятельности следователя: анализе исходных данных, анализе

доказательств и тому подобное, но в редких случаях о синтетической работе

ума. Это создает впечатление, что ведущей умственной операцией для

следователя является анализ.

Однако понимание материала, подготавливаемое анализом достигается в

результате синтеза. Версии, план расследования, оценка доказательств - всё

это синтетические образования. Без синтеза остаются лишь частности,

механический набор знаний, не организованных в единую систему.

Следственное мышление требует гармоничного сочетания анализа и

синтеза.

Мышление, вскрывающее причины каких-либо явлений, иногда называется

причинно-следственным. Именно такой характер носит мышление следователя.

Можно сказать, что основным содержанием его умственной работы является

выведение следствий. Эта операция применяется в двух планах.

Во-первых, установление причин каких-либо явлений по наличным данным,

которые рассматриваются как последствия или результаты действия этих

причин.

Во-вторых, установление последствий по наличным данным, которые

рассматриваются как причины, приводящие к определенному результату.

В первом случае мы имеем дело с объяснением, во втором - с

предвидением.

Отличительной чертой умственной работы следователя является то, что

ему зачастую приходится действовать при крайней неполноте исходных данных,

как бы в потемках, при самом приблизительном знании того, что нужно

установить и конкретно какими средствами это может быть достигнуто. Его ум

постоянно работает с ненадежной, недостаточной, вероятностной информацией.

Следователь должен учитывать степень её вероятности и меру надежности,

опираясь на опыт и знания, отражающие "несчитанную статистику" реальной

жизни.

В каждом случае следователю необходимо продумывать свои действия и

действия своих партнеров "на много ходов вперед", а поскольку имеющиеся

данные допускают различные варианты и каждом из них возможны различные

отклонения, то приходится учитывать огромное количество возможностей,

рассчитывая промежуточные операции и действия. Умение видеть перспективу

дела вплоть до судебного разбирательства - одна из существенных

особенностей следственного мышления.

Отмеченные особенности следственного мышления предполагают наличие у

следователя следующих качеств ума:

глубины - способности проникнуть за поверхность видимого в сущность

фактов, понять смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные,

прямые и побочные результаты явлений и поступков;

широты - умения охватить мыслью большой круг вопросов и фактов, привлекая

знания из различных областей науки и практики;

мобильности - способности продуктивного мышления, мобилизации и

использования знаний в сложных условиях, в критической обстановке;

быстроты - умения решать задачи в минимальное время, производя ускоренную

оценку обстановки и принимая неотложные меры;

целеустремленности - волевой направленности мышления на решение

определенной задачи, способности длительно время удерживать её в сознании и

организованно, последовательно, планомерно думать над её разрешением;

самостоятельности - способности постановки целей и задач, умения находить

их решения и пути к их достижению без посторонней помощи;

критичности - умения взвешивать сообщения, факты, предположения, отыскивая

ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения;

гибкости - умения подойти к явлению с различных точек зрения,

устанавливать зависимости и связи в порядке, обратном тому, который был уже

усвоен, варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность и

изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой.

Для развития этих качеств ума при подготовке следователей

целесообразно практиковать решение специальных задач - упражнений,

основанных на психологических принципах.

Мышление следователя

Любой предмет обладает бесконечным множеством свойств, признаков,

сторон и отношений, исчерпывающее познание которых за короткий срок

невозможно. Отражение их органами чувств и человеческой мыслью всегда

избирательно, оно беднее действительности, но тем не менее несет в себе

достоверное знание, необходимое для достижение той или иной цели.

В зависимости от цели исследования, мы абстрагируемся от многих

несущественных в данной ситуации сторон и взаимосвязей, что позволяет

глубже, вернее и полнее установить все то, что имеет значение для дела.

Говоря о полном, объективном и всестороннем исследовании в уголовном

процессе, имеют ввиду именно такие существенные и юридически значимые

обстоятельства.

Но как достигается знание этих обстоятельств, как осуществляется

движение человеческой мысли от незнания к неполному знанию, а от него - к

знанию достоверному? Этот общий методологический вопрос имеет огромное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.