реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Проблема суицида. Анализ, социальные факторы

реферат

Проблема суицида. Анализ, социальные факторы

Дата добавления: март 2006г.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... …....... ….... ….... ….... …1 Раздел I Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида... .. ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... …......….... ….... ….... ….... …...6........................ Раздел II. Причины суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы...….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... …. 11 Раздел III. Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств.... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... …...29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... … ............. 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: .... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... ….... …37

    ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность. Каждый человек хотя бы раз в жизни бывает искушаем свободой выбора смерти. Поиск“моральных каникул” имеет оборотную сторону - донжуановское пресыщение жизнью. Тело как “большой разум”приходится обманывать в его стремлении во что бы то ни стало жить и безжалостно расправляться с ним через обретение абсолютной свободы в смерти. Этот страшный путь сознательного суицида очевиден и безжалостен в наготе своей экзистенциальности; он имеет множество реальных и литературных сюжетов своего воплощения от гетевского Вертера до лондоновского Мартина Идена, от самоубийц произведений Достоевского до судеб Есенина, Маяковского, Марины Цветаевой и Фадеева. Всякий пишущий о самоубийстве осознает свою личную причастность к борьбе двух“Я”, вариативно выражающейся в столкновении реальности с идеалом, бессмысленности объекта со смысловой структурой субъекта, соматической временности с когнитивной вечностью, волевой безудержности с ограничительной силой поступка. Всякий, заявляющий своеволие в сознательном суициде, хотя бы на“дне”своей спрятанной рассудочности осознает мелкость, наивность и театральность собственных притязаний на функции бога. Поздно раскаиваться, когда дело сделано, конечно, лучше проиграть суицидальный сюжет на словах, освободиться от“сна разума”, породившего чудовищ, залив кровью лишь страницы романа или экран кинематографа, однако“спасшийся”благодаря своему Вертеру Гете или благодаря свои несчастным самоубийцам Достоевский являют собой слабый аргумент“за”, когда существует загадка ухода из жизни Дж. Лондона, Вл. Маяковского и многих других.

Что-то постоянно не связывается, обрывается в наших попытках если не объяснить, то хотя бы рационально описать акт сознательного самонасилия. Даже гениальная полифония романов Достоевского, работа на грани между психиатрией и философией У. Джемса, В. Бехтерева, Р. Лэнга не дают исчерпывающих ответов на поставленный ребром вопрос: в чем основная причина преобладания сознательного суицида над аффектом (80% против 20%), почему неизменно вместе с ростом численности народонаселения планеты происходит рост сознательного суицида в среде наиболее перспективной в эволюционном отношении ? !· [· Красненкова И. П. Качество веры как решающий аргумент в решении проблемы преодоления сознательного суицида. // "Идея смерти в российском менталитете". -– СПб: Изд-во "Русский гуманитарный христианский институт", 1999г. ] [2 Красненкова И. П. Философский анализ суицида]

Уже с 60-х годов XX века суицид становился все более и более ощутимой проблемой в разных странах мира. Наиболее опасный для суицида возраст - около 30 лет стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель "помолодевшего суицида": самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей в США, Австрии, Швейцарии, Германии, Голландии, Англии, Австралии и Японии за период от конца семидесятых годов и до начала 90-х. · [·· Красненкова И. П. Филосовский анализ суицида. // "Идея смерти в российском менталитете". – СПб: Изд-во "Русский гуманитарный христианский институт", 1999г. ] · [4Красненкова И. П. Опубликовано в сб. "Идея смерти в российском менталитете". Изд-во "Русский гуманитарный христианский институт" СПб, 1999. ]

Разработанность. На эту тему было проведено множество исследований. Так, к примеру, книги Эмиля Дюркгейма, изданные ещё при жизни автора, одна - "Самоубийство" (1897) целиком посвящена данной проблематике, а в "Методе социологии" (1895) правилам, относящимся к различению нормального и патологического, отведена III глава. Кроме того, разработанные Дюркгеймом и ставшие классическими методы установления корреляций между социальными отклонениями и экономическими, социальными, демографическими, культурными и др. характеристиками были широко использованы (отчасти уточнены и пересмотрены) учеником и последователем мэтра Морисом Хальбваксом и активно применяются в исследованиях различных форм девиаций до сих пор. Последующие работы по этой проблеме так или иначе ссылались на работы Эмиля Дюркгейма. Многое из творческого наследия Дюркгейма, в частности введенная им в научный оборот категория анемии, дающая ключ к пониманию процессов, происходящих в переходные и кризисные периоды развития общества, послужило источником вдохновения для Роберта Мертона, одного из самых значительных представителей социологии отклоняющегося поведения в нашем столетии и многих других социологов.

Нужно отметить, что многие работы характеризуются излишней практичностью. Действительно, изучаемый объект не абстрактен, он реален, и если опираться на статистику, эта реальность ужасает. Цели и задачи. Учитывая вышеизложенное, цель данной курсовой работы – рассмотреть проблему суицида. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: Проанализировать основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида. Рассмотреть проблему суицида в социально - философском, психотерапевтическом и религиозном аспектах

Выявить влияние социальных и асоциальных факторов на самодеструктивное поведение человека.

Рассмотреть этапы, виды суицида иОпределить категории самоубийц... Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх разделов основной части, заключения и списка используемой литературы.

В разделе I рассматриваются основные понятия и исследования Дюркгейма, а в частности, социологического одно из первых фундаментальных исследованияй суицидального поведения. и определяются основные социальные типы самоубийств. Действие социальных и асоциальных факторов на суицид.

В разделе II рассматриваются социальные и асоциальные факторы, влияющие на появление суицидального настроения. кардинально противоположные позиции по проблеме качества веры, спасающей от суицида, и проблема существования зла и страданий в мире. Также приводится анализ суицида некоторыми известными мыслителями и размышления на тему“ Судьба. Свобода. ” В разделе III описываются этапы, через которые проходит самоубийца, категории самоубийц, а также типология самоубийств.

проводится сравнительный анализ некоторых стран. Рассказывается о влиянии средств массовой информации и о некоторых современных философских теориях. Показывается суицид с научной, исторической, религиозной точек зрения.

    Раздел I

Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида. Суицид- самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Приходится различать проведение двух типов расследования причин суицида. Выяснение причин и обстоятельств данного конкретного случая и исследование некоторых общих оснований, которые приводят человека к мысли о необходимости безвременно уйти из жизни. Я полагаю, если нет за фактом самоубийства явных криминальных обстоятельств, то нет необходимости ворошить недавнее прошлое. Ненавязчивое любопытство здесь просто неуместно и бестактно. Владимир Маяковский в своей предсмертной записке, как известно, просил: “Пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил”. Еще менее уместны упреки, обращенные к человеку, который уже исполнил роковое решение. Другое дело - анализ социальных ситуаций, которые провоцируют людей, толкая их на фатальный шаг. Понять причины, осмыслить их - во многом означает сделать первый шаг к их устранению.

При достаточно поверхностном анализе суицида, не вдаваясь пока ни в какие подробности оценки этого явления с точки зрения ключевых для него причин и сопутствующих ему условий можно сделать следующий вывод: самоубийство в качестве проявления дееспособной воли, когда страдающим лицом является сам активно действующий субъект, знающий об ожидающих его результатах и сознательно выполняющий задуманный план насилия, - это феномен болезни сознания, для характеристики которого нельзя использовать медицинский термин, но можно эту болезнь сознания подвергнуть рациональному философскому анализу, избежав преобладания дескриптивности, которое характерно для любого анализа с точки зрения эмпирии.

"В моей смерти прошу винить.... " По уровню самоубийств Россия вышла на одно из первых мест в мире Масштаб этой цифры ужасает: в 1998 году (более свежих данных нет) в России добровольно расстались с жизнью около 66 тысяч человек. Разумеется, каждая человеческая трагедия неповторима. Но в этих тысячах трагедий есть некие закономерности, которые помогают лучше понять состояние общества в целом. Закономерности эти предмет серьезных научных исследований. Мировая наука уже давно установила, что акт самоубийства аккумулирует в себе множество факторов: социальных, экономических, политических, философских, психологических, религиозных. Но в целом уровень самоубийств (их количество на 100 тысяч населения) и его динамика важнейшие индикаторы социального благополучия или неблагополучия той или иной среды.

В социологии эта проблема изучается как социальная патология. Особенно отчетливо это можно проследить на примере творчества Э. Дюркгейма.

В социологическом этюде "Самоубийство" общие основания методологии в изучении социальной патологии выглядят следующим образом. Смысл социологии состоит в изучении социальных фактов, находящихся "вне" индивида. Сами же социальные факты следует рассматривать как физические предметы, как вещи. Это могут быть институты, нормы, ценности, законы, коллективные представления и прочее. Каждый индивид и каждое новое поколение встречаются с определенным набором социальных фактов, которые обладают свойствами вещи постольку, поскольку осуществляют внешнее давление на индивида. Они одновременно и делают возможными определенные типы поведения, и управляют ими. "Такова, стало быть, категория фактов, отличающихся весьма специфическими свойствами; ее составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются. Поэтому их нельзя смешивать ни с органическими явлениями, так как они состоят из представлений и действий, ни с явлениями психическими, существующими лишь в индивидуальном сознании и через его посредство. Они составляют, следовательно, новый вид, и им-то и должно быть присвоено название социальных". · [· Дюркгейм Э. Общественное разделение труда. Метод социологии // М. : Наука, 1991. C. 413]

Важную роль в учении Дюркгейма играют разработанные им правила различения нормального и патологического, необходимые для "управления поведением" (выражение самого автора). Как отмечает известный французский социолог Р. Арон, значимость для Дюркгейма этого различения определялась его реформаторскими устремлениями, в частности, надеждой учредить своеобразные "советы действия" по объективному и научному изучению феноменов, результаты деятельности которых служили бы определенным промежуточным звеном между наблюдаемыми фактами и установлением предписаний. И если некий феномен признается нормальным, то у общества нет оснований стремиться к его устранению; если же признается патологическим - общество располагает существенными аргументами в пользу необходимости реформ. · [· Арон Р. Этапы развития социологической мысли // М. : Прогресс-Универс, 1993. C. 366. ]

Для Дюркгейма главным и решающим признаком нормальности факта выступает частота его проявлений. "Социальный факт нормален для определенного социального типа, рассматриваемого в определенной фазе его развития, когда он имеет место в большинстве принадлежащих к этому виду обществ, рассматриваемых в соответствующей фазе их эволюции". Отсюда - раз в любом обществе совершается определенное число преступлений, самоубийств и т. д. и, следовательно, они относятся к регулярно совершаемым действиям, - то такие факты не являются патологическими феноменами. Патология начинается тогда, когда увеличивается средний для данного общества показатель.

Причины социальных феноменов следует искать в социальной среде, в природе самого общества. Объяснить социальный феномен - значит отыскать действенную причину его возникновения, отыскать предшествующее явление, неизбежно его порождающее. Причем, считает Дюркгейм, социолог располагает лишь одним средством доказать, что одно явление служит причиной другого - сравнением случаев, когда они одновременно присутствуют или отсутствуют. "Научное исследование не может достигнуть своей цели иначе, как сравнением фактов, и у него тем более будет шансов на успех, чем увереннее оно будет, что собрало все явления, которые можно с пользой сравнить между собой". · [· Дюркгейм Э. Общественное разделение труда. Метод социологии // М. : Наука, 1991. C. 461]

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.