реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Поддержка детей в детских домах

реферат

отношения воспитателей к воспитанникам, которые приводятся во многих

публикациях, способствует вспышкам детской агрессивности.

Все это, конечно, правильно. Однако за проявлением агрессивности у

детей, оставшихся без попечения родителей, лежат и более глубокие,

собственно психологические причины.

Наиболее простое и распространенное психологическое объяснение

возникновения агрессии у детей сирот состоит в том, что агрессия есть

следствие неудовлетворенности (фрустрированности) потребности в

родительской, материнской любви. Некоторые добавляют, что у этих детей не

удовлетворены и все другие социальные потребности – в неформальном общении,

в самоутверждении, во взрослом как идеале и т.п. – и именно эта тотальная

неудовлетворенность ведет их к агрессивности.

Отмеченные моменты, безусловно, верны, но, в них не прослеживаются

конкретные психологические механизмы возникновения и закрепления

агрессивных реакций.

Более детализированное представление включает в качестве необходимого

элемента анализируемого процесса искаженное у детей, воспитывающихся вне

семьи, становление Я – концепции. Так, английский психолог Р.Бернс,

анализируя проблему материнской депривации, пишет: «Можно предположить, что

развитие негативной Я – концепции и замкнутой, бесчувственной агрессивной

личности является следствием неудач в формировании у ребенка привязанности

к родителям или людям, выступающим в роли родителей. У ребенка возникает,

прежде всего, ощущение отторгнутости, заброшенности (которое может не

соответствовать реальности), образующее затем основу негативной Я –

концепции. Это в свою очередь приводит к возникновению напряженности в

отношениях с людьми и к уже вполне реальному неприятию индивида. В ходе

такого взаимодействия усиливается негативный характер негативного

отношения, как к самому себе, так и к другим людям. Образ взрослого не

ассоциируется у ребенка ни с теплом, ни с любовью, и он не ждет от них

подобных проявлений. По Эриксону у ребенка в этом случае не образуется

необходимое базовое доверие к окружающему миру».

Р. Бернс подчеркивает, что формирующаяся вследствие материнской

депривации Я – концепция, часто оказывается полностью лишенной позитивного

содержания и поэтому она крайне уязвима и защищает себя с помощью агрессии

и враждебности к другим людям.

В качестве важной причины возникновения агрессивных реакций отмечаются

также дефекты в становлении самоидентичности: неустойчивость, спутанность,

противоречивость и неопределенность

Я – концепции, которая сводится у детей, воспитывающихся без семьи, к

зыбкому набору случайных характеристик и может служить как причиной, так и

следствием постоянного переживания глубокого эмоционального дискомфорта. У

детей, растущих вне семьи, часто отсутствуют способы социального

подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для

нормального развития личности. При этих условиях такой глубокий

эмоциональный дискомфорт, как правило, выливается в агрессию.

Интересная концепция агрессивности развивается отечественными учеными

В.С. Ротенбергом и С.М. Бондаренко. Авторы исходят из теории поисковой

активности. Под поисковой активностью понимается «деятельность,

направленная на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего

отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию

угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного

прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете

промежуточных результатов в процессе самой деятельности».

Авторы считают, что у человека существует потребность в поисковой

активности, предпосылки которой имеют врожденный характер (поскольку

поисковая активность наблюдается у животных, являясь биологически

целесообразной), и затем формирующейся в процессе жизнедеятельности

человека.

Поисковая активность у разных людей выражена в неодинаковой степени.

Наиболее высока она у творческих личностей, а также у лиц, склонных к

авантюрам и приключениям. Сквозь призму такой точки зрения В.С. Ротенберг и

С.М. Бондаренко рассматривают пубертатный период, когда на первый план

выходит поиск своего Я и своего места в жизни. По мнению авторов,

«отклоняющееся от нормы (девиантное) поведение подростков, включая

немотивированные приступы жестокости, в ряде случаев может быть (диким)

проявлением неправильно ориентированной поисковой активности». Авторы

полагают, что если изменить направление поисковой активности, сделать его

адекватным, то можно добиться снятия агрессии.

Свою позицию эти ученые считают близкой концепции немецкого

психотерапевта Г. Аммона. Последний полагает, что всякий человек рождается

с потенциалом так называемой конструктивной агрессивности, т.е. стремлением

освоить и изменить окружающий мир, творчески реализовать себя. При

нормальном развитии конструктивная агрессивность ведет к творчеству и

гармоническому совершенствованию человека. При дефектном воспитании

конструктивная агрессивность преобразуется в деструктивную, поскольку, вне

зависимости от знака – положительного или отрицательного, потенциал

агрессии должен найти свой выход для сохранения физического и психического

здоровья. Проведенные им и его сотрудниками исследования показали, что и

конструктивная и деструктивная агрессии предохраняют человек от

психосоматических заболеваний.

Образно говоря, бессмысленно бороться с драками, заменяя их вышиванием, а

надо находить путь перевода неконструктивной агрессии в конструктивную.

Интересно также проанализировать данные, полученные Прихожан А.М. и

Толстых Н.Н. по так называемому индексу самостоятельности.

Известно, что подростковый возраст характеризуется борьбой за

автономию, самостоятельность, отвержение контроля и т.п. Однако, как

показывают исследования Прихожан А.М. и Толстых Н.Н. «…при далеко не

идеальном поведении подростки из интерната считают необходимым контроль,

опеку над собой (70 против 10 % в массовой школе). Ценность собственной

точки зрения признают лишь 10 % воспитанников интерната, а в массовой школе

– 57 %. Можно было бы привести другие, не менее выразительные цифры.

Зависимость от взрослого может выступать в двух формах – положительной,

когда ребенок стремиться привлечь внимание взрослого, завоевать его любовь

выполнением требований, послушным поведением и т.п., и отрицательной, когда

внимание взрослого завоевывается плохим поведением, нарочитым невыполнением

требований, демонстративным непониманием. Чем старше дети, тем чаще в

интернате мы встречаемся с поисками отрицательной зависимости.

Анализ общения воспитателей и учителей интерната с детьми, в том числе

даже самых лучших учителей и воспитателей, свидетельствуют , что они не

только не борются с эмоциональной зависимостью, но и , напротив,

максимально используют ее в процессе обучения и воспитания. Сознательно или

неосознанно взрослые стремятся культивировать такую зависимость,

рассматривая ее как проявление любви. С этим мы нередко сталкиваемся в

семье, но в интернате или в детском доме подобная невротическая зависимость

особенно опасна».

Таким образом, нельзя улучшить отношения между воспитанниками и

взрослыми в детском доме или интернате, лишь за счет призывов любви.

Необходимо вести последовательную работу с детьми по развитию

самостоятельности: от способности самому планировать и выполнять бытовые и

учебные задания, до чувства личностной автономии.

Необходимо обратить внимание и на различия в самооценке воспитанников

детских домов и учащихся массовой школы.

Самооценка воспитанников интерната основывается преимущественно на

оценках окружающих. Самооценка учащихся массовой школы – как на оценке

окружающих, так и на собственных критериях.

Характеристики образа Я подростков растущих в семье и вне семьи,

различают по ряду существенных параметров, главные из которых:

1. ориентация на собственные личностные особенности, возможности

(массовая школа) – ориентация на внешнее окружение, на

приспособление (детский дом).

2. интенсивное становление образа Я в направлении взрослости,

связанной с ней системой собственных ценностей от VII к VIII

классу (массовая школа) – стабильность этих сторон образа Я в

указанный период (детский дом).

3. яркая выраженность собственных подростковых характеристик

(массовая школа) – несоответствие развития некоторых сторон

образа Я возрастным характеристикам (детский дом).

Подростковый возраст – последний период пребывания большинства

оставшихся без родителей детей в учреждениях интернатного типа. В

дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Лишаясь привычной опеки и

образа жизни, бывшие воспитанники часто оказываются не готовыми к этому.

Вот почему вопросы личностной и социальной зрелости

14 – 15-летнего выпускника детского дома, анализ его субъективных

представлений о своем будущем, имеют первостепенное значение. Изучение

представлений подростка о своем будущем важно потому, что оно проливает

свет, с одной стороны, на более широкую проблему современной перспективы

личности как существеннейшей ее характеристики, а с другой – на процесс

профессионального самоопределения – сравнительно более узкий, но

практически чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного

развития.

Проведенное Н.Н. Толстых исследование показало, что отношение к

будущему, жизненные планы, временная перспектива во многом определяются

социальной ситуацией развития подростков. Перед подростками детского дома,

заканчивающими IX класс, стоит проблема – они вынуждены поступать в

училище, овладеть определенной профессией.

Важная сторона временной перспективы и у подростков из школы, и у

подростков из детского дома – представление о будущей профессии, однако, их

формирование идет разными путями.

В массовой школе на протяжении подросткового возраста число профессий,

которые выбирают ребята, увеличивается: если в VI классе еще многие дети

указывают либо так называемые традиционные профессии (учитель, врач), либо

престижные (артист), то в VIII - каждый выбирает свою профессию, и они

практически не повторяются у отдельных учеников класса. В интернате,

скорее, обратная картина: с возрастом содержание называемых профессий все

более начинает концентрироваться вокруг тех специальностей, которым обучают

в техникумах и ПТУ, куда заведомо будут направлены воспитанники после VIII

класса.

Подросток из массовой школы, выбирая более «земную», более

соответствующую своим способностям и объективным обстоятельствам жизни

профессию, отказываясь от детских надежд и мечтаний, совершает акт

сознательного самоограничения, необходимого в профессиональном

самоопределении. За воспитанника детского дома или школы – интерната этот

акт совершают другие, в данном случае он обусловлен системой общественного

воспитания. По существу акт профессионального самоопределения превращается

для воспитанников интерната в профессиональное определение. Поскольку же

профессиональное самоопределение в старшем подростковом возрасте является

составляющей личностного самоопределения, то очевидно, сколь неблагоприятно

это может сказаться на всем ходе становления личности.

Опыт практической психологической работы по профессиональной

ориентации школьников свидетельствует, что нередко основная задача

психолога состоит в том, чтобы как бы «заземлить», сделать более

реалистичными профессиональные намерения подростков. При работе с

воспитанниками интерната психологу часто приходится заниматься прямо

противоположным – убеждать подростка в том, что его способности,

возможности выше, богаче, чем он себе представляет, выбирая ту или иную

профессию. Эта задача нисколько не легче, чем задача снизить

профессиональную самооценку.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.