реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности работы психолога с одаренными детьми - (реферат)

реферат
p>5. Исследование познавательной активности одаренных детей по методике СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности).

    5. 1. Описание методики СОНА.

Методика представляет собой начальную формализацию обычной беседы, которая ведется с ребенком и его родителями. Ориентирована на спонтанное описание одаренным ребенком и его родителем деятельности, любимой ребенком, в течение прошедшей до момента обследования недели.

В основе методики лежит идея о том, что чем больше доля познавательных интересов в общем “раскладе” деятельности ребенка, тем более он творчески одарен.

Беседа велась с наиболее одаренными учащимися - Сербиновым Б. и Симоновым А.

    Результаты исследования.

В ходе беседы с Сербиновым Б. (12 лет) мы получили общее, спонтанное перечисление ребенком его занятий за неделю:

    изучал Ветхий завет;

изучал стратегию и тактику Жукова и других великих полководцев; наблюдал за поведением муравьев, подсчитывал количество муравейников, переселял муравьев из разрушенных муравейников в новые места обитания; составлял кроссворды по географии, истории и языковедению;

разводил шмелей в квартире, кормил, наблюдал за их жизнедеятельностью, сравнивал с поведением ос;

    писал лики святых акварелью на деревянной заготовке;
    к семейному празднику сервировал стол;
    гадал на иглах, свинце и воске;
    лечил деда мысленными посылами, особыми формулами;
    изучал белую и черную магию, заговоры, астрологию;
    мастерил лук и стрелы;
    гулял;
    изучал азербайджанский язык;
    играл в шахматы;
    вязал мягкую игрушку;
    собирал усилители для радиоприемника;
    проводил исследования по своему генеалогическому дереву;
    клеил макет замка;
    сочинял стихи о смысле жизни;
    пополнял коллекцию бабочек и гербарий;
    строил двухэтажный шалаш во дворе;
    изучал династии китайских правителей;
    читал книги по уфологии;
    изучал старые книги 1856 года издания.

Уже одно перечисление занятий дает достаточное представление о широте его интересов.

Тот факт, что в перечне нет общения с друзьями, вполне отражает реальную жизнь этого ребенка.

Такой же спонтанный рассказ матери о деятельности ребенка дал примерно те же результаты.

В приведенном примере из перечисленных занятий 23 являются познавательными, из них 16 можно отнести к творческим (в них проявляется направленность не на усвоение, а на создание нового, например, “писал лики святых на дереве”). Индекс познавательных интересов равен 96, а индекс творческих 70. Беседа с Симоновым А. (10 лет) дала следующие результаты:

    готовился к экзамену по геометрии;
    читал “Капитанскую дочку”, “Евгения Онегина”;

учил в оригинале 8 сонет Шекспира для выступления на конкурсе “Ученик года”; занимался английским языком;

    играл на фортепьяно;
    усиленно занимался пением в хоре в музыкальной школе;

выступал с хором в музыкальной школе и городской филармонии; посещал конкурс педагогов-пианистов, где выступала его преподавательница; был на заключительном концерте коллективов из музыкальных школ и на концерте музыкантов-профессионалов, посвященном 200-летию А. С. Пушкина. готовился к конкурсу “Ученик года” в музыкальной школе;

    стал победителем конкурса “Ученик года”;
    ездил на дачу, работал в саду;
    делал уборку квартиры;
    немного гулял;

решал и составлял кроссворды по географии, истории и т. д. ;

    изучал немецкий язык.

Количество познавательных интересов составило 11, индекс познавательных интересов– 68, индекс творческих интересов – 54.

Эти результаты являются типичными для одаренного ребенка в том случае, когда прогноз развития достаточно благоприятен.

Глава 3. Разработка программы работы практического психолога с одаренными детьми и учителями в условиях иннавационного образовательного учреждения. Программа работы практического психолога с одаренными детьми (по Матюшкину А. М. ).

Программа позволяет практическому психологу вести работу с одаренными детьми на всех этапах развития: в дошкольном возрасте, школьном, юношеском. 1. 1. Развитие одаренных детей в семье.

Цель: Обеспечить психологическую подготовку родителей и воспитателей, необходимую для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка.

Реализация: подготовить консультативные материалы для родителей об одаренных детях и их воспитании; регулярно представлять психологические материалы в печати, в TV и радиопрограммах.

    1. 2. Развитие одаренных детей в дошкольных учреждениях.

Цель: Обеспечить психологическую подготовку дошкольных учреждений к выявлению и психологической помощи одаренным детям и их родителям.

Реализация: обеспечить дошкольные учреждения творческими играми, а также специальными учебными материалами, предназначенными для развития любознательности и исследовательской активности дошкольников. Разработать методики для выявления творческого потенциала детей всех групп детского сада.

Способствовать выявлению и развитию специальной одаренности (музыкальной, художественной, математической и т. д. ).

Разработать программу для педагогических училищ по работе с одаренными и талантливыми детьми.

    1. 3. Развитие одаренного ребенка в начальной школе.

Цель: Обеспечить психологическую подготовку учителей начальных классов к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми.

Реализация: на этапе поступления в школу выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности.

Разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей.

Определить методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей.

Способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений. Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.

    Проводить уроки творчества для одаренных детей.
    1. 4. Развитие одаренных подростков.

Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.

Реализация: выявление и развитие творческих возможностей и профессиональных интересов учащихся в области естественнонаучных, гуманитарных, художественных, социальных, технических сфер деятельности с целью разработки индивидуальных программ развития таланта и помощи в профессиональной ориентации. Проведение для подростков факультативов “Психология творчества” и “Психология творческой личности”.

Организация творческого обучения и воспитания по индивидуальным учебным программам в кружках по интересам при школе, клубах, библиотеках, музеях и др. Психологическое консультирование учащихся.

1. 5. Развитие и обучение одаренных юношей и девушек на этапе профессионального самоопределения.

Цель: развитие творческих способностей одаренных учащихся старших классов в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Реализация: выявление одаренных и талантливых школьников по итогам конкурсов в основных областях науки, техники, литературы, искусства при университетах, ВУЗах, научно-исследовательских и других учебных заведениях. Развитие и воспитание талантливых учащихся в работе школьных факультативов и классов с углубленным изучением отдельных предметов.

Разработка и проведение факультативов “Творческая личность”, “Научное творчество”, “Техническое творчество”, “Художественное творчество”, “Лидерство” и др.

    1. 6. Развитие одаренных в среднем специальном образовании.

Цель: развитие профессиональных видов творчества на основе специальных способностей учащихся, профессиональных интересов, преобладающих стилей мышления, особенностей личности.

Реализация: выявление талантливых учащихся, их индивидуальных способностей, склонностей и профессиональных интересов на основе творческих работ и участия в конкурсах, выставках и др.

Реализация специальных учебных курсов “Творчество в моей профессии”. 1. 7. Высшее образование.

Цель: развитие и реализация способностей одаренных студентов на основе творческого профиля специальности.

Реализация: развитие исследовательских навыков на основе участия в исследовательских проектах и конкурсах.

    Проведение творческой работы в научных спецсеминарах.

Осуществление индивидуальной работы с научными руководителями при кафедрах и лабораториях.

    Включение в работу научных школ.

2. Система семинаров для учителей “Педагогика для одаренных детей”.

Цель семинаров: Обеспечить психологическую подготовку учителей к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми.

    2. 1. Семинар №1 “Особенности работы с одаренными детьми”

Сохранение и развитие одаренности –это проблема и прогресса общества, реализации его творческого потенциала, и индивидуальных судеб.

    В чем смысл работы с одаренными детьми?

При изучении особо одаренных детей стоят следующие задачи: 1. способствовать развитию каждой личности; 2. довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня; 3. способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования. (Ж. Брюно)

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом. В зависимости от результатов первого этапа ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные прежде всего на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например, методика Векслера, шкала интеллекта Стайфорине и т. д. )

У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога не только олределить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления (Стенфордский тест достижений).

Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку прежде всего их творческих наклонностей (тесты Торренса) и личностных характеристик (опросники Аизенка, Личко, тест Люшера и т. п. ). Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае вам помогут личностные методики и социометрия.

Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма, так как эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста.

Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Диагностика одаренности в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации, тахикоскопией.

Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их.

На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия - консультации и т. п. , а также разносторонние программы в лицеях, гимназиях, колледжах).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.