реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности психофизиологической деятельности экипажа на борту ЛА

реферат

Особенности психофизиологической деятельности экипажа на борту ЛА

Министерство образования Российской Федерации.

Уфимский государственный авиационный технический университет.

Кафедра авиационного приборостроения.

Особенности психофизиологической деятельности экипажа на борту ЛА

Подготовил: студент группы АП-423

Хамитов Р.Г.

Уфа-2003

| |Введение | |

|1. |ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ В АВИАЦИИ |5 |

|2 |РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕК - МАШИНА |6 |

|3. |ИЛЛЮЗИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕТЧИКА В ПОЛЕТЕ И ИХ |8 |

| |ВЛИЯНИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПРОСТРАНСТВЕННУЮ ОРИЕНТИРОВКУ | |

|3.1|Нарушение пространственной ориентировки (НПО) как авиационный |8 |

| |синдром | |

|3.2|Зрительные иллюзии как причина НПО |10 |

|. | | |

|3.3|Формы и виды зрительных иллюзий НПО |11 |

|. | | |

|3.4|Иллюзии приборного полета при ведении пилотом пространственной |12 |

|. |ориентировки по авиационному горизонту | |

|3.5|Вестибулярные иллюзии как причина НПО |17 |

|. | | |

|3.6|Формы и виды вестибулярных иллюзий НПО |18 |

|. | | |

|4. |УЧЕТ СПЕЦИФИКИ ОБРАЗА ПОЛЕТА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНДИКАЦИИ |19 |

| |ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ САМОЛЕТА | |

| |Заключение |32 |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

Содержание:

Введение.

«Иллюзии в полёте по приборам могут возникать у подавляющего большинства

лётчиков, хотя и с различной частотой, в различной форме, степени

выраженности и стойкости... По своей форме иллюзии бывают весьма

разнообразными, но более часто отмечаются иллюзии кренов, вращения,

пикирования и кабрирования. Иллюзия крена может достигнуть 75° и переходить

в иллюзию перевёрнутого полёта...»

- такие строки об одной из острейших проблем приборного пилотирования

были написаны в книге «Психология лётного труда» патриархом изучения данной

проблематики полковником медицинской службы, профессором, доктором

медицинских наук Константином Константиновичем Платоновым ещё в 1950-е

годы.

Как только авиация перешла от простых визуальных полётов к приборному

пилотированию в сложных метеоусловиях, при отсутствии видимости линии

естественного горизонта и наземных ориентиров, очень остро встала проблема

иллюзий в определении пилотом пространственного положения. И первые попытки

научно исследовать подобные явления натолкнулись на серьёзные барьеры.

Во-первых, в подавляющем большинстве случаев невозможно было получать

достоверные описания оригинальных картин происшедшего. Специально

ставившиеся эксперименты вызывали процесс лишь искусственно. Они могли

довольно полно смоделировать психологический механизм «блуждания» пилота в

пространстве, но на основные вопросы: а каков же механизм возникновения

самого первого «расстройства», какой из факторов становится решающим

«провокатором», как целенаправленно защищать от него пилота - отвечали лишь

приближенно.

Во-вторых, в тех - вероятно достаточно многочисленных - случаях, когда

лётчик терял-таки из-за иллюзий в полёте пространственную ориентировку,

получить достоверный материал для исследователей было весьма и весьма

проблематичной задачей. Благополучно вышедший из такой ситуации летун,

разумеется, не был заинтересован в том, чтобы подробно описывать все детали

происшедшего, кому бы то ни было - за этим неизбежно последовали бы

«оргвыводы» о степени его профессиональной пригодности. Если благополучного

выхода в полёте из подобной усложнённой ситуации у пилота не находилось, то

ожидать достоверного рассказа было вообще не от кого. Материалы же бортовых

регистраторов и иных средств объективного контроля - какими бы совершенными

они ни были - представления о механизме возникновения подобных процессов в

принципе не могут дать, по ним можно констатировать только сам факт потери

лётчиком представления о пространственном положении... Да и то - лишь

предположительно, с той или иной степенью достоверности.

В процессе лётного обучения автор выслушивал те «гипотетические»

рассказы об иллюзиях в полёте как что-то далёкое, чуть ли не мифическое и

его мало касающееся. Понятно, скажем - из рассказов летавших над морем:

бывают такие условия, когда при полёте ясной ночью над бескрайней тихой

водной гладью, в поверхности акватории отражается весь звёздный небосклон.

Тут уж сильный провоцирующий фактор налицо, в таких случаях, очевидно,

необходимо сконцентрироваться на приборном пилотировании, просто-напросто

запретив себе без необходимости «бросать» взгляд за борт... Ну и тому

подобное.

Воздушная среда в ряде случаев подвергает пилотов суровым испытаниям

на зрелость и мастерство, не прощая им даже малых ошибок. Внезапное

ухудшение погодных условий и видимости в полете, воздействие пилотажных

перегрузок, турбулентных возмущений атмосферы, нарушения предполетного

режима отдыха в ряде случаев вызывают у совершенно здоровых пилотов

нарушения сенсорной сферы и восприятия. Наиболее опасной формой этих

расстройств является потеря пространственной ориентировки летчика в полете.

Другой разновидностью названных состояний может быть возникновение болезни

движения в полете. Указанные состояния могут проявиться, например, в

зрительных иллюзиях, искаженном восприятии летчиком направления силы

земного тяготения или гравитационной вертикали, расстройстве

интеллектуальных функций (например, способности вести в уме счет времени),

нарушении регуляции двигательных навыков (например, умений избирательно

распределять зрительное внимание при контроле параметров полета на дисплеях

или выполнять цикл рабочих операций с органами управления в кабине

самолета). В самых неблагоприятных случаях эти состояния могут вылиться в

полную беспомощность и несостоятельность пилота эффективно и безопасно

управлять самолетом. Следует подчеркнуть также, что проблема нарушений

пространственной ориентировки в полете по своей значимости и возможным

опасным исходам стоит в одном ряду с проблемой гипергравитационных

расстройств сознания у летного состава высокоманевренной тактической

авиации.

1. ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ В АВИАЦИИ

1. Восприятие: наше восприятие не всегда адекватно тому, что мы видим или

слышим. Например, восприятие во многом зависит от наших ожиданий, что мы

ожидаем увидеть.

2. Мотивация: дает стимул к совершению большинства поступков, определяет

поведение человека и способствует поддержанию у него интереса к тем или

иным действиям;

3. Удовлетворенность работой: получаемое от работы удовлетворение во многом

сказывается на ее качестве.

4. Эмоции: могут решающим образом предопределить реакцию на сложившиеся

обстоятельства.

5. Самоуспокоенность: может притупить чувство опасности. Высокая степень

автоматизации и надежности современных воздушных судов, а также

обыденность полетов является теми факторами, которые могут привести к

самоуспокоенности;

6. Самодисциплина: дисциплина является важным элементом организованной

деятельности. Отсутствие самодисциплины ведет к невнимательности и

недостаткам в работе.

Особо необходимо обратить внимание на восприятие риска.

Человек может совершать действия, создающие угрозу безопасности, в связи

с неправильной оценкой степени риска.

При выяснении причин неадекватной реакции человека на конкретную ситуацию

важно учитывать всю совокупность факторов, которые могли оказать на него

воздействие, включая его восприятие и оценку собственного риска.

Авиация является одной из тех сфер деятельности, в которых невозможно

полностью избежать риска и плата за ошибки весьма высока. Поэтому при

принятии решения, связанного с риском, необходимо тщательно взвесить все

возможные "за" и "против".

Пилотирование воздушного судна является одним из тех случаев, когда

чрезмерное самомнение или чувство гордости являются опасными.

Сами по себе нормативные положения, правила и инструкции не способны

предотвратить авиационные происшествия, и при отсутствии обеспечения их

выполнения остаются практически бесполезными.

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕК - МАШИНА

Специалист по человеческим факторам, проектирующий совместную работу

людей и машин, осуществляет распределение функций: определенные виды

действий (или функции) передаются человеку, другие автоматизируются. От

распределения функций зависит не только то, насколько хорошо будет работать

система человек — машина, но также качество условий работы персонала,

который должен трудиться в рамках этой системы. Любой специалист по

человеческим факторам, проектирующий работу, которую необходимо выполнять

другим людям, несет огромную ответственность. Поэтому распределение функций

— одна из наиболее важных задач разработчиков систем.

Существует много средств, которые проектировщик может и даже должен

использовать, но не все они одинаково эффективны. Поскольку от

распределения функций зависит, какова будет рабочая нагрузка на человека-

оператора, мы рассмотрим природу такой нагрузки, и в особенности нагрузки

при умственной работе.

Человеко-машинные системы:

Хотя такую систему можно обозначить формально, с помощью

математических символов и теории систем, мы будем использовать неформальное

словесное определение. Человеко-машинная система — это совокупность людей и

машин, взаимодействующих в рамках некоторого окружения ради достижения

комплекса целей.

[pic]

Рис. 1 Схематическое представление человеко-машинной системы.

Специалист по человеческим факторам пытается оптимизировать

взаимодействие между человеческими и машинными элементами данной системы,

учитывая в то же время окружающую обстановку. Схематически система человек—

машина показана на рис. 1. Правая половина схемы представляет подсистему

машины, какой она выглядит для специалиста по человеческим факторам.

Визуальные и другие средства отображения показывают состояние машинного

оборудования в форме, доступной для человеческого понимания. Органы

управления позволяют человеку-оператору вносить изменения в состояние

оборудования. Эти два блока представляют важнейшие эргономические аспекты

машины, а все остальное объединяется в отдельный блок, обозначенный

«состояние оборудования». Инженеры, конструирующие это оборудование, тратят

месяцы, упорядочивая более детальные подсистемы, которые непосредственно не

представлены на рис. 1. С их точки зрения, такая схематизация означает

грубое упрощение подсистемы машины, и представлять всю их работу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.