профессиональной деятельности; с позиции общей теории деятельности, такой
переход идет прежде всего по линии трансформации познавательных мотивов
студента в профессиональные мотивы специалиста. То есть, одним из ведущих в
общем мотивационном синдроме учения являются познавательные и
профессиональные мотивы, взаимообусловленное развитие которых составляет
динамику взаимных трансформаций познавательных и профессиональных мотивов
студента. [с 21; 9]. Исходя из данного положения, можно сделать вывод о
том, что мотивация у студентов на протяжении его обучения в ВУЗе
претерпевает некоторые изменения, т.е. мотивация имеет свою динамику от
курса к курсу.
О.С. Гребенюк, изучая формирование интереса к учебной и трудовой
деятельности у учащихся средних профтехучилищ, выделил уровни развития
мотивации учебно-трудовой деятельности:
I уровень (низкий) характеризуется малочисленными положительными
мотивами учебной и трудовой деятельности. В основном это мотивы избегания
неудобств, дискомфорта или узколичные. Познавательные интересы аморфны,
ситуативны.
II уровень – проявляется интерес к учебному материалу, все
положительные мотивы связаны лишь с результативной стороной, ориентированы
на успех, достижение результата, учение выступает в качестве средства
достижения цели.
III уровень – сформированность всех компонентов, мотивация четкая,
направленность познавательных мотивов их устойчивая.
IV уровень – отличает глубокое осознание мотивов, общая
целеустремленность. [38].
Такое выделение уровней, по мнения О.С. Гребенюк, важно для
организации обучающего процесса для учащихся с разным уровнем мотивации.
Анализируя имеющуюся литературу по данной проблеме мы пришли к выводу,
о том что профессиональное становление учебной деятельности студентов
находится на начальном уровне своего научного изыскания. В основном,
исследования проведенные на студенческих группах посвящены изучению влияния
мотивации на успешность обучения студентов в ВУЗе. Так, например, в
исследованиях М.М. Лапкина и Н.В. Яковлева, было установлено, что
успешность обучения в ВУЗе зависит от многих аспектов психофизической
активности. Одним из этих факторов успеваемости, являются, по их мнению,
мотивационная составляющая деятельности. [с 134; № 17].
Аналогичный результат был получен в исследовании В.А. Якунина, Н.И.
Мишкова, «оказалось, что «сильные» и «слабые» студенты отличаются друг от
друга не по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности» [с 58;
№ 2]. Путем экспериментального исследования было получено так же, что
максимальная удовлетворенность избранной профессией наблюдается у студентов
I курса. В дальнейшем этот показатель неуклонно снижался, вплоть до 5 курса
(А. Реан, 1988). Однако, несмотря на то, что незадолго до окончания ВУЗа
удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к
профессии становится положительным. Причем, в некоторых случаях снижение
удовлетворенности логично было бы связать с уровнем преподавания в
конкретном ВУЗе. [2].
Существует так же экспериментальное положение (Н.И. Крылов) о том, что
у большинства учащихся интерес к содержательной стороне профессии как
ведущий мотив выбора представлен в значительно меньшем числе случаев,
нежели побочные основания поскорее стать материально состоятельным, за
компанию с друзьями и т.д. [36].
Причем, как указывает В.Н. Обносов, студенты, не имеющие достаточно
полного и правильного представления о своей будущей профессии к концу
обучения реже демонстрируют намерение работать в дальнейшем по изучаемой
специальности (I курс – 98%, II курс – 89%, III курс –
62%).
Однако, наиболее интересным на наш взгляд являются исследования
Юпитова А.В., Зотова А.А., касающиеся ситуации профессионального
самоопределения студентов. Исходя из данных авторов; именно студенты I и II
курса испытывают тревогу по поводу новой непривычной для учащихся среды и
более свободного характера организации занятий. Основной причиной обращений
первокурсников за помощью являются смысложизненные связи «Правильно ли я
поступил?», «Ту ли профессию я выбрал?». Как видно из вышеизложенного, у
студентов первых курсов наблюдается неустойчивость мотивации и преобладание
мотивации боязни неудачи.
При ответе на вопрос «Какую работу вы хотели бы получить после
окончания ВУЗа?» Авторами (Юпитова А.В., Зотова А.А.) были получены
следующие данные: свою специфическую деятельность больше всего выбирают
студенты I курса – 53%, и V курса – 44, 6%, и менее всего студенты III
курса – 25, 5%. При этом прослеживается определенная динамика значимости
мотивов для студентов при выборе предстоящей деятельности. Эта динамика при
переходе от младших курсов к старшим стабильно снижается доля студентов,
руководствующихся мотивом познания, одновременно возрастает доля тех, кто
намерен строить свои отношения на основе престижности будущей профессии.
Юпитова А.В. и Зотова А.А. указывают так же на то, что с I по V курс
растет неудовлетворенность тем, что дал им университет в профессиональном
плане. [39; с 24].
2.2. Профессиональное самоопределение и самосознание.
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания,
формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего,
построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное
самоопределение человека происходит на основе освоения общественно
выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В
настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное
самосознание человека, его профессиональное самоопределение и
профессиональный выбор.
Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей
образ «Я-профессионала», зависят от степени согласованности идеального и
реального «образа-Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение
«Я-реального» и «Я-идеального» определяет требование человеку к себе.
Потребности в удовлетворении собственного «Я» (самоуважении, собственной
значимости и компетентности) должна реализоваться в самоутверждении и
самовыражении человека в его стремлении проявить себя.
Не только познание, но и осуществление себя формирует самосознание
человека, его «внутреннее-Я», его мотивацию.
Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии,
особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.
Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее
эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных
компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор
обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора
необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали
возможностям человека. В противном случае в самосознании человека
накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные
способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их
игнорирование и т.д.
2.3. Профессиональное самоопределение и профконсультация
В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной
психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача
психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку
психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с
профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики
этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального
выбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.
Для решения психологических проблем в профессиональном самоопределении
личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а
какая не подходит индивиду. Психолог-консультант должен обеспечить условия,
стимулирующие рост человека, в результате чего консультируемый сам мог бы
взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.
Психологическое консультирование прежде всего помогает человеку увидеть и
осознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зону
возможных действий для разрешения проблем, высвечивает сильные и слабые
стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху. Важнейшим
моментом профессионального консультирования является поиск индивидуального
воздействия, адекватного конкретной психологической проблеме каждого
человека. Определение зоны ближайшего профессионального развития является
психологическим основанием для выбора способов и методов. Прежде всего
необходимо определить, насколько запрос консультируемого (т.е. то, и чем он
видит свою проблему) соответствует реальной проблеме профессионального
самоопределения человека, а затем подвести его к этой реальности. Для
диагностики психологических проблем, связанных с профессиональным
самоопределением, иногда бывает достаточно беседы психолога с
консультируемым, но в большинстве случаев требуется проведение комплексного
диагностического обследования с помощью психологических методик,
позволяющих определить:
— ценностные ориентации и установки;
— ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные
намерения;
— уровень сформированности представлений о профессии;
— уровень развития самооценки;
— способности, склонности и интересы;
— уровень развития профессиональной мотивации;
— личностные особенности;
— реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье,
материальное обеспечение и пр.).
Информации, полученной в результате такого комплексного обследования, как
правило, бывает достаточно, чтобы определить специфику психологических
проблем данного индивида. Иногда предварительная беседа с консультируемым
позволяет ограничить круг необходимых диагностических методик для выявления
предполагаемой психологической проблемы. Здесь важным является наблюдение
за поведением консультируемого во время общения и обследования (что ему
интересно, что неинтересно, что трудно, что непонятно, в чем проявляется
его познавательная активность, эмоциональное отношение, отказы и т.д.).
Можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с
профессиональным самоопределением личности. К ним прежде всего относятся:
1. Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.
2. Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют
своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной
деятельности в новых экономических и социальных структурах.
3. Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального
выбора
4. Неадекватная самооценка.
Решение любых психологических проблем связано прежде всего с осознанием и
принятием этих проблем, с развитием самосознания человека. Люди, стоящие на
пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к
самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка
своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном,
стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать
вхождению в мир профессии. Наибольшей сензитивностью в развитии
профессионального самосознания обладают люди старшего школьного и
юношеского возраста, для которых проблема профессионального и личностного
самоопределения является насущной и актуальной.
В условиях профессионального консультирования, наряду с использованием
классических методик, направленных на изучение личностных особенностей,
интересов, склонностей и способностей, особое внимание следует уделить
методикам, исследующим самосознание и самооценку человека. Знания наиболее
значимых и актуальных параметров самосознания и самооценки позволяют в
определенной мере определить способы психологического воздействия.
Коррекция идеального образа профессии и идеального образа «Я» связана с
осознанием профессиональных ценностей и образованием новых ценностных
ориентации. Коррекция реального «Я» связана с осознанием своих
возможностей, с опытом новых переживаний и новых отношений человека с
окружающим миром и с собой.
2.4. Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных
ориентаций
Использование в профессиональном консультировании методик, направленных
на выявление самосознания и самооценки человека, дает не только
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|