реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психодиагностика

реферат

иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-

разному восприниматься и пониматься людьми.

3. Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения

заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т.

к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность

на достаточно высоком уровне.

4. Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние

показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую

совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного

индивида, оценивая уровень его психологического развития.

Норма теста – средний уровень развития

большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого

по ряду социально – демографических характеристик.

Таблица 3.

Классификация тестов

Продолжение табл. 3

Продолжение таблицы 3

3.4. Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим

методикам

Для уверенности в достоверности результатов

психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые

психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду

требований.

Такими требованиями являются

1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.

Есть несколько разновидностей валидности.

Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей

исследуемого качества, получаемых с помощью данной

методики, показателям, получаемым с помощью других методик.

Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного

и того же свойства, получаемым при помощи различных методик,

опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических

показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям

испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют

путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике

заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в

целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть

вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от

данной методики.

Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут

речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными

внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно

длительного использования.

Кри терии валидностьи:

. Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки

испытуемого в разных жизненных ситуациях.

. Достижения испытуемого в различных видах деятельности:

учебной, трудовой, творческой и др.

. Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.

. Данные, полученные от других методик, валидность которых

или связь с данной методикой считаются достоверно

установленными.

2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной

методики устойчивых показателей.

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя

способами:

--путем сравнения результатов, получаемых по этой

методике разными людьми

--путем сравнения результатов, получаемых по одной и той

же методике в различных условиях.

3. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые

с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для

оценки которого данная методика применяется.

4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на

малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе

психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая

методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять

оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не

всегда требуется очень высокая степень точности оценок.

3.5. Правила проведения тестирования, обработки

и интерпретации результатов

В этом вопросе существуют определенные строгие правила

Наболее важные из них:

1. Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе

или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за

недостаточного знания его нюансов.

2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые

хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.

3. Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не

оказывая влияния друг на друга.

4. Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура

обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок,

возникающих на этом этапе тестирования.

(2, стр. 52)

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3

Екатеринбург: “Деловая книга”, 1998. 368 с.

2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика.

М.: “ВЛАДОС”, 1998.-632 с.

3. Рогов Е.И. настольная книга практического

психолога: В 2 кн.-М.: изд. ВЛАДОС, 1998.-Кн. 1-384 c:

4. Словарь практического психолога/сост. С.Ю Головин.-

Минск: Харвест, 1998. – 800 с.

5. Современный словарь по психологии.-Мн.:

“Современное слово”, 1998. – 768 с.

-----------------------

исследовательские

психодиагностические

На основе

наблюдений

опросные

Объективные психодиагност. методы

Эксперимент.методы

прямое

косвенное

анкета

опросник

интервью

Критерий

Наменование

методики

Краткая характеристика

методики

По типу применяемых тестовых задач

Опросные

Используются вопросы, адресуемые испытуемым

утверждающие

Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен

согласиться или не согласиться

По адресату используемого тестового материала

сознательные

бессознательные

Апеллирующие к сознанию испытуемого

продуктивные

Применяют собственную творч. продукцию испытуемых – вербальную, образную,

материальную

действенные

Задание выполнить нек-рый комплекс практических действий

физиологические

П/диагностика на основе анализа непроизвольных физических или

физиологических р-ций организма

Направленные на неосознаваемые реакции человека

По форме представления тестового материала испытуемым

бланковые

технические

сенсорные

Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т.

п.)

Тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе, или ч/з иные технические

устройства

Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных

органам чувств

По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики

объективные

субъективные

Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или

экспериментатора

Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора

или испытуемого (пример - интроспекция)

1

2

3

1

2

3

По наличию в методике тестовых норм

Имеющие тестовые нормы

Не имеющие тестовых норм

По внутренней структуре методики

мономерные

многомерные

В них диагностируется и оценивается единственное качество или свойство

Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или

разнотипных психологических качеств человека

По типу анализа экспериментальных данных

качественный

количественный

Диагностируемое св-во описывается ч/з относительную степень развития его у

данного человека по сравнению с другими людьми

Диагностируемое св-во описывается ч/з известные научные понятия

Признак группы

Название вида теста

Краткая характеристика вида теста

Предназначены д/оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и

отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение,

память, речь.

интеллектуальные

По предмету тестирования

(какое качество оценивается)

межличностные

личностные

Связаны с п/диагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих

его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности.

Оценивают чел. отношения в различных социальных группах

По особенностям используемых задач

Практические тестовые задания

З-чи и упражнения, кот. испытуемый должен выполнить, практически

манипулируя реальными предметами или их заменителями.

Образные задания

Вербальные тесты

Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами,

представлениями.предполагают активное использование воображения.

Задания на оперирование словами.определение понятий, умозаключений,

сравнение объема и содержания разл. слов, и т. п.

Бланковые

По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым

Аппаратурные

Процессуальные

С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов

тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ.

Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц,

опросников и т. п.

Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, напр.

процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе.

1

2

3

По объекту оценки

Тесты достижений

Тесты состояний и свойств

Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах

познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость

внимания и др.

Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека – черты

личности, свойства темперамента, способности и др.

Особая группа

Проективные тесты

Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка –

результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых

многознвчных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных предложений

и т. д.

3

2

1

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.