p>и оценили доли общего разнообразия (в %), приходящейся на каждую категорию. Результаты подсчетов представлены в виде таблицы:
таблица 2 Категории анализа Единицы счета Частота Разнообра зие в битах Или по К. Шен нону Вклад катего рий в общее разнообразие текста (в %) абс. отно-сит. Положитель-ное отноше- ние к команде Редко проигрывать Хвалить Поддерживать Радоваться, ра-дость, радовать Очень важно Не ссориться Стараться помириться Ссора - что-то необычное Ссора – боль- шие проблемы Ссора огорчает Относиться хорошо Относиться нормально 4 1 1 8 1 1 1 1 1 1 4 2 0. 14 0. 03 0. 03 0. 28 0. 03 0. 03 0. 03 0. 03 0. 03 0. 03 0. 14 0. 07 0. 397 0. 152 0. 152 0. 514 0. 152 0. 152 0. 152 0. 152 0. 152 0. 152 0. 397 0. 269 Hп = 2. 793 2. 79: 3. 25х х100%=86% Отрицатель- ное отноше- ние к команде Текст в целом Редко выступать Редко побеждать Завидовать L = 15 1 1 1 Уfi=29 0. 03 0. 03 0. 03 Уpi = 1 0. 152 0. 152 0. 152 Уhi = 3. 25 Hо = 0. 456 H = 3. 25 0. 46: 3. 25х х100%=14% 100%
Из таблицы видно, что в ответах детей смысловых единиц, отражающих положительное отношение к команде - 86%, в то время как отрицательных–14%. Это позволяет говорить о том, что у детей преобладает положительное отношение к команде, в формировании которого существенную роль играют победы команды в различных соревнованиях, радость, связанная с победой своей команды и личными успехами, хорошее отношение к товарищам по команде и восприятие их отношения к себе как дружеского, хорошего. Что касается отрицательного отношения, то оно преимущественно связано с проигрышами команды на соревнованиях и редкостью выступлений. О зависти со стороны товарищей по команде в отношении собственных успехов упомянула только одна девочка, отметив, что это бывает иногда.
ВЫВОДЫ.
На основании результатов, полученных при анализе проведенного исследования, можно сказать о том, что дети, посещающие группу синхронного плавания, имеют недостаточно конкретное представление о команде. Они смешивают понятие команды с понятием группы, причем в очень узком смысле этого слова, а именно, для них команда–это несколько спортсменок, выполняющих групповую произвольную программу. Дети не умеют работать в команде и не знают, что это значит. Это позволяет сделать неутешительный прогноз о том, что к более старшему возрасту большинство детей, не показавших выдающихся успехов в индивидуальной программе или дуэтах, скорее всего, перестанет посещать тренировки. В начале исследования нами была выдвинута гипотеза, о том, что команда не сплочена. Результаты исследования показали, что команды просто нет, а положительные выборы, осуществленные в социометрии, основываются, скорее, на взаимной симпатии и удовольствии от общения друг с другом, не обусловленным совместной деятельностью, а основанные на возрастных особенностях детей. Из анализа рисуночных методик можно видеть, что не все девочки отождествляют себя с группой и, скорее направлены на индивидуальную реализацию себя как спортсменок, чем на участие в групповых упражнениях. Приоритет индивидуальных упражнений над групповыми в синхронном плавании является спорным не только для тренера и команды в целом, но и для самой спортсменки. Если она не сможет быть выдающейся в индивидуальной программе, то место в группе–это то, что позволит ей чего-то добиться в спорте и чувствовать себя успешной, разделяя успех команды. К тому же, возраст 7– 9 лет –это тот возраст, когда ребенок приобретает умение работать рядом с другими людьми в составе команды. На этом возрастном этапе для детей большое значение имеют взрослые, выступающие в роли учителя и носителя знаний и социальных норм. Взрослые являются значимыми лицами и имеют большое влияние, в том числе и на то, каким образом у ребенка будут строиться отношения со сверстниками. Для детей, занимающихся спортом, таким значимым взрослым становится тренер. Если судить по результатам рисуночных методов и методики“Тест неоконченных предложений”, то выясняется, что в обследованной нами группе, тренер не играет такой уж существенной роли в формировании отношений между детьми и не помогает формированию у них адекватного образа команды. Исходя из всего вышесказанного, можно порекомендовать тренеру, пользуясь возрастными особенностями детей, приложить усилия не только к формированию у них технических навыков, но и к формированию команды и целостного образа команды у детей. Для этого необходимо обратиться к опыту формирования команды в игровых командных видах спорта. Во время тренировок давать больше упражнений, для выполнения которых требуются усилия не одного или двух человек, и даже не просто группы детей, а такой группы, которая должна работать командой для достижения определенного результата. Позволить детям самим в некоторых упражнениях осуществлять контроль друг над другом, с указанием технических ошибок и, главное, возможностей для их исправления и устранения, обращая внимание на позитивные моменты. Спортивные сборы, летний спортивный лагерь, групповое посещение различных мероприятий (театр, балет, спортивные соревнования), какие-то выработанные традиции (например, совместное празднование дней рождений или каких-то других значимых дат) так же имеют большое значение для сплочения команды. Необходимо объяснить детям, что такое команда и для чего им нужно работать в команде с указанием на цели и задачи, которые тренер ставит перед командой. Желательно при этом получить обратную связь для того, чтобы знать, какова мотивация занятий у детей, какие цели и задачи ставят они перед собой, и соотнесясь с полученной информацией выстраивать свое взаимодействие с ними. Вероятно, это будет достаточно сложно, т. к. ни у тренера, ни у детей нет образца спортивной команды по синхронному плаванию. Но, тем не менее, этот вид спорта имеет перспективы развития только как командный вид спорта, (в связи с последними изменениями в олимпийской программе, только групповая произвольная программа является олимпийским упражнением) поэтому, мы считаем, что усилия, приложенные к формированию команды, будут вознаграждены повышением успешности спортсменок и наличием сформированной полноценной команды.
Приложение 1. Тест неоконченных предложений 1. Думаю, что моя команда редко… Если все товарищи по команде против меня, то… Я всегда хотела… Будущее в спорте кажется мне… Мой тренер… Если бы я правильно тренировалась… Я тренируюсь много, но… Когда я впервые подумала о спорте… Когда я вижу спортсмена… Когда я вижу спортсменку… Когда ждешь спортивной победы… Судьи в спорте всегда… Честная победа в спорте… Сделала бы все, чтобы забыть… Когда у меня успех, мои товарищи… Если в спорте огромные трудности… Победа моей команды… Мой личный успех на соревновании… Когда необходимо рисковать… Если я очень устаю на соревновании… Спортивное достижение – это… Если на соревновании сильный противник… Если есть свободное время… Мало кто знает, что я боюсь… В моей ссоре с товарищами по команде… Не люблю людей, которые… Иногда в душе моей просыпается… Я к своим товарищам отношусь… Моей большой ошибкой было… Приложение 2. Социоматрица Таблица группировок Кого выбирали Кто выбирал 1 2 3 4 5 6 1 2 4 5 6 3 1. Кс. + + + + 1. Кс. + + + + 2. И. + + + + 2. И. + + + + 3. Л. + + + + + 4. Т. + + + + 4. Т. + + + + 5. К. + + + + 5. К. + + + + 6. М. + + + 6. М. + + + 3. Л. + + + + + выбор 5 4 5 5 5 взаимовыбор 4 3 4 4 3 отрицательные 1 4 взаимоотриц. Р+ Список литературы.
Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. – М. ,1998. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М. , 1986. Богданова Д. Я. Занимательная психология спорта. т. 2 – М. ,1993. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М. - Воронеж, 1995. Бурлачук Л. Ф. , Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб. ,1999. Выготский Л. С. Собр. сочинений в 6-ти томах. т 4. – М. , 1984. Годфруа Ж. Что такое психология? – М. , 1996. Григорьянц И. А. О перспективах развития психологии спорта. - “Теория и практика физической культуры”. №5, 1997. Коледа В. А. Психология физической подготовки молодежи. – Минск, 1990. Марищук В. Л. , Блудов Ю. М. , Плахтиенко В. А. , Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. – М. , 1984.
Мухина В. С. Возрастная психология. – М. , 1998. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М. , 1996. Практикум по общей психологии. – М. , 1990. Попов А. Л. Психология спорта. – М. , 1998.
Рыжонкин Ю. Я. Практика организации спортивно-игровой команды. /Психология спортивной деятельности. – Казань, 1985. Слободчиков В. И. , Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития. – “Вопросы психологии”. №5, 1996. Степанова С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М. , 1997. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. - М. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. – М. , 1994. Хьелл Л. , Зиглер Д. Теории личности. – СПб. , 1998. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М. – Воронеж, 1995. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб. , 1996. Bodner S. Experimental training, A stepping stone for work teams, CSWT Reports, 1997.
Boldwell D. High performance team, 1996.
Folsom J. Статьи по командообразованию. Интернет – страница компании The Wings. Katzenbach J. , Smith D. The wisdom of teams. Harvard business school press, 1993.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|