реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Профессиональные и личностные качества телефонных консультантов - (диплом)

реферат
p>аффилиация, интерес к людям, доброжелательность, альтруизм; доступность, открытость (общительность), дипломатичность, гибкость; умение оказывать психологической воздействие на окружающих; конгруэнтность, самоконтроль.

    К познавательным способностям консультанта ТД относятся:

высокий интеллектуальный уровень, социальная информированность; большой объем оперативной слуховой памяти;

способность к распределению, переключению и концентрации внимания; креативность, воображение, интуиция;

речевые способности – грамотная речь, чувство языка, эмоциональная выразительность.

Важнейшей особенностью консультанта ТД является эмпатия. Эмпатия –это понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир [27, с. 696]. Самое раннее определение эмпатии содержится в работах З. Фрейда: “Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным” [З. Фрейд “Остроумие и его отношение к бессознательному”, 1905]. Эмпатия в триаде Роджерса при клиент-центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности. А. Бодалев, Т. Каштанова считают, что эмпатия включает чувства и мысли, сопутствует процессу взаимоотношений“психотерапевт-пациент” или консультант-абонент, т. е. приносит успех в телефонном консультировании. Эмпатическое понимание зависит от доступности и богатства жизненного опыта консультанта, точности восприятия, умения настроиться, слушая абонента, на одну с ним эмоциональную волну.

    Основными особенностями эмпатического понимания являются:
    отражение;

рефлексивное слушание (активное слушание), невербальная экспрессивность, аудиальная чувствительность, умение выслушать, отзывчивость, проникновение, безусловное безоценочное отношение к людям;

“вчувствование”в другого, принятие чувств, сочувствие, терпимость, принятие уникальности ценностей абонента, идентификация (отождествление), проникновение; доброжелательность, уважение, доверие, вера в способности абонента, искренность, забота, чуткость, тактичность, теплота, и т. п.

Профессионализм –одно из высших показателей эффективности в деятельности консультанта ТД. Профессиональное искусство включает в себя, прежде всего мотивацию и активность к познавательной деятельности, психологическое или какое-либо другое высшее образование, специальную подготовку для работы на ТД.

Профессиональную подготовку будущий консультант ТД получает в результате специального обучения в групповых тренингах, где проводится практическая наработка необходимых профессиональных качеств и освоение знаний подходов и техник воздействия для работы на ТД. Профессиональное психологическое образование, супервизии, постоянное повышение своей квалификации, участие в учебных и личностных тренингах, на лекциях, конференциях, семинарах дают консультанту больше шансов стать эффективным в работе, поскольку тем самым“работает”активность, расширяется опыт и кругозор, человек познает окружающий мир и себя в этом мире снова и снова.

Ролло Мэй, описывая личность консультанта [22, с. 110], отдает предпочтение ее полноте и целостности и, ссылаясь на Адлера, говорит, что“метод лечения должен быть в самих терапевтах”. На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: В данной модели нами обобщен опыт отечественных и зарубежных психологов. Профессиональные и личностные качества эффективного консультанта ТД сочетаются друг с другом. Несмотря на то, что эти качества различны–одни рождаются вместе с личностью, другие приобретаются ею, слияние их дает мощный толчок к успешной творческой деятельности консультанта на ТД. В разработанной нами модели личности эффективного консультанта ТД основными являются первичные качества. К этим качествам мы отнесли: аутентичность, самоактуализацию, жизненную активность, эмпатию и профессиональное искусство. В эмпирической части данного исследования мы изучим особенности активности и самоактуализации личности консультантов ТД, так как“жизненная активность и самоактуализация личности выступают важнейшими свойствами личности, определяющими ее способности развиваться, саморазвиваться. В процессе развития приобретаются новые уровни, изменяются содержание и структура активности, как свойства системы Человек”. [38, с. 402].

    Глава 2
    Эмпирическое исследование
    профессиональных и личностных качеств
    телефонных консультантов
    2. 1. Программа исследования

Цель исследования: выявить и описать профессиональные и личностные качества, способствующие эффективной работе в качестве консультанта на Телефоне доверия. Объект исследования –профессиональные и личностные качества консультантов Телефона доверия. Предмет исследования –профессиональные и личностные качества консультантов ТД, находящиеся во взаимосвязи с эффективной профессиональной деятельностью.

    Гипотезы исследования:
    Основная гипотеза:

1. Чем выше у телефонного консультанта направленность на самоактуализацию, тем эффективнее его профессиональная деятельность.

    Гипотеза-следствие:

Основными качествами самоактуализации личности консультантов ТД являются: способность жить настоящим;

    независимость в поступках;

способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации; аутентичность;

    самоуважение, самопринятие.

Чем выше уровень выраженности данных качеств, тем эффективнее консультант ТД. Основная гипотеза:

2. Чем активнее телефонный консультант, тем более он эффективен в профессиональной деятельности.

    Гипотеза-следствие:

Основными качествами активности личности консультантов ТД являются: высокий уровень развития интеллекта;

    открытость к общению;
    доброжелательность;
    конгруэнтность;
    самостоятельность;
    направленность на экстраверсию.

Чем выше уровень выраженности данных качеств, тем эффективнее консультант ТД. Задачи исследования:

Проанализировать исследования профессиональных и личностных особенностей эффективного психолога-консультанта в отечественной и зарубежной психологии. Изучить особенности консультативной деятельности телефонного консультанта. На основе теоретического анализа существующих исследований в области телефонного консультирования построить гипотетическую модель личности эффективного консультанта Телефона доверия.

Провести анализ результатов, полученных в процессе исследования профессиональных и личностных качеств консультантов ТД.

    Испытуемые

Исследование проводилось среди консультантов Москвы и Московской области (гг. Ивантеевка, Химки, Щелково). Испытуемые (20 человек: 19 женщин и 1 мужчина) - консультанты служб Телефонов доверия.

    Анкетные данные по выборке
    № испыт.
    Возраст
    Пол
    Образование
    Стаж работы на Телефоне довер.
    1
    38
    ж
    Высшее психологическое
    7 лет
    2
    34
    ж
    Высшее психологическое
    5. 5 лет
    3
    42
    ж
    Высшее психологическое
    5 лет
    4
    28
    ж
    Высшее психологическое
    5 лет
    5
    40
    ж
    Высшее психологическое
    5 лет
    6
    46
    ж
    Высшее психологическое
    4 года
    7
    46
    ж
    Высшее медицинское
    4, 2 года
    8
    36
    ж
    Высшее психологическое
    3 года
    9
    48
    ж
    среднее спец. техническое
    3 года
    10
    40
    ж
    педагогич. , 4к. псих. фак-та
    2 года
    11
    45
    ж
    Высшее пед, соц. , психол.
    2 года
    12
    44
    ж
    Высшее педагогическое
    2 года
    13
    23
    ж
    2 Высш. психологическ.
    2 год
    14
    23
    ж
    Высшее психологическое
    1 год
    15
    23
    ж
    Н. /в. психологическое
    1 год
    16
    30
    ж
    Н/в. психологическое
    1 год
    17
    22
    ж
    Н. /в. психологическое
    5 мес.
    18
    30
    ж
    Н. /в. психологическое
    5 мес.
    19
    23
    м
    Н. /в. психологическое
    1 мес.
    20
    28
    ж
    Н. /в. психологическое
    5 мес.

Консультанты ТД: психологи (с первым высшим, вторым высшим образованием, обучающиеся в вузе по специальности“практический психолог”) и волонтеры (добровольные консультанты ТД, которые прошли спец. обучение по программе“Телефонное консультирование”, имеют непсихологическое высшее, сред. специальное образование). Консультанты ТД имеют стаж работы больше 1 г. или меньше 1 г. ; принадлежат к разновозрастным группам.

    2. 2. Методологический инструментарий
    2. 2. 1. Используемые методики

16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (16-FPQ-187-А): Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: “Бахрах”, 1998. - 672 с. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб. : Питер, 2000 – 560 с.

    Самоактуализированный тест (САТ).

Е. Ю. Алешина, П. Я. Гозман, Е. М. Дубовская. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спец. практикум по соц. психологии. – М. : Изд. московского университета, 1987. – 120 с.

3. Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: “Бахрах”, 1998. - 672 с.

    4. Экспертная оценка эффективности

Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб. : Питер, 2001. – 528 с.

    5. Краткий социологический опрос в форме анкеты.
    2. 2. 2. Процедура проведения эксперимента

1. Тест Р. Кеттелла (16PF-опросник) был использован для проверки гипотезы №1: чем активнее телефонный консультант, тем более он эффективен в профессиональной деятельности.

С помощью данного теста необходимо выявить личностные качества, присущие активному консультанту ТД, а именно:

    высокий интеллектуальный уровень;

коммуникативные и межличностные свойства: открытость к общению, конгруэнтность, способность самостоятельно принимать решения, доброжелательность; экстравертивная направленность: эмоциональная устойчивость, высокая адаптация, работоспособность, общительность.

Тест Кеттелла предназначен для измерения шестнадцати факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституционными факторами. Опросник содержит 187 вопросов (форма А), на которые предлагается ответить обследуемым. Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос“да”, “нет”, “не знаю” (или “a”, “b”, “c”). Обработка полученных данных производилась с помощью “ключа”. Совпадение ответов обследуемого с “ключом” оценивается в 2 балла для ответов “а” и “с”, совпадение ответа “в”- в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Полученное значение каждого фактора переводится в стены с помощью таблиц с учетом пола и возраста. Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый“профиль личности”. При интерпретации внимание уделяется в первую очередь “пикам”профиля (1-3 и 8-10). Анализируется также совокупность факторов в их взаимосвязях в таких, например, блоках: интеллектуальные особенности (В, М, Q1); эмоционально-волевые особенности (C, G, I, O, Q3, Q4); Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия (A, H, F, E, Q2, N, L). 2. Самоактуализированный тест (САТ). Самоактуализированный тест был использован для проверки гипотезы №2: чем выше у телефонного консультанта направленность на самоактуализацию, тем эффективнее его консультативная деятельность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.