реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности умственного развития младших школьников

реферат

Усвоение правил.

Концептуальное правило – это утверждение о том, как должны быть

связаны данные признаки, чтобы нечто, обладающее ими, можно было считать

примером определенного понятия. В вышеприведенном случае с идентификацией

по одному признаку (например, круги и не круги), этот класс был просто

либо положительным, либо отрицательным примером понятия. В случае более

сложных понятий необходимо разработать более концептуальные правила,

определяющие, как связаны данные признаки.[1] В простейшей бинарной

ситуации, где есть два свойства, скажем, красный и квадратный, красный или

квадратный, понятие может меняться в соответствии с применяемым правилом.

Например, из тех же самых признаков (красный, квадратный) можно образовать

различные понятия: красный и квадратный, красный или квадратный, если

красный, то квадратный и т.п.

Обычно при формировании понятия в экспериментальной лаборатории

используется пять типов правил: утверждение, конъюнкция, включающая

дизъюнкция[2], условие и двойное условие. Они сведены в Таблице 1.

|Название |Обозначение |Описание |Обобщенный пример |

|Утверждение |R |Все красные |Все красного цвета |

| | |объекты | |

|Конъюнкция |R ( S |Все объекты, |Автомобиль, который |

| | |которые красные и |одновременно |

| | |квадратные |Фольксваген и желтый |

| | |одновременно | |

|Включающая |R S |Все объекты, |Психолог, который |

|дизъюнкция | |которые красные |член Отделения |

| | |или квадратные или|психологии и/или член|

| | |и то, и другое |Американской |

| | | |Психологической |

| | | |ассоциации |

|Условие |R ( S |Если объект |Полицейский в форме, |

| |(R S) |красный, то он |который, если |

| | |должен быть также |совершено |

| | |квадратным (а если|преступление, |

| | |не красный, то |производит арест |

| | |любой формы) | |

|Двойное |R ( S |Красные объекты, |Адекватное поведение:|

|условие | |но только если они|обнажайтесь тогда и |

| | |квадратные |только тогда, когда |

| | | |вы на нудистском |

| | | |пляже |

Таблица 1. Концептуальные правила, изложенные в виде связи между двумя

существенными признаками.

* Красный (R) и квадратный (S).

Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с

которыми встречаемся в повседневной жизни, то задача приобретения понятий

может оказаться слишком сложной, и все же эта поразительная проблема

решается достаточно легко. Вполне может быть, что понимание мира возможно

только через развитие когнитивных структур, которые связывают кажущиеся

рассеянными объекты и события в единое понятие. Таким образом, изучение

формирования понятий и усвоения связывающих их правил не изолировано из от

основного потока повседневной жизни, но находится прямо в центре ее.

Ассоциация.

Старейшей и наиболее влиятельной теорией научения является

ассоциативная теория. Если излагать очень кратко, то принцип ассоциации

утверждает, что при повторяющимся совместном предъявлении событий между

ними образуется связь. Подкрепление, или система вознаграждений

способствует такой связи Основная модель этого принципа выражается на языке

психологии стимула - реакции (S-R). Так, принцип ассоциации утверждает, что

усвоение понятия есть результат (1) подкрепления правильного сочетания

стимула (например, красные квадраты) с реакцией (идентификацией его как

некоторого понятия) и (2) неподкрепления (как частного случая наказания)

“неправильного сочетания стимула (например, красных кругов) с реакцией

опознавания его как некоторого понятия. (Подобная механистическая точка

зрения практически не представляет места для превалирующего среди

современных когнитивных психологов представления о внутренней структуре,

которая отбирает, организует и преобразует информацию).

Ассоциативная теория формирования понятий, предложенная Рестлом и

Бурном, надежно предсказывает кривые научения, полученные в задачах на

усвоение понятий. Хотя она признает важность процесса ассоциирования

существенных признаков с реакцией и процесса “адаптирования” или

дезактивации несущественных признаков, в ней не проводится различие между

признаками и правилами, которое, как мы убедились, является важным

теоретическим и экспериментальным моментом.

Другие ассоциативные теории, основанные на понятии опосредования,

предполагают, что формирование понятий можно описать на языке научения

понятию, которая является основным для некоторого набора перцептивно

различных стимулов. Так, кабачки, лимонад и креветки входят в понятие “еда”

не по своим физическим характеристикам, а потому, что они вызывают обычную

“промежуточную” реакцию, такую как готовность к еде – слюноотделению,

глотание и т.д.

Формирование понятий начинается с выбора гипотезы, или стратегии,

соответствующей целям исследования. Во всех случаях, когда мы стремимся

“что-то обнаружить”, этот процесс предполагает установление приоритетов,

так же как ученый планирует последовательность экспериментов, или юрист

задает последовательные вопросы, или доктор проводит ряд диагностических

анализов.

В качестве стратегии формирования понятия испытуемые могли выбрать

одну из двух – сканирование или сосредоточение; каждая из них

подразделялась так:

Одновременное сканирование. Испытуемым начинают со всех возможных

гипотез и отбрасывают не выдержавшие проверки.

Последовательное сканирование. Испытуемые начинают с одной гипотезы,

придерживаются ее, пока она оправдывается, и затем меняют на другую с

учетом всего предыдущего опыта.

Консервативное сосредоточение. Испытуемые формулируют гипотезу,

выбирают для нее положительный пример в качестве главного, затем производят

последовательные переформулировки (при каждой из которых меняется только

один признак), замечая после каждой попытки, оказывается ли результат

положительным или отрицательным.

Рискованное сосредоточение характеризуется изменение более чем одного

признака за один раз. Хотя консервативное сосредоточение методологически

обосновано и, вероятнее всего, приводит к валидному понятию, испытуемые

могут склонится к “риску”, надеясь быстрее определить понятие.

Логика.

Термины “мысль” и “мышление” обозначают общий процесс рассмотрения в

уме какого-либо вопроса; логика – это наука о мышлении. Два человека могут

думать об одном и том же, но их выводы, полученные посредством мышления,

могут отличаться: одно будет “логичным”, другое – “нелогичным”.

Мышление и логика долгое время были предметом исследований. Два

тысячелетия назад Аристотель ввел систему рассуждения, или обоснования

суждений, которую назвал силлогизмом. Силлогизм состоит из трех частей:

большой посылки, малой посылки и ввода, которые следуют в таком, например,

порядке:

Все люди смертны.

Сократ – человек.

Следовательно, Сократ смертен.

Вывод, полученный путем силлогистического рассуждения, считается

достоверным, если все посылки истинны и верна его форма. Следовательно,

можно использовать силлогистическую логику для обоснования аргументов.

Можно определить “нелогичные” выводы и выделить их причину. Это краткое

утверждение составляет теоретическую основу многих исследований логики и

мышления.

Таким образом:

1. Мышление есть внутренний процесс, при котором происходит преобразование

информации; мышление может быть направленным и вести к решению задачи, а

на структурном уровне приводить к образованию новой мысленной

репрезентации.

1. Формирование понятий включает выделение признаков, общих для некоторого

класса объектов, и раскрытие правил, связывающих эти концептуальные

признаки. Для этого процесса важны такие виды когнитивной деятельности

как усвоение правил, ассоциирование и проверка гипотез.

1. Формирование понятий может иметь различную трудность в зависимости от

типа требуемых правил, причем наименее трудны правила утверждения, а

возрастание трудности идет в направлении правил конъюнкции, дизъюнкции,

условия и двойного условия.

1. Одна из теорий формирования понятий (Рестл и Бурн) предполагает, что

между существенными признаками понятия и подкрепляемыми ответными

реакциями образуется ассоциации, причем неподкрепляемые реакции на

несущественные признаки со временем прекращаются. Такая позиция не

различает процессы выделения признаков и усвоения правил.

1. Стратегии формулирования и проверки гипотез включают сканирование и

процедуры сосредоточения, причем процедуры сосредоточения (близкие

научным процедурам) более эффективны, чем сканирование.

Изучение мышления относится к числу самых трудных и

малоразработанных проблем психологии.

Что такое мышление и какова его роль в познании, труде, жизни

интересовало человечество с давних пор. Уже в период античности в

философии возникло разграничение органов чувства (ощущения) и деятельности

мышления. С тех пор проблема мышления находится в поле зрения ученых.

“Мышление можно определить, – по мнению А.В. Брушлинского, – как

неразрывно связанный психический процесс самостоятельного искания и

открывания существенно нового, т.е. опосредованного обобщенного отражения

деятельности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе

практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за

ее пределы”.

Физиологической основой мышления является аналитико–синтетическая

деятельность мозга, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных

систем.

Мышление всегда имеет какое–то содержание. Содержательными

компонентами могут быть образы, представления, теоретические и

эмпирические (житейские) понятия, символы и схемы и т.п. Образ

представляет собой целостное отражение действительности, в котором

одновременно представлены основные перцептивные категории(пространство,

движение, форма и т.п.). Представление есть образ предмета или явления,

возникающих на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти

или воображении.

Операционными компонентами мышления является система мыслительных

операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения,

классификации, систематизации. Каждая из этих операций выполняет

определенную функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи

с другими операциями. Общие операции могут быть объединены в более крупные

единении–приемы умственной деятельности. Прием–это система операций

анализа, синтеза, абстракции, обобщения, организованная для решения задач

того или иного типа. Перед учебной практикой ставится задача обучения

самим приемам умственной деятельности (или умственным действиям).

Овладение приемами происходит, во–первых, через ознакомление учащихся с

ними, во–вторых, через упражнения–применение соответствующих приемов

умственной деятельности на различном материале, в–третьих, через

перенос–использование приемов при решении новых задач.

Таким образом, путь формирования приемов умственной деятельности

примерно таков: усвоение содержания приема, самостоятельное его

применение, перенос на новые ситуации.

В психологии принято несколько классификаций мышления.

По содержанию мышления выделяют: конкретно–действенное мышление в

практической деятельности; наглядно–образное мышление с опорой на образы

восприятия или образы представления; отвлеченное мышление с опорой на

отвлеченные понятия и рассуждения.

По характеру решаемых задач выделяют: практическое мышление,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.