реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психологические основы производства отдельных следственных действий - (реферат)

реферат

Психологические основы производства отдельных следственных действий - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

1. Общая характеристика предварительного следствия и судебного разбирательства В решающей степени эффективность предварительного расследования и судебного разбирательства зависит от профессионализма, психологической подготовленности и специальной тактики поведения следователя, судьи. Предварительное следствие и судебное слушание уголовного дела можно рассматривать как познавательный, коммуникативный и удостоверительный процессы, предъявляющие серьезное требование к познавательной сфере, мышлению, социально-психологическим качествам, юридической грамотности следователей и судей. Можно отметить следующие особенности их мышления:

а) необходимость выделения и решения проблемных ситуаций, связанных с конкретным преступлением;

б) сочетание в деятельности дискурсивного (логического) и эвристического (творческого) типа мышления;

в) важную роль интуиции - антиципации (предвосхищения) в мыслительной работе; г) рефлексивный способ мышления ("размышления о размышлениях другого человека, о своих собственных");

д) составление сложных информационно-логических моделей, называемых в праве следственными версиями;

е) критичность мышления, избавление от ненужной, "шумовой" информации; ж) избирательность и направленность мышления на решение задач расследования преступления, сбора доказательств вины правонарушителя.

Применительно к следственной деятельности можно говорить о решении следующих функций: познавательной или информационной (сбор информации о событиях преступления); удостоверительной (фиксация полученной информации и вещественных следов в предусмотренной законом документальной форме); поисковую; конспиративную; конструктивную (выдвижение следственных версий и гипотез о поведении преступников); коммуникативную; правоприменительную; социальную (действия следователя как представителя власти); воспитательную (проведение воспитательных и профилактических действий в отношении лиц, проходящих по уголовному делу).

Следует обратить особое внимание на психологическую устойчивость следователя и судьи. Не секрет, что расследование и судебное рассмотрение уголовного дела сопровождается противодействием со стороны обвиняемых и других заинтересованных лиц (родственники, друзья, сослуживцы по работе и т. д. ). Применяются различные способы такого противодействия от элементарного роспуска слухов о личности следователя или судьи до шантажа, провокаций и угроз. В этом случае следует позаботиться о применении предусмотренных законом мер против противодействующих законным действиям лиц, а также продумать мероприятия по обеспечению личной профессиональной безопасности.

    2. Психология осмотра места происшествия

В ходе осмотра места происшествия основное внимание необходимо уделять организации познавательной психической деятельности: восприятию, мышлению, воображению, памяти. Основным методом изучения обстановки на месте преступления является наблюдение, то есть преднамеренное и целенаправленное восприятие. Наблюдение тесно связано с характеристиками внимания человека. Доказано, что в ходе осмотра места происшествия наблюдение бывает более успешным, если следователь придерживается следующих правил:

до наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом предмете, событии или явлении;

определить цель наблюдения, сформулировать задачу, мысленно или на бумаге составить план наблюдения;

искать в наблюдаемом предмете или явлении не только то, что предполагалось найти, но и обратное этому;

расчленить предмет наблюдения и в каждый момент наблюдать одну из частей, не забывая о наблюдении целого;

следить за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число, установить максимальное количество свойств предмета или особенностей наблюдаемого явления;

не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с разных точек зрения, в разные моменты времени и в различных ситуациях, изменяя условия наблюдения;

подвергать сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть ложной демонстрацией, симуляцией, маскировкой или инсценировкой;

ставить вопросы "почему" и "что это значит" относительно каждого элемента наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке в дальнейшем наблюдении свои мысли и выводы;

сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различие и связи;

сопоставлять результаты наблюдения с тем, что было ранее известно об этом предмете или явлении, с данными науки и практики;

ясно формулировать результаты наблюдения и четко их фиксировать в соответствующей документальной форме - это помогает их пониманию и запоминанию;

привлекать к наблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения с коллегами. (Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей - М. : ВШ МООП СССР, 1967, с. 90).

В значительной мере эффективность наблюдения при осмотре места происшествия зависит от знания следователем ряда закономерностей функционирования познавательных явлений. Известно, что с помощью зрения человек получает 60-65% информации об окружающем мире; с помощью слуха - 10-15%; осязания - 7-10%; обоняния - 2-4%. Таким образом, ведущим чувственным каналом при осмотре места происшествия является зрение.

Известно, что поле зрения (зона обзора без перевода взгляда) равна 70 градусов вертикальной плоскости (30 градусов вверх и 40 градусов вниз от горизонтальной линии обзора) и 120 градусов - в горизонтальной плоскости. Зона мгновенной четкой видимости составляет 18 градусов, а эффективной видимости при напряженном, концентрированном внимании - 30 градусов в вертикальной и 60 градусов в горизонтальной плоскости. Время темновой адаптации повышения чувствительности зрения при нахождении в темноте (равняется 30-40 мин. , в время световой адаптации) снижение чувствительности зрения при ярком свете) - 10 сек. Экспериментами установлено, что в обстановке сильного шума световая чувствительность сумеречного зрения снижается до 20%. Наоборот, в дневное время такой же раздражитель усиливает чувствительность глаза. Острота зрения повышается при холодной погоде и снижается при теплой. Опыты показывают, что при осмотре места происшествия, каждый предмет, в целях получения достоверной информации о нем, следует рассматривать не менее 2-3 минут. Наконец, при зрительном восприятии следует учитывать объем внимания, заключающийся в том, что человек способен воспринимать одновременно от 4-х до 6-ти предметов. Более благоприятные условия складываются для восприятия разнородных предметов, если их число не превышает 2-х - 3-х.

При осмотре места происшествия следует учитывать закономерности адаптации органов обоняния. Органы обоняния очень быстро адаптируются к запахам: полная адаптация к гари и табачному дыму наступает через 3-5 минут, запаху йода 50-60 сек. ; камфары - 90 сек. и т. д. По истечении этого времени обоняние уже не отражает запахов. Чтобы восстановить чувствительность органов обоняния следователю рекомендуется выйти из помещения и минут 10 подышать "чистым воздухом".

Учитывая закономерности процесса переключения внимания, следователю при осмотре места происшествия не следует переходить после окончания осмотра одного предмета (или участка события преступления) к другому быстрее, нежели через 5-10 сек. Необходимо дать время для "угасания" следов предыдущего возбуждения и подготовить органы чувств к новой работе.

Полнота и точность восприятия зависят от физического состояния осматривающего место происшествия. Так, чувствительность зрения в темное время суток снижается в результате недоедания, утомления, переполнения желудка. Чувствительность к запахам резко снижается при насморке и частом курении. Учитывая данные исследований о том, что произвольное интенсивное внимание может сохраниться без заметного ослабления в течение 40 мин. , целесообразно через каждые 35-40 мин. осмотра устраивать 3-5 минутные перерывы. (См. Водолазский Б. Ф. Психология осмотра места происшествия. Учебное пособие- Омск: Омская ВШ МВД СССР, 1979, с. 16).

Работа мышления при осмотре происшествия, в основном, направлена на реконструкцию события преступления, установление следственно-причинных связей между отдельными фактами и выдвижение следственных версий.

Раскрытие и расследование преступления, во многом, определяется организацией взаимодействия всех лиц, участвующих в осмотре места происшествия. Как правило, выезды на место происшествия и работы "по горячим следам" на практике осуществляют следственно-оперативные группы, в которые обычно входят следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист, судебно-медицинский эксперт и др. Руководит группой следователь, а другие участники осмотра действуют под его руководством и по его поручениям. Большое значение имеет четкое распределение обязанностей лиц, участвующих в осмотре места происшествия, а также своевременный обмен информацией о полученных при осмотре результатах.

    3. Психология допроса

Эффективность допроса зависит от коммуникативных качеств следователя, его развитых умений психологического воздействия на допрашиваемого и правильного планирования тактики действий в зависимости от личностных качеств допрашиваемого. В психологической литературе выделяются коммуникативные качества допрашивающего: выдержка, эмоциональная устойчивость, общительность, умение слушать, вежливость, чуткость, умение познавать внутренний мир человека, наблюдательность, интерес к людям, способность быстро и верно оценивать психическое состояние человека, чувство ответственности и нестандартность мышления. (Тыщенко П. П. Тактика и психологические основы допроса (опроса) Учебное пособие - Домодедово: ВИПК МВД РФ, 1998, с. 10).

Без понимания личности допрашиваемого невозможно построение продуктивной тактики допроса. При этом следует помнить о значительных трудностях в процессе допроса. Одной из таких трудностей является отрицание вины обвиняемым. Следователю необходимо разобраться в мотивах отрицания вины. Среди таковых могут быть:

    а) страх обвиняемого перед наказанием;

б) желание избежать неблагоприятных последствий для себя, родственников и близких;

    в) боязнь огласки и общественного осуждения;
    г) стыд от сознания противоправности своего поведения;
    д) нежелание обнародовать интимные стороны своей жизни;
    е) стремление скрыть соучастников преступления;
    ж) боязнь мести;

з) уверенность в отсутствии доказательств и невозможности раскрытия преступления;

    и) недоверие к следователю;

к) личное неприязненное отношение следователя к допрашиваемому. Другой трудностью допроса является самооговор допрашиваемого (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и др. ). Важно не только установить факт самооговора, но и выявить его причины. К числу мотивов самооговора можно отнести:

а) стремление избавить от наказания действительного виновника; б) боязнь огласки каких-либо компрометирующих фактов;

в) желание получить от заинтересованного в самооговоре лица определенную материальную выгоду;

г) стремление уклониться от ответственности за более тяжкое преступление; д) желание ускорить расследование;

е) стремление получить какие-либо выгоды от следователя (например, свидание с родственниками и др. );

    ж) добросовестное заблуждение о своей виновности.

Эффективность допроса зависит от целесообразного и своевременного применения различных приемов психологического воздействия на допрашиваемого. Среди таких приемов отмечают: "последовательность", "внезапность", "выжидание", "снятие напряженности", "форсированный темп допроса", "замедленный темп допроса", "создание впечатления о хорошей осведомленности допрашивающего", "вызов", "создание психической напряженности у допрашиваемого", "настройка", "пресечение лжи", "опора на положительные качества личности допрашиваемого", "использование "слабых мест" у допрашиваемого", "повторность допросов", и т. д. Выбор конкретных приемов психологического воздействия зависит от целей допрашивающего и особенностей личности допрашиваемого. Например, если целью является воздействие на психическое состояние допрашиваемого, то целесообразно выбрать приемы: "внезапность", "форсированный темп допроса", "выжидание" и др. В случае постановки следователем цели создания у допрашиваемого определенного представления о состоянии расследования и осведомленности допрашивающего возможно применение приемов: "последовательности", "пресечения лжи", "вызова", "создания впечатления о хорошей осведомленности" и др.

Если перед следователем возникает задача, например, допроса человека со слабой нервной системой, то на каждой части допроса /этапе/ можно применять специфические приемы психологического воздействия. В вводной части и установления психологического контакта показаны приемы: "настройка на одну волну", "терпеливое слушание", "втягивание в общение", "похвала и позитивная оценка" /эти приемы рекомендуется использовать и на остальных этапах допроса/, "нейтрализация настороженности", "гибкое реагирование", "сближающее "МЫ"". В главной части допроса можно использовать дополнительные приемы: "вызов борьбы мотивов", "перефразирование", " использование фактов", "построение моста". На этапе устранения противоречий можно применить прием "контрвопросы". (Описание около 100 приемов психологического воздействия дано в приложении к книге: Папкин А. И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности - М. :1996)

4. Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложных алиби в процессе предварительного следствия

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.