реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития

реферат

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития

Российский Государственный Педагогический Университет

имени А. И. Герцена

Факультет коррекционной педагогики

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой

психического развития

Курсовая работа

Научный руководитель:

Санкт- Петербург

1999 г

Содержание

1. Введение (Актуальность темы, научная и практическая значимость.

Основные задачи исследований).

2. Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению.

2.1. Определение понятия "психологическая готовность к школьному

обучению".

2.2. "Кризис семи лет", его значение.

2.3. Понятие мотивационная готовность.

2.4. Значение игровой деятельности для формирования готовности к

школе.

2.5. Формирование предпосылок к учебной деятельности.

2.6. Понятие коммуникативной готовности к школьному обучению.

2.7. Особенности готовности к школьному обучению детей с

задержкой психического развития.

2.8. Выводы по 1 главе, выдвижение гипотезы.

3. Экспериментальные методы исследований.

3.1. Цели и задачи исследования.

3.2. Обоснование методов исследования.

3.3. Результаты исследований.

3.4. Выводы по 2 главе.

4. Заключение, рекомендации.

5. Литература.

6. Приложение.

Введение.

Актуальность проблемы: в течение последних лет в отечественной

педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода

ребенка-дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в

школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию

готовности к школьному обучению. Значение степени подготовленности, или так

называемой "школьной зрелости" трудно переоценить на данном этапе развития

общества, когда все большую актуальность приобретают тезисы о системе

непрерывного образования и воспитания человека, когда именно подготовка

детей, ее эффективность определяет успешность дальнейшего развития

личности, повышение уровня обучения и благоприятное профессиональное

становление.

Результаты психолого-педагогических исследований (Л.И.Божович,

Э.А.Лиштованная, А.А.Люблинская) показывают, что подготовка ребенка к школе

постоянно совершенствуется.

Однако все чаще педагоги-практики (Н.К.Абраменко, Л.И.Божович,

К.А.Климова и др.) указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе

школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной

жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей,

справляться с новой ролью(ученика.

На фоне достаточного интеллектуального развития нередко проявляется

недостаточная социальная подготовленность, неумение устанавливать

доброжелательные отношения с окружающими.

Вследствие этого дети испытывают значительные трудности адаптации к

новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания, затрудняются

в установлении полноценных контактов со взрослыми и сверстниками, что в

итоге приводит к снижению успеваемости младших школьников. Этим объясняется

отчетливо проявившееся стремление к более глубокому изучению социально-

личностной готовности ребенка к школе.

Научные данные и практика воспитания дошкольников свидетельствует о

том, что одной из причин недостаточной социально-личностной готовности

ребенка к школе является отсутствие у детей навыков культуры поведения,

неполное владение детьми знаниями о нормах и правилах общения, а

следовательно - отсутствие сознательного руководства этими правилами в

повседневной жизни. Готовность дошкольника в личностном плане к принятию

качественно новой позиции в системе отношений с окружающими способствует

созданию эмоционально положительного климата в классе, отношения к учителю,

как к носителю социально выработанных способов действий и норм поведения.

Важная роль в этом процессе принадлежит воспитателю. Владение

педагогом культурой общения, понимание и осуществление целенаправленной

работы по данному вопросу обуславливает успешность овладевания ребенком

социальными отношениями.

Исходя из этого, мы предполагаем, что важным резервом

совершенствования подготовки ребенка к школе, в частности ее социально-

личностного аспекта, является система работы по формированию культуры

общения старшего дошкольника.

Залогом успешного овладения ребенком школьными знаниями прежде всего,

является высокий уровень развития вербального интеллекта и мотивационная

готовность к обучению в школе, принятие позиции ученика и высокий уровень

произвольности психических процессов.

Объект исследования: дошкольник и его психологическая готовность к

школьному обучению.

Предмет исследования: психологическая готовность к школьному обучению.

Цель исследования: определение уровня готовности к школьному обучению

ребенка с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1. Анализ данных литературных источников;

2. На основании существующих исследований по проблеме подобрать набор

методик для определения компонентов и уровня школьной готовности;

3. Обследовать группу детей с задержкой психического развития и

выявить степень их школьной готовности;

4. Разработать рекомендации для проведения работы по определению

уровня готовности детей с задержкой психического развития к школьному

обучению и примерные пути коррекции "незрелых" детей.

Глава 1. Теоретические основы проблемы готовности к школьному

обучению.

1.1. Определение понятия "психологическая готовность к школьному

обучению".

Единого определения понятия "готовность к школе" в детской психологии

не существует до сих пор по причине многогранности, " многопластовости"

самой его сути.

А.Анастази определяет понятие школьной готовности как "овладение

умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для

оптимального уровня (развития) усвоения школьной программы поведенческими

характеристиками" (N1, т.2,стр.6). Понятие "другие поведенческие

характеристики" в данном случае довольно широко и может включать в себя

неограниченный ряд критериев.

По нашему мнению, более удачное и точное определение дает И.Шванцара.

Он указывает, что школьная зрелость - достижение определенного уровня

развития, когда ребенок "становится способным" обучаться в школе. Шванцара

также выделяет набор компонентов готовности к школе, таких как умственный,

эмоциональный и социальный.

Л..И.Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких

факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности,

познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и

готовности принять социальную позицию школьника.

А.И.Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие

компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития

познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень

сформированности механизмов волевой регуляции действий.

П.А.Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как

необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.