реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Педагогическая психология

реферат

Педагогическая психология

СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет: психологический.

Специальность: психология.

Реферат по дисциплине:

Педагогическая психология.

Тема: Основные этапы становления педагогической психологии как

самостоятельной отрасли научного знания.

Студентки 2 курса:

Мозжериной Лилии Владимировны.

2003 год

План:

Введение.

1. Общенаучная характеристика педагогической психологии.

1. Педагогическая психология среди других человеческих наук.

2. Общепсихологический контекст формирования педагогической

психологии.

2. История становления педагогической психологии.

1. Педагогическая психология – развивающаяся наука.

2. Этапы становления педагогической психологии.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, область психологии, занимающаяся

разработкой психологических основ обучения и воспитания. Подобно

психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, эту

область иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых

является решение практических проблем. Вместе с тем она является полем

как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует

педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.

Педагогическую психологию преподают на педагогических факультетах

университетов. Предметом изучения выступают различные проявления

поведения, связанные с процессами обучения и воспитания:

психологические особенности ребенка на разных возрастных этапах;

соотношение психического развития и обучения, особенно в отношении

школьных предметов и занятий; проблема психического здоровья, включая и

трудности социальной адаптации; взаимодействие учеников в классе,

школьных командах и группах; различия между детьми в способностях и

школьной успеваемости, а также проблема измерения этих различий.

Психологи, специализирующиеся по педагогической психологии,

преподают этот предмет в университетах и институтах, являются научными

сотрудниками исследовательских институтов и лабораторий, но в

большинстве своем они – школьные психологи. Первоначально школьные

психологи в основном занимались тестовыми испытаниями, прежде всего

связанными с тестом Стэнфорда – Бине, результатом которого является

известный показатель IQ, а впоследствии и с другими тестами. Однако

постепенно их обязанности значительно расширились и стали включать в

себя консультирование учащихся, преподавателей, школьной администрации

и родителей. Педагогические психологи могут сотрудничать не только со

школами и другими образовательными учреждениями, но также и с

больницами и учреждениями, осуществляющими различного рода опеку, где

они проводят психологические исследования, интерпретируют результаты

индивидуальных и групповых тестов, занимаются индивидуальным

консультированием по поводу разнообразных проблем, связанных с учебной

деятельностью, выбором профессии и личностной адаптацией детей.

1.Общенаучная характеристика педагогической психологии.

1. Педагогическая психология среди других человековедческих наук.

В современной науке все нагляднее просматривается взаимодействие

двух основных тенденций ее развития: интеграции и дифференциации

научных отраслей, дисциплин, проблемных областей (наряду с такими

тенденциями, как систематизация, иерархизация, кумулятивность).

Анализируя интегративность науки, Ж. Пиаже, Б. Г. Ананьев, Б. М. Кедров

отмечали, что в центре научного знания находится психология – наука о

человеке. Интерпретация представленного Б. М. Кедровым треугольника

научного знания (вершина его – естественные науки, углы основания –

философия и общественные науки, а в центре соединенная с этими науками

психология) соотносится с утверждением Ж. Пиаже, что «…психология

занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и

как возможный источник объяснения их формирования и развития».[1]

Еще четче определяет роль проблемы человека в развитии науки Б. Г.

Ананьев, по мнению которого дифференциация, углубление изучения

человека и в то же время интеграция всех исследований в этой области

способствуют тому, что проблема человека становится общенаучной[2].Эта

же тенденция глобализации проблемы человека была намечена и в области

педагогического знания еще К. Д. Ушинским в 1868 – 1869 гг. в труде

«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», где

на основе определения иерархии наук, вносящих свой вклад в воспитание

человека, отмечалась ведущая роль психологии.

В свою очередь психология также есть сложное интегрированное

знание, основанием структурного представления которого, согласно А. В.

Петровскому, служат психологические аспекты: «1) конкретной

деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как субъекта развития

и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и

развитие)».[3] Педагогическая психология рассматривается как

самостоятельная отрасль общепсихологического знания, выделенная

преимущественно по основанию «конкретная деятельность», в которой

находят отражение и два других его аспекта. Это утверждение означает,

что в фундаменте педагогической психологии находятся

общепсихологические закономерности и механизмы самой образовательной

деятельности, или, по определению одного из родоначальников

педагогической психологии П. Ф. Каптерева, образовательного процесса.

Педагогическая психология связана со многими другими науками в силу

целого ряда причин. Во – первых, она является конкретной отраслью

общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника

научного знания. Во – вторых, она связана с другими науками в силу

того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть

передача социо – культурного опыта, в котором аккумулировано самое

разноплановое цивилизационное знание в знаковой, языковой форме. В –

третьих, предметом ее изучения является сам познающий и обучающийся

этому познанию человек, что изучается многими другими

человековедческими науками. Очевидно, что педагогическая психология

неразрывно связана с такими науками, как, например, педагогика,

физиология, философия, лингвистика, социология и др. В то же время

утверждение, что педагогическая психология есть отрасль

общепсихологического знания, означает, что она формируется на его

основе, т. е. знаниях о психическом развитии, его движущих силах,

индивидуальных и половозрастных особенностях человека, его личностном

становлении и развитии и т. д. В силу этого педагогическая психология

связана с другими отраслями психологического знания (социальной,

дифференциальной психологией и т. д.) и прежде всего с возрастной

психологией.

Педагогическая и возрастная психология наиболее тесно связаны между

собой общностью объекта этих наук, которым является развивающийся

человек. Но если возрастная психология изучает «возрастную динамику

психики человека, онтогенез психических процессов и психологических

качеств развивающегося человека», [4]то педагогическая – условия и

факторы формирования психических новообразований под воздействием

образования. В связи с этим все проблемы педагогической психологии

рассматриваются на основе учета возрастных особенностей человека,

находящегося в образовательном процессе. В то же время и

педагогическая, и возрастная психология основываются на знании общей

психологии, которая «…вскрывает общие психологические закономерности,

изучает психические процессы, психические состояния и индивидуально –

психологические особенности личности уже сложившегося

человека».[5]Данная трактовка, с одной стороны, междисциплинарности, а

с другой – самостоятельности педагогической психологии как отрасли

научного знания может соотноситься с позицией Б. Г. Ананьева. По его

мнению, педагогическая психология – пограничная, комплексная область

знания, которая «…заняла определенное место между психологией и

педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между

воспитанием, обучением и развитием подрастающий поколений».[6]

Однако такая трактовка не во всем совпадает с определениями статуса

педагогической психологии, приводимыми другими авторами, что может

свидетельствовать о неоднозначности решения данного вопроса. Например,

в «Курсе общей, возрастной и педагогической психологии» отмечается, что

«…если на первом этапе развития возрастной и педагогической психологии

наблюдалась тенденция их обособления, то в наше время, наоборот, -

сближения, а в какой – то мере даже и слияния».[7] С другой стороны, в

«Основах педагогики и психологии высшей школы» подчеркивается

комплексность, единство педагогики и психологии, формирующих одну

комплексную научную дисциплину.[8]Можно полагать, что комплексной, по

сути, является педагогическая психология. Педагогика в ее

теоретическом, по В. И. Гинецинскому[9], и практическом аспектах есть

тесно связанная с ней самостоятельная наука, тогда как общая и

возрастная психология суть внутренне неразрывно связанные с ней отрасли

общепсихологического знания.

1.2. Общепсихологический контекст формирования педагогической

психологии.

Педагогическая психология развивается в общем контексте научных

представлений о человеке, которые были зафиксированы в основных

психологических течениях (теориях), оказавших и оказывающих большое

влияние на педагогическую мысль в каждый конкретный исторический

период. Это связано с тем, что процесс обучения всегда выступал в

качестве естественного исследовательского «полигона» для

психологических теорий. Рассмотрим подробнее психологические течения и

теории, которые могли повлиять на осмысление педагогического процесса.

Ассоциативная психология (начиная с середины 18 в. – Д. Гартли и до

конца 19 в. – В. Вундт), в недрах которой были определены типы,

механизмы ассоциаций как связи психических процессов и ассоциации как

основы психики. На материале исследования ассоциаций изучались

особенности памяти, научения. Здесь же отметим, что основы

ассоциативной трактовки психики были заложены Аристотелем (384 – 322

гг. до н. э.), которому принадлежит заслуга введения понятия

«ассоциация», ее типов, разграничения двух видов разума (нуса) на

теоретический и практический, определения чувства удовлетворения как

фактора научения.

Эмпирические данные экспериментов Н. Эббингауза (1885) по

исследованию процесса забывания и полученная им кривая забывания,

характер которой учитывается всеми последующими исследователями памяти

выработки навыков, организации упражнений.

Прагматическая функциональная психология У. Джемса (конец 19 –

начало 20 в.) и Дж. Дьюи (практически вся первая половина нашего

столетия) с акцентом на приспособительных реакциях, адаптации к среде,

активности организма, выработке навыков.

Теория проб и ошибок Э. Торндайка (конец 19 – начало 20 в.),

сформулировавшего основные законы научения – законы упражнения, эффекта

и готовности; описавшего кривую научения и основанные на этих данных

тесты достижений (1904).

Бихевиоризм Дж. Уотсона (1912 – 1920) и необихевиоризм Э. Толмена,

К. Халла, А. Гзри и Б. Скиннера (первая половина нашего столетия). Б.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.