реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психодинамическая теория личности

реферат

Психодинамическая теория личности

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия педагогики

Факультет психологии

Реферат по курсу “Психология личности”

“Психодинамическое направление в теории личности”

Фамилия, и.о. студента

Студенческий билет

Преподаватель ______________________

Рецензент ______________________

1999

Содержание

Нормативная часть

Психология личности как наука о человеке

Исторические представления о характере и темпераменте

Исследования личности в дореволюционный и советский периоды

Индивидуальная теория личности

Теории личности в эго-психологии

Диспозициональное направление

Гуманистическое направление

Феноменологическое направление

Типологические модели социальных характеров

Типологические модели индивидуальных характеров

Типологическая модель Э. Кречмера

Типологические модели акцентуаций характера и психопатий

Психоаналитические типологические модели (модель Лоуэна)

Творческая часть

“Психодинамическое направление в теории личности”

Топографическая модель уровней сознания

Структура личности

Движущие силы поведения

Психосексуальные стадии развития личности

Природа и типы тревоги

Защитные механизмы эго

Заключение

Список использованной литературы

Психология личности как наука о человеке

Термин “личность” имеет разные значения. Наука о личности – персонология

– это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания

человеческой индивидуальности путём использования различных

исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь

научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе

человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.

Личность – это прежде всего абстрактное понятие, которое объединяет собой

многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли,

переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности

охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих

особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности

сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто

подвести под слово “личность” концептуальное определение. В рамках

психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько,

сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу.

Понятие “характер” означает совокупность устойчивых индивидуальных

особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и

общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер –

качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и

поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства

личности. Это каркас и подструктура личности, наложенная на ее основные

подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а

только существенные и устойчивые. Характер определяется и формируется в

течение всей жизни человека. Большую роль здесь играют общественные условия

и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь

человека.

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния,

составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и

духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность

личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной

активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для

него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели

его действий, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между

общественно и личностно значимым для человека. В основе единства,

цельности, силы характера лежит направленность личности. Обладание целями

жизни — главное условие образования характера. Однако характер и

направленность личности — не одно то же. Направленность личности

накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение

определяется целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то

выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека

своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система

убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения

человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в

справедливости и важности дела, которое он выполняет. Сходство интересов не

предполагает аналогичных особенностей характера.

Различие теорий личности может быть проиллюстрировано на примере. Карл

Роджерс определял личность в терминах самости: как организованную,

долговременную сущность, составляющую сердцевину наших переживаний. Гордон

Олпорт определял личность как то, что индивид представляет собой на самом

деле, как внутреннее нечто, детерминирующее характер взаимодействия

человека с миром. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому

индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. А Эрик Эриксон

представлял личность как функцию результатов психосоциальных кризисов в

течение жизни человека.

Исторические представления о характере и темпераменте

С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие

поведения, совпадающие с различиями в телосложении и физиологических

функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать. Так

возникли самые различные типологии темпераментов.

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач

Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4

основных “соков” жизни, – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи,

входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после

Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую

типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De

temperamentum”. Им были выделены темпераменты, которые в наше время

пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. “кровь”), флегматика

(от греч. “флегма”), холерика (от греч.”желчь”), и меланхолика (от греч.

“черная желчь”). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на

ученых на протяжении многих столетий.

Иммануил Кант (1724-1804) говорил, что с физиологической точки зрения,

когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию и

комплекцию. Но с точки зрения психологической, т.е. как темперамент души

(способности чувства и желания), эти выражения касающиеся свойств крови,

определены только по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими

причинами (из которых кровь самая главная).

Главное деление учения о темпераментах следующее: темпераменты чувства и

темпераменты действия каждый делятся на два вида, что в совокупности дает

четыре темперамента. К темпераментам чувств Кант причислил сангвинический и

его противоположность – меланхолический. Первый имеет особенность, что на

ощущение оказывается быстрое и сильное воздействие, но ощущение проникает

не глубоко (не бывает продолжительным), во втором же темпераменте ощущение

бывает менее ярким, зато пускает глубокие корни.

В психологической науке большинство конституционных концепций стало

объектом критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в

них недооценивается, а иногда просто игнорируется роль среды и социальных

условий в формировании психических свойств индивида. Свойства темперамента,

например, социализация пищевой потребности, любовь к компаниям и дружеским

излияниям, терпимость и отсутствие сострадания, нельзя считать

наследственными свойствами того же порядка, что и телосложение. Такие

свойства формируются под воздействием воспитания и общественной среды. На

самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и

поведение человека от функционирования нервной системы, выполняющей

доминирующую и управляющую роль в организме.

Исследования личности в дореволюционный и советский периоды

П. Лесгафт в конце прошлого века в работе “Семейное воспитание ребёнка и

его значение” провёл исследование характеров школьников и создал типологию

детских характеров в количестве шести. Эта работа имела особое значение для

отечественной психологии не столько точностью наблюдений или

содержательностью типологии, сколько своей основополагающей тенденцией.

В начале ХХ века отечественный психолог А. Лазурский (1874-1917) высказал

идею, что целью систематического изучения индивидуальных характеров

является прежде всего составление их общепринятой классификации. “Идеальной

классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов

давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его

мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в связи с его

характером.” (А. Лазурский. “Очерк науки о характерах”). В основу

классификации им был положен принцип активного приспособления личности к

окружающей среде (куда включались, помимо природы и человеческих

взаимоотношений, ещё идеи, духовные блага, эстетические, моральные и

религиозные ценности и т.п.)

Следующая модель – типологическая модель психопатий и акцентуаций

характера у подростков, разработанная А. Личко. Чрезмерную выраженность

отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты

нормы, принято называть акцентуацией характера. Акцентуации характера

свойственна повышенная уязвимость к определенного рода психотравматическим

воздействиям, адресованным к так называемому “месту наименьшего

сопротивления” данного типа характера при сохранении устойчивости к другим.

Различают явные и скрытые акцентуации характера: первые отличаются

постоянными чертами определенного типа характера, а вторые представляет

собой обычный вариант нормы, не выраженный или выраженный слабо.

Типологическая модель А. Личко состоит из 11 типов:

Гипертимный тип (подвижность, общительность, неусидчивость, приподнятое

настроение, множество поверхностных увлечений, излишняя самоуверенность и

стремление произвести на окружающих впечатление).

Циклоидный тип (повышенная раздражительность и склонностью к апатии, тяжело

переживает даже незначительные неприятности, настроение периодически

меняется).

Лабильный тип очень изменчив в настроении. От сиюминутного настроения этих

подростков зависит многое в их психологии и поведении.

Астено-невротический тип (повышенная мнительность и капризность,

утомляемость и раздражительность, особенно при выполнении трудной задачи;

склонность к ипохондрии).

Сенситивный тип (повышенная чувствительность ко всему, застенчивость,

послушание и привязанность к родителям, моральные требования к себе и

окружающим людям, большая привязанность в дружбе).

Психастенический тип характеризуется ранним интеллектуальным развитием,

склонностью к размышлениям, к самоанализу и оценкам поведения других.

Самоуверенность сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность

суждений со скоропалительными действиями.

Шизоидный тип (замкнутость, внешнее безразличие к другим людям, плохо

понимают состояния других людей, неумение сочувствовать, наполненность

внутреннего мира различными фантазиями, сдержанность во внешнем проявлении

своих чувств).

Эпилептоидный тип (часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем

детстве; в условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя

нередко на высоте).

Истероидный тип (эгоцентризм, жажда внимания к своей особе, выражена

склонность к театральности, позерству).

Неустойчивый тип (повышенная склонность и тяга к развлечениям, а также к

безделью и праздности, отсутствие серьезных интересов, они почти не думают

о своем будущем).

Конформный тип (демонстрирует бездумное, некритическое подчинение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.