Психологические аспекты организационного конфликта
Министерство образования Российской Федерации
Тверской государственный технический университет
Кафедра психологии и философии
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Психологические аспекты организационного конфликта»
Выполнил:
Студент группы ПСИ-43
Островский В.В.
Научный руководитель:
кандидат психологических
наук, доцент кафедры
психологии и философии
Филиппченкова С.И.
Тверь 2004
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 «Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии»
§1 Социально-психологическое содержание понятия «конфликт», и его
классификация…………………………………………………………………..4
§2 Структурно-динамические характеристики конфликта……………...14
§3 Специфика организационного конфликта………………………………21
Глава 2 «Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и
стратегии поведения в конфликтных ситуациях»
2.1. Программа исследования………………………………………………...30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования…………………...32
2.3. Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности
сотрудников коммерческих организаций………………….34
2.4. Выводы по исследованию………………………………………………..37
Заключение..................................................................
........................................38
Приложения…………………………………………………………………….40
Литература……………………………………………………………………...47
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Психологическая наука постоянно развивается.
Исследователи формулируют выводы и строят концепции, открывают нам истинное
знание о человеке, его возможностях и способностях, путем выявления
взаимосвязей между характеристиками психической деятельности и поведения
человека.
Многократными эмпирическими исследованиями представителей
различных школ и направлений доказано огромное влияние врожденных
характеристик на последующую жизнь и развитие человека. Но все же есть
множество неисследованных вопросов. В данной курсовой работе будет затронут
один из актуальных вопросов современной психологической науки - взаимосвязь
темперамента и стратегии поведения в конфликтных ситуациях у представителей
профессии типа "человек-человек". Результаты исследования имеют важное
практическое значение.
Объект исследования: профессиональная деятельность сотрудников
коммерческой организации "Стройцентр" (строительной компании).
Предмет исследования: взаимозависимость особенностей типа темперамента,
стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации.
Цель исследования: теоретическое осмысление и эмпирическое
исследование взаимозависимости особенностей типа темперамента, стратегий
поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации, а также
разработка практических рекомендаций для оптимизации профессиональной
деятельности сотрудников организации.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме темперамента и
изучение основных подходов к исследованию конфликта.
2. Исследование взаимосвязи особенностей типа темперамента и стратегий
поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации.
3. Разработка практических рекомендаций для оптимизации профессиональной
деятельности сотрудников организации.
Гипотеза: выдвигается предположение, что существует взаимосвязь
особенностей типа темперамента и стратегий поведения в конфликте у
сотрудников коммерческой организации.
Методы исследования:
1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному
поведению К. Томаса.
2. Методика диагностики темперамента Айзенка.
3. Для математико-статистической обработки результатов исследования
использовались – описательные статистики, коэффициент ранговой
корреляции Спирмена.
Глава 1
Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии
§1: Социально – психологическое содержание понятия «конфликт», и его
классификация.
Конфликты существовали всегда, во все времена и у всех
народов. Слово конфликт происходит от латинского conflictus, что в переводе
означает «столкновение». В качестве научного термина это слово в близком,
но не тождественном смысле применяется в психологии.
Употребление термина «конфликт» встречается при разработке
проблем психологии личности, в общей, медицинской, социальной психологии,
психотерапии, педагогике и политологии. Конфликты рассматриваются западными
психологами преимущественно в духе традиций психоаналитического
представления о природе индивида (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Берн), с
позиций когнитивной психологии (К. Левин), с бихевиористской позиции (К. Л.
Хялп), с позиций ролевых подходов (У. Гуд, Т. Ныоком, У. Мейсон и др.).
Известны и такие теории конфликтов, как теория структурного баланса Ф.
Хайдера, структурно-функциональный подход Т. Парсонса, теория социального
конфликта Л. Козера, теория конфликтологии У. Ф. Линкольна, когнитивная
теория М. Дойча, теория стратегии поведения в конфликтной ситуации К.
Томаса. В связи с таким разнообразием теорий, посвященных проблемам
конфликтов, авторы предлагают большое количество определений этого понятия,
которые зависят и от их точки зрения на природу биологического и
социального, и от взгляда па конфликт как на личностное или массовидное
явление, и т. д.
М. А. Робер и Ф. Тильман определяют конфликт следующим
образом: это состояние потрясения, дезорганизации по отношению к
предшествующему развитию. Конфликт — это генератор новых структур. Как
можно без труда заметить, последняя фраза в этом определении указывает на
позитивный характер конфликтов и отражает современную точку зрения, что в
эффективных организациях конфликты не только возможны, но и желательны.
Определение Дж. фон Неймана и О. Моргенштейна звучит
следующим образом: конфликт - это взаимодействие двух объектов, обладающих
несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких
объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии,
классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе
связана с постановкой и решением задач организации и управления, с
прогнозированием и принятием решений, а также - планированием
целенаправленных действий.
К. Левиным конфликт характеризуется как ситуация, в которой
на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы
примерно равной величины. В своих работах он рассматривает как
внутриличностные, так и межличностные конфликты.
С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается
ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность,
играющая ту или иную роль. Обычно такие конфликты делятся на межролевые,
внутриролевые и личностно-ролевые.
В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это
борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и
средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или
элиминируются их соперниками. Автор делает упор на позитивной функции
конфликта — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если
конфликт, по мнению Козера, связан с целями, ценностями или интересами, не
затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если
же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так
как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.
Основоположник самостоятельного направления в изучении
конфликтов в американской социологии и социальной психологии—
конфликтологии —У. Ф. Линкольн подходит к рассмотрению конфликта с позиций
здравого смысла и прагматизма и придерживается такого рабочего определения
конфликта: конфликт— это понимание, воображение или опасение хотя бы одной
стороной того, что ее интересы нарушает, ущемляет и игнорирует другая
сторона или стороны. И две или несколько сторон готовы бороться за захват,
подавление или уничтожение интересов соперников ради удовлетворения
собственных интересов. В сущности, конфликт — это конкуренция в
удовлетворении интересов, фактически — конфликт интересов.
В отечественной психологии выделяют, как правило, три вида
конфликтов, имеющих социально-психологическое содержание: социальные,
межгрупповые и межличностные. Наиболее распространено следующее
определение: конфликт — это столкновение противоположно направленных,
несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида,
в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или
групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными
переживаниями.
В научной литературе имеются различные классификации
конфликтов. Основаниями для классификаций могут быть их источник,
содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры
взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект,
социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и
стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д.
Остановимся более подробно на некоторых классификациях
конфликтов.
По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные»,
кроме этого, выделяют и «смешанные». К горизонтальным относят такие
конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг у
друга. К. вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица,
находящиеся в подчинении одни у другого. В смешанных конфликтах
представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. Конфликты,
имеющие вертикальную составляющую, т.е. вертикальные и смешанные, — это
приблизительно 70—80% всех конфликтов.
По значению для коллектива конфликты делятся на конструктивные
(созидательные, позитивные) и деструктивные, (разрушительные, негативные).
Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от
вторых — необходимо. По У. Ф. Линкольну, положительное воздействие
конфликта часто проявляется в следующем:
— конфликт ускоряет процесс самосознания;
— под его влиянием утверждается и подтверждается определенным набор
ценностей, хотя бы и противоречивый и лишь на некоторое время, но
достаточно устойчивый, чтобы служить поставленным целям;
— конфликт способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у
других сходные интересы и что они стремятся к тем же целям и результатам и
поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что
возникают официальные и неофициальные союзы;
— конфликт приводит к объединению единомышленников внутри групп и даже
народов и между ними;
— он способствует разрядке или отодвигает на второй план другие конфликты;
— конфликт способствует расстановке приоритетов;
— он играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже
конструктивного выхода эмоций;
— благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения,
нуждающиеся в обсуждении, понимании, при знании, поддержке, юридическом
оформлении и разрешении;
— конфликт приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и
группами;
— благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого
предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.
Отрицательное воздействие конфликта проявляется часто в следующем:
— конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
— это угроза социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|