реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психоанализ детства

реферат

аналитиком. В таких случаях, по словам Анны Фрейд, имеет смысл в

течении некоторого времени постараться добиться расположнения

ребенка - в приведенном примере она описывает случай с

десятилетним мальчиком, когда пришлось вначале добиваться просто

интереса мальчика к личности терапевта, затем постараться

показать, что общение может быть не только интересным, но и

полезным и, наконец, дать понять , что подвергаться анализу

означает получать многочисленные преимущества. После этого

ребенок начинает осознавать действительную пользу проведения

психоаналитической работы.

Таким образом, по мнению Анны Фрейд, первым и немаловажным отличием

детского психоанализа от классической его формы является наличие

особой, подготовительной стадии, на которой ребенок должен признать

свою проблему и принять решение на анализ. По словам автора, "у

маленького запущеного невротика вместо сознания болезни ... возникает

чувство испорченности, которое становится ... мотивом для проведения

анализа".

5. После такого вступления Анна Фрейд приступает к характеристики уже

непосреддственной процедуры детского психоанализа. После того, как

аналитику удалось завоевать доверие и расположение маленького

пациента, возникает вопрос о методах и технических приемах, которые

могут быть применены к ребенку в течение психоаналитической работы.

Анна приводит 4 основных приема классического психоанализа и

раасматривает их применительно к детскому:

6. Воспоминание пациента. В детском анализе не приходится сильно

рассчитывать на собственные воспоминание ребенка. Маловероятно,

что он сумеет рассказать аналитику достаточно о своей болезни.

Поэтому автор предлагает активно собирать и использовать

сведения использовать сведения от родителей. При этом надо

учитывать все неточности и искажения, возможно обусловленные

личностными мотивами.

7. Что касается толкования сновидений, то здесь, по мнению Анны

Фрейд, вполне применимы те же приемы, что используются в работе

со взрослыми людьми. Частота сновидений у редбенка не меньше,

чем у взрослого. Анна расказывает, что в работе она сообщает

малышу, что "само сновидение ничего не может сделать, каждую

свою часть оно откуда-нибудь да взяло", а затем они вместе

"отправляются на поиски". В эту же группу приемов выделяется

анализ "снов на яву", мечты детей, которыми они делятся более

охотно, чем взрослые пациенты. В книге приводится несколько

ярких примеров таких детских фантазий, в которых очень явно

просматриваетя связь с какой-то (тоже "просвечивающей")

проблемой. Встречаютс также "сны на яву с продолжением" -

фантазии, связанные по сюжету, которые ребенок рассказывает от

сеанса к сеансу. В самых удачных случаях, аналитик может войти с

ребенком в настолько тесный контакт в самом начале анализа, что

он [ребенок] будет рассказывать ежедневно продолжение своего сна

на яву, что является очень удобным и достоверным источникком

информации об актуальном внутреннем состоянии ребенка. Еще один

специфический для детского психоанализа прием - это изучение и

толкование рисунков детей - дети охотно и много рисуют и,

подчас, проявляют бессознательные желания, чувства именно в

рисунках.

8. Касаясь метода свободных ассоциаций, Анна Фрейд замечает, что у

ребенка, как правило, отсутствует готовность к ассоциированию.

Именно по этому, по ее мнению, детский анализ считается (на

момент написания книги) особенно трудной областью применения

учения Зигмунда Фрейда. Однако, иногда можно "спровоцировать"

ребенка давать неекоторые ассоциации. Так, например, в практике

автора был случай, когда удалось разрешить проблему, используя

метод свободных ассоциаций, когда девочку просили "сесть на

корточки с закрытыми глазами на корточки и прислушаться к тому,

что происходило в ней". Девочка, обладая (что важно) прекрасной

зрительной памятью, охотно выполняла эту инструкцию и

рассказывала все, что "приходдило на ум ". Уже в то время были

попытки заменить свободные ассоциации игрой ( доктор Гельмут,

Мелания Клейн). Как мы увидим ниже, эти методы получили широкое

развитие, например, его активно применял в своей практике Эрик

Эриксон.

9. Отдельное внимание уделяет Анна Фрейд роли переноса (или

перенесения) как технического приема в детском психоанализе.

Первое, что обращает на себя внимание, это, то, что

необходимость заинтересовать ребенка перед началом анализа (см.

пункт 1) с) означает, в переводе на аналитическую терминологию,

создать положительное перенесение. Таким образом, положительное

перенесение является необходимым условием с самого начала

работы. Отрицательные же перенесения при детском анализе

являюются, по словам автора, прежде всего препятствием, т. к.

нормальная и продуктивная психоаналитическая работа с детьми

возможна только при наличии положительного перенесения.

Отрицательные же, сколь много материала они не давали, в детском

анализе следует разрушать. Все элементы перенесения у ребенка,

продолжает Анна, остаются лишь элементами, невроз перенесения

как ттаковой у ребенка не возникает. Это обуславливается прежде

всего тем, что ребенок, в отличии от взрослого, еще не разорвал

теснейших отношений с родителями и, по сути дела, ему не за чем

переносить свои отношения к родителям на другого человека. Кроме

того, аналитик при работе с детьми недолжен оставаться

безличным, как в классическом психоанализе, он, как уже

неоднократноупоминалось, должен быть интересным, симпатичным

ребенку. Это создает реакцию перенесения искусственно, а ничто

искусственное не может стать по настоящему реальным.

10. В заключительной части своей книги Анна Фрейд подводит некоторый итог

своим взглядам на особенности детского психоанализа. Она обращает

внимание на различные тонкости пихоанализа, связанные, в основном, с

незрелостью структуры личности ребенка. Например, в отличии от

взрослого пациента, ребенок очень зависим в своих отношениях с

окружающим миром и он (мир) оказывает намного большее влияние на

протекание и механизм невроза. По мнению автора, большинство проблем

маленького пациента так или иначе обусловлены незрелостью сверх-Я.

Чтобы результативно провести анализ, как считает Анна, аналитик

“должен суметь во время анализа с ребенком место его Я-идеала”.

Ребенок согласится уступить место в своей внутренней, эмоциональной

жизни новому “любовному объекту”. Таким образом, в детском

психоанализе намечается явная связь с воспитанием - из-за слабости Я-

идеала ребенка и его эмоциональной зависимости от внешнего мира он не

способен самостоятельно сдерживать освобождающиеся побуждения и для

этого ему нужен человек (психоаналитик), обладающие авторитетом в

воспитательном отношении.

В заключение к данному разделу можно сказать, что, в отличии от предыдущего

и последующего, он практически полностью посвящен приактическим проблемам

детского психоанализа. На наш взгляд, это полезно потому, что рассмотрение

и практик, и теории дает намного более полное представление о взглядах на

практически любую психологическую проблему.

Эрик Эриксон

Эрик Эриксон - представитель неопсихоанализа, его социологического

направления. В своей эпигенетической концепции развития личности он

попытался соединить и установить взаимосвязи между общественно-

историческими условиями формирования личности и ее собственной активности.

По его мнению, энические и исторические особенности воспитания ребенка

очень во многом определяют строение и функционирование личности. Чтобы

понять эти культурные и исторические детерминанты, в своих исследованиях он

рассматривал зрелую личность, а затем пытался найти истоки ее организации ,

строения и функционирования на предыдущих стадиях развития общества. Для

понимания того, что Эриксон понимает под зрелой личностью, следует ввести

термин "идентичность" личности - один из центральных во всей теории. Этот

термин у Эриксона обозначает образ себя во всем многообразии отношений к

миру с соответствующими формами поведения, который осознается личностью.

Эта идентичность, по его мнению, формируется в течение всей жизни человека.

Вот как говорит он об этом сам: "Растущий ребенок должен на каждом шагу

извлекать оживляющее чувство реальности из сознавания того, что его

индивидуальный путь овладевающего опыта ... является успешным вариантом

групповой идентичности и находится в соответствии с пространством-временем

и жизненным планом группы. Следует поддчеркнуть, что человек стремится к

обретению идентичности: в самой его природе, по словам Эриксона, заложена

потребность в психосоциальной идентичности.

Всю жизнь человека можно разбить на стадии развития личности. Это разбиение

производится производится Эриксоном на основании смены специфических задач,

выдвигаемых обществом (см. таблицу 1). Эти задачи могут решаться как

положительно, так и отрицательно - в первом случае происходит нормальное

развитие, во втором - ненормальное, именно в этом случае у человека могут

возникать неврозы. В отличие от классиков психоанализа, Эриксон

рассматривает развитие личности человека не только до полового созревания,

но и на протяжении всех последующих лет его жизни. Переход с одной ступени

на другую, по мнению автора, всегда сопровождается кризисами, которые,

однако, далеко не всегда подразумевают мучительную борьбу, катастрофу и т.

п, но вседа это "поворотный пункт, момент, решение и выбор между прогрессом

и регрессом, интеграцией и задержкой". На основании этих (и ряда других)

положений Эриксон строит так называемую эпигенетическую карту:

|Стадии | | | | | | | | |

|Старость | | | | | | | |интегр|

| | | | | | | | |ация/ |

| | | | | | | | |разоча|

| | | | | | | | |ро-ван|

| | | | | | | | |ие в |

| | | | | | | | |жизни |

|Зрелость | | | | | | |Творче| |

| | | | | | | |с-тво/| |

| | | | | | | |застой| |

|Молодость | | | | | |интим| | |

| | | | | | |-ност| | |

| | | | | | |ь/ | | |

| | | | | | |изоля| | |

| | | | | | |ция | | |

|Подростковый| | | | |Иденти| | | |

|возраст | | | | |ч-ност| | | |

| | | | | |ь/ | | | |

| | | | | |диффуз| | | |

| | | | | |ия | | | |

| | | | | |иденти| | | |

| | | | | |ч-ност| | | |

| | | | | |и | | | |

|Школьный | | | |Дости| | | | |

|возраст | | | |же-ни| | | | |

| | | | |е/ | | | | |

| | | | |непол| | | | |

| | | | |но-це| | | | |

| | | | |нност| | | | |

| | | | |ь | | | | |

|Возраст игры| | |Инициа| | | | | |

| | | |-тивно| | | | | |

| | | |сть/ | | | | | |

| | | |чувств| | | | | |

| | | |о вины| | | | | |

|Ранний | |автоно| | | | | | |

|возраст | |-мия/ | | | | | | |

| | |сомнен| | | | | | |

| | |ие, | | | | | | |

| | |стыд | | | | | | |

|Младенчество|Довер| | | | | | | |

| |ие/ | | | | | | | |

| |недов| | | | | | | |

| |е-рие| | | | | | | |

| |миру | | | | | | | |

Примечание: в данной таблице все приведены в соответствии с книгой Л. Ф.

Обуховой, а не “Детства и общества”, т. к., по нашему мнению, этот перевод

более адекватен.

Безусловно следует отметить, что Эриксон активно практиковал детский

психоанализ, развивая, в частности игровую терапию. По его мнению, игра в

детском психоанализе играет не только диагностическую, но и собственно

терапевтическую функцию. В результате продолжительной практики, Эриксон

пришел к выводу, что несмотря на сильную социальную детерминацию развития

личности человека, все же маленький ребенок познает мир при помощи и

посредством своих телесных ощущений. Наиболее значиы эти ощущения на самых

ранних стадиях развития. Поэтому он на каждой стадии выделял, подобно

классикам психоанализа, так называемые модусы органа - это понятие во

многом совпадает с понятием эрогенной зоны у З. Фрейда, а также модальность

поведения - способ отношения ребенка к миру . Модусы органов -

инкорпоративный (модус "вбирания"), элиминативный (модус выделения),

ренетивный (модус задержки), интрузивный (модус "внедрения") - присутствут

в той или иной мере на всех стадиях развития ребенка, однако лишь один из

них генерализуется, а остальные являются вспомогательными. Так, на первой,

оральной стадии у малышей, по мнению Эриксона преобладает орально-

инкорпоративный модус, на анальной - элиминативный и ренетивный модусы и

т. д. Эриксон также устанавливает связи между модусам и модальностями.

Связи эти логически вполне понятны, например, модусам ретенции и элиминации

сооветствуют модальности удерживания и отпускания - связь практически

прямая.

Подводя итог, можно сказать, что Эриксон в своей теории сумел охватить

многие особенности, связанные с социальной жизнью личности, которые не были

охвачены в классическом психоанализе. Создавая свою психоаналитическую

концепцию развития ребенка, он развил и, если можно так выразится,

модифицировал представления психоаналитиков об этом периоде жизни человека.

Как и Фрейд, он создал, на наш взгляд, более широкую теорию, чем только

концепцию детства - как было уже сказано выше он в своих разработках

выходил за пределы детства человека. Однако, в отличии от Фрейда Эриксон

отталкивается от детства.

Заключение.

После рассмотрения нескольких психоаналитических взглядов на проблему

детства мы можем подвести некоторые итоги. Все три концепции, безусловно,

признают большую роль этого периода во всей последующей жизни человека. По

мнению всех психоаналитиков, именно в детстве закладываются подавляющее

большинство возможностей как для развития личности, так и для личностных

проблем. Конечно, наиболее категоричен в этом вопросе Фрейд - он однозначно

связывает все последующие неврозы с детскими психическими травмами, причем

все значимые травмы связаны с сексуальной сферой жизни ребенка. Фрейд был

первым ученым, открывший психическую сторону неврозов, ему было сложнее

всех его последователей и критиков - это следует учитывать, подвергая его

теорию критическому рассмотрению. Если рассмотреть более внимательно всех -

прямых или косвенных его наследников - от Райха и Юнга до Перлза (который

не был в психоаналитиком, однако многим обязан Фрейду и его учению - см.

“Внутри и вне помойного ведра”), то становится видно, что все они так или

иначе расширяли учение о бессознательном, добавляя все новые и новые

детерминанты развития человека - Райх сконцентрировал свое внимание на

телесной детерминации, Юнг ввел понятие коллективного бессознательного,

Эриксон развивал социальный аспект детерминации психики и т. д. Таким

образом за те без малого сто лет, что развивается психоанализ, его границы

сильно расширились и, как мы уже замечал, он перестал быть просто

терапевтической техникой, но в определенном смысле стал флософией.

Особенно явно это проявляется в странах, где психоанализ процветает в наши

дни (например в США ). Эрих Фромм, один из основоположников “гуманисти-

ческого неопсихоанализа” в своей книге “Психоанализ и этика” замечает, что

подчас фрейдовские идеи бессознательного воспринимаются так, что все

поведение человека полностью детерминированы неосознаваемыми импульсами,

что приводит к механистическому взгляду на человека, к отрицанию его

сознательной активности и т. п.

Итак, заканчивая наше краткое рассмотрение (мы постоянно подчеркиваем

неполность и кратость данного обзора - полноценное исследование

превратилось бы в большую монографию) темы “Психоанализ детства” , мы хотим

еще раз отметить, что психоанализ, безусловно, внес и , наерняка, еще

внесет немалый вклад в понимание проблем детства, а, следовательно, и всей

жизни человека.

Литература.

1) З. Фрейд “Психология бессознательного”

2) А. Фрейд “Введение в детский психоанализ”

3) А. Фрейд “Психология Я и защитные механизмы”

4) Анциферова “Эпигенетическая концепция Э. Эриксона” (в кн. “Принцип

развития в психологии”)

5) Л . Ф. Обухова “Детская психология: теории, факты, проблемы”.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.