реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психические состояния: фрустрация, агрессивность, тревожность

реферат

действия напарвляются на другого человека, нападение на которого

ассоциируется с наименьшим наказанием.

Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против

фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок,

направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного

индивидуума не действует сдерживающий

Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот воспрос

следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не

приносят ущерба, снижаеют уровень побуждения к агрессии.(оскорбление,

агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые

снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).

Теория социального научения Балдуры.

|Агрессия, приобретаемая |Биологических факторов (например,|

|просредством: |гормоны, нервная система) |

| |Научения (например, |

| |непосредственный опыт, |

| |наблюдение) |

|Агрессия провоцируется: |Воздействием шаблонов (например, |

| |возбуждение, внимание) |

| |Неприемлемым обращением |

| |(например, нападки, фрустрация) |

| |Побудительными мотивами ( |

| |например, деньги, восхищение) |

| |Инструкциями (например, приказы) |

| |Эксцентричными убеждениями |

| |(например, параноидальными |

| |убеждениями) |

|Агрессия регулируется: |Внешним поощрением и наказанием |

| |(например, материальное |

| |вознаграждение, неприятные |

| |последствия) |

| |Викарным подкреплением (например,|

| |наблюдение за тем, как поощеряют |

| |или наказывают других) |

| |Механизмами саморегуляции |

| |(например, гордость, вина) |

Тревожность.

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в

форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты,

настроения, стрессы, страсти и д. р. ) образуют в совокупности

эмоциональную сферу человека. Выделяют такие виды чувств, как нравственные,

интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом,

выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят:

1)интерес-волнение,

2)радость.

3)удивление.

4)горе-страдание.

5)гнев.

6)отвращение.

7) презрение.

8)страх.

9)стыд.

10)вину.

11)Остальные – производные.

Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное

эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и

страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.

«Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги,

характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из

основных параметров индивидуальных различий». Определенный уровень

тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности

личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный

уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка

человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным

компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень

тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях

люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают

свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся

обстоятельств. Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято

называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей

личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая

индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к

тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно

широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них

определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность

активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых

человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его

престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а

особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как

«ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно

переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью,

нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на

стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во

времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать

угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и

реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.

Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на

достижение успехов, имеет следующие особенности:

1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные,

реагируют на сообщения о неудаче.

2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых

ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.

3. Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у

них доминирует над стремлением к достижению успеха.

4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно

она перевешивает опасение возможной неудачи.

5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение

об успехе, чем о неудаче.

6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.

7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке

многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе

угрозу.

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой

ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и

от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной

ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.

Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства

человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют

когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь,

вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы

и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной

неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи

передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли,

потребности и чувства.

Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает

реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер

и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей

ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на

выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной

зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с

помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной

когнитивной оценки ситуации. Таким образом, деятельность человека в

порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы

ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее

снижения, точности когнитивной оценки ситуации. Современные исследования

тревожности направлены на различение ситуативной тревожности связанной с

конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожностью являющейся

стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа

тревожности, как результата взаимодействий личности и ее окружения.

Нейрофизиология тревожности.

Свой нейрофизиологический анализ тревожности Гельгорн основывает на

представлении о том, что при нормальном функционировании антагонистических

эрго - и трофотропических систем между ними существует реципрокное и

уравновешенное взаимодействие, т.е. нарастание эрготропической активности

сопровождается снижением активности трофотропической и наоборот.

Тревожность же является результатом одновременной высокой активности эрго -

и трофотропических систем, а также следствием нарушения реципрокности

между двумя системами. Доминирует при этом обычно эрготоропическая система.

Одновременное (конкурирующее) функционирование двух систем предъявляет

при этом конфликтные требования к организму. Гельгорн выделяет различные

«паттерны тревоги». Во-первых, это возбудимая форма, характеризующаяся

беспокойством, гиперактивностью, симпатическими реакциями и преобладанием

эготропической системы. Возможно это синдром страха-гнева. Во-вторых,

тормозная форма, характеризующаяся гипоактивностью, парасимпатическими

реакциями и доминированием трофотропической системы. Возможно это синдром

страха-страдания.

Ряд исследований со шкалой дифференциальных эмоций показал, что

тревожность может быть разбита на некоторое число относительно независимых

аффективных факторов (Izard 1972).

Первое исследование заключалось в факторном анализ ШДЭ в сочетании с

пунктами опросника на уровень тревожности (STAI). Составная методика

(ШДЭ+Т) была представлена 339 студентам колледжа, в которым дана, была

инструкция заполнит шкалу, вспоминая ситуацию, когда они испытывали

тревожность. Факторный анализ данных этого исследования показал, что

тревожность как она определяется STAI , в действительности является

комплексом аффективных факторов. Большинство пунктов STAI вошли в фактор

страха сочетающий компоненты страха и страданий из ШДЭ. Таким образом

факторный анализ показал что широко используемая шкала тревожности является

на самом деле многофакторным инструментом представляющим отдельные эмоции

которые с предположение теории джифферинциальных эмоций входят в синдром

тревожности

[pic]

Данный рисунок отображает профили средних показателей по ШДЭ для высоко и

низко встревоженных испытуемых в реальных и воображаемых условиях

вызывающих тревожность.

Литература.

Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. 1976г.

Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.

Симонов П.В. Теория отражения и психоотрицания эмоций. М., 2971.

Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.,

1971.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.