реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений - (лекции)

реферат
p>К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием вто рой сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конк ретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобрета тели и др. ).

Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми.

Чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с от рывом ее от первой сигнальной системы, является нежелательным качест вом человека.

"Нужно помнить, - говорил И. П, Павлов, - что вторая сигнальная сис тема имеет значение через первую сигнальную систему и в связи с пос ледней, а если она отрывается от первой сигнальной системы, то вы ока зываетесь пустословом, болтуном и не найдете себе места в жизни". У людей с чрезмерным преобладанием первой сигнальной системы, как правило, менее развита склонность к абстрагированию, теоретизации. Современные исследования высшей нервной деятельности характеризуют ся развитием интегрального подхода к изучению целостной работы мозга.

    Мотивация и регуляция поведения.
    Психические процессы и состояния.
    Мотивация деятельности и поведения.
    Понятие деятельности и поведения

Деятельность - целенаправленное взаимодействие человека с окружаю щей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека.

Деятельность - сложная и многоплановая категория, включающая в себя многие стороны взаимодействия человечества с миром.

Деятельность определяется внутренними (психическими) и внешними ус ловиями, осуществляется в виде различных способов (систем приемов и операций), при помощи определенных средств.

В онтогенетическом развитии человека обычно выделяются три ведущих вида деятельности: игра, учение, труд. Но это лишь самая общая класси фикация видов деятельности. Из нее выпадает такая важнейшая форма жиз недеятельности человечества, как деятельность по включению человека в систему социальных связей, формирование социально адаптированного по ведения.

Поведением называется социально значимая система действий человека. Отдельные поведенческие действия называются поступком, если они соот ветствуют общепринятым нормам поведения, и проступком, если не соот ветствуют этим нормам. Общественно опасное, уголовно наказуемое, ви новное поведение, совершаемое под контролем воли и сознания человека, называется преступлением.

Одной из основных предпосылок преступного поведения являются нега тивные качества человека: эгоизм, индивидуализм, принебрежение правами и интересами других граждан, стяжательство, карьеризм, мстительность, жестокость, стремление выделиться в референтной, привлекающей данного человека, группе. Эти качества не являются врожденными, а формируются в зависимости от условий психического развития человека. Формирование человека - это формирование его потребностей и способов их удовлетво рения.

    Потребности, мотивационные состояния
    и мотивы деятельности

Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности яв ляется потребность.

Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита.

Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на сле дующие группы: а) условия, необходимые для жизни и развития человека как естественного организма (отсюда естественные или органические пот ребности); б) условия, необходимые для жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для обще ния, познания и труда); в) условия, необходимые для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей.

Потребность - необходимость выравнивания отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для человека как биологического сущест ва, индивида и личности.

Потребности определяют направленность психики данного человека, по вышенную возбудимость ее к определенным сторонам действительности. Потребности подразделяются на естественные и культурные. Культурные потребности подразделяются на материальные, материально-духовные (кни ги, предметы искусства и др. ) и духовные. Потребности человека со циально обусловлены. В зависимости от того, с каким кругом обществен ных требований связаны эти потребности, различаются разные их уровни. Потребности человека иерархизированы, т. е. организованы в опреде ленной соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потребностей сос тавляет основную отличительную особенность личности - ее направлен ность. Но не смотря на значительное разнообразие индивидуальных пот ребностей личности, можно вычленить основную схему личностных потреб ностей.

Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого по ведения одновременно взаимодействует со всеми уровнями - происходит так называемая "сквозная регуляция", связанная с взаимодействием этих уровней. Депривация одной из потребностей приводит к деформации лич ностного поведения в целом. Так например, невозможность удовлетворить потребность в безопасности ведет к повышению уровня тревожности лич ности, к свертыванию ее возможностей в самореализации; затруднение в удовлетворении физиологических потребностей ведет к понижению когни тивных потребностей и т. д.

Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее уровни "вызревают" лишь к моменту достижения индивидом пси хологической зрелости. Но будучи сформированными высшие уровни потреб ности, особенно потребности в самореализации, самоусовершенствовании, начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Автоно мизация же отдельных ее уровней ведет к сужению интересов личности, а в ряде случаев к асоциальным способам их реализации.

У социализированной личности существует потребность в самооценке, в понимании самого себя, смысла своего существования. Это имеет большое значение для его адаптации к окружающей среде.

    Иерархия потребностей человека
    Потребность
    в самореализации
    Когнитивные
    потребности
    Потребность в признании,
    уважении
    Потребность
    в привязанностях
    Потребность в безопасности
    Физиологические потребности

Для нормального социального функционирования необходимо включение человека в деятельность, в которой он находил бы смысл своего сущест вования. Отсюда вытекает потребность в труде, в труде творческом, в котором раскрывались бы основные способности человека. Отсутствие этой фундаментальной человеческой потребности - основной показатель со циальной деформации личности.

Органические потребности человека возникают без специального их формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе специального их формирования, воспитания.

Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня произ водства и потребления, от условий жизни человека, от традиций и гос подствующих вкусов в данной социальной группе.

Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетво ренная потребность сначала исчезает, но затем возникает с большей ин тенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлет ворения становятся более стойкими.

Возникающие в результате деятельности все новые и новые потребности являются основным стимулом как развития отдельной личности, так и ис торического прогресса общества в целом.

Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том слу чае, если для ее удовлетоврения имеются или могут быть созданы необхо димые средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения данной потребности, тем прочнее они закрепляются.

Потребность, с нейрофизиологической точки зрения, представляет со бой образование доминанты, устойчивого возбуждения определенных меха низмов головного мозга, которые связаны с регулированием необходимых поведенческих актов.

Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение соответ ствующих нервных центров, побуждающее организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого фор мируется целенаправленное действие.

Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофи зиологическое состояние - мотивацию.

Мотивация - обусловленое потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную ак тивность организма.

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждении, их усиление или ослабление. Эф фективность внешнего стимула зависит не только от его объективных ка честв, но и от мотивационного состояния организма (сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу). Внешние раздражители стано вятся стимулами, то есть сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма.

Таким образом, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельнос ти по овладению требуемым объектом. Эти схемы - программы поведения могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индиви дуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.

Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигну тых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее зап рограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное нап ряжение и, вызывая положительную эмоцию, "утверждает" данный вид дея тельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим - поисковой деятельности. Таким образом, мотивация - индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внут ренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида. В животном мире способы поведения определяются рефлекторным соотне сением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими пот ребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации.

В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может ак туализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосох ранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского дол га, потребность оказания помощи другим людям, у третьего - проявить удаль в схватке, отличиться и т. д.

Все формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных тем, что они регулируются второй сигнальной системой - сло вом. К мотивационным состояниям человека относятся установки, интере сы, желания, стремления и влечения.

    Виды мотивационных состояний: установки,
    интересы, желания, стремления, влечения

Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствую щей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному по ведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосоз нанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой оно совершается.

    Различают следующие виды установок:

1) Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность кисти руки к оперированию большими или малыми предметами).

2) Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значи мого сигнала из общего шумового фона).

3) Социально-перцептивная установка - стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности).

4) Когнитивная - познавательная установка (предубеждение следователя в отношении виновности допрашиваемого ведет к доминированию в его созна нии обвинительных доказательств, оправдательные же доказательства отс тупают на второй план).

5) Мнемическая установка - установка на запоминание значимого материа ла.

Но в большинстве случаев человек осознает необходимые в данных ус ловиях действия, предвосхищает их результаты в идеальных образах, осознает цель этих действий. Объективные условия поведения осознаются в системе понятий.

Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, ин дивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.

Интерес (от лат. "interest" - имеет значение) - избирательное отно шение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмо ционального переживания значимых ситуаций.

Интересы определяются доминирующей направленностью личности. Инте ресы личности обусловлены ее принадлежностью к определенной социальной группе. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда она и не осознается.

Интерес, как и все психические состояния, существенно влияет на протекание психических процессов, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный следователем интерес к какому-либо вещественному доказательству является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является раскрытие всего преступления в целом). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.