реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности психического развития личности взрослого человека

реферат

сопутствующие этому возрасту благоприятные факторы, задача выбора спутника

жизни не всегда решается успешно. Более 50% разводов совершается в

молодости. Пресловутое "не сошлись характерами" - наиболее частая

формулировка при расторжении брака.

Сущностные отношения меду людьми обычно основаны на той или иной

схожести, созвучии их сущностных связей с миром. Любовь, привязанность чаще

всего возникают вследствие этого созвучия.

Родительская безусловная любовь имеет те же истоки, что и

привязанность к отчиму дому, родным местам, ко всему "своему". В основе

всех этих сущностных отношений лежит заложенная от природы потребность в

привязанности, принадлежности, любви к соответствующим объектам мира.

В отличие от родительской любви, в любви между мужчиной и женщиной

безусловность сущностных отношений встречается крайне редко. Обязательно

должны быть какие-то очень значимые, важные стороны жизни, которые

объединяли бы обоих. Любовь должна быть не только взаимной, но и

равнозначной. Иначе невозможна полная, подлинная разделенность. Любовь

между мужчиной и женщиной означает гораздо больше, чем одна из - пусть

чрезвычайно важных - сущностных связей с миром.

Известный русский философ В.С. Соловьев утверждал, что только

эротическая любовь позволяет человеку раскрыть свою индивидуальность, что

непременным условием обретения им своей сущностной целостности является

единение с предназначенной ему половиной.

Мужчина и женщина во взаимной любви становятся более завершенными,

взаимно дополняют друг друга. Другие сущностные связи с миром тоже

завершают человека, но каждая из них раскрывает какую-то одну сторону его

сущности. В любви же между мужчиной и женщиной раскрывается, находит свое

отражение вся сущность каждого из них. В этой любви человек проявляется

весь целиком.

Любовь между мужчиной и женщиной нельзя противопоставлять другим видам

любви, поскольку она в определенном смысле синтезирует их, ее содержание

определяется их наличием.

Если после утраты любимого человека будет встречена другая любовь,

произойдет единение сутью с другим человеком. Но это уже будет другая

сторона, другая часть его сущности.

Любовь по природе своей может быть только разделенной, она завершает

человека, делает его более целостным, более самим собой.

Там, где семейные отношения не основаны на сущностном единении

супругов, раньше или позже обнаруживается несостоятельность веры в

гармонию, в духовное созвучие. Влюбленность проходит, и совместная жизнь

сама по себе теряет смысл.

Э. Фромм указывает на одну из причин сильных взаимных чувств -

стремление человека преодолеть свое одиночество, отчужденность от себя и от

мира, стремление реализовать свою потребность любить.

Э. Фромм: "Тотальная коммерциализация общественного индивидуального

сознания, примат материальных ценностей над духовными, современное развитие

общества не дает возможности большинству людей развить индивидуальность,

раскрыть свою сущность, реализовать потребность стать самим собой".

б) Профессиональная деятельность.

Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период - овладение

выбранной профессией. В юности происходит личностное и профессиональное

самоопределение, выбор жизненного пути. А в молодости человек утверждает

себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство.

Профессиональная подготовка в молодости завершается. Сроки значительно

расширены в связи с научно-техническим прогрессом. А.В. Толстых

подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен,

выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен

к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего

приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и

навыки, развиваются специальные личностные и функциональные качества

(организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость,

необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакции и

т.д.).

Те, кто выбрал научную деятельность, как правило, становятся

кандидатами наук. В искусстве, в инженерно-технической деятельности

проявляют наивысшие способности, становятся руководителями, главными

специалистами по соответствующим направлениям.

Таким образом, в молодости человек приобретает профессиональное

мастерство и компетентность.

Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности -

центральные возрастные новообразования этого периода.

в) Дружба.

Установление и развитие дружеских связей является важной стороной

жизни в молодости. Дружба в этот период выходит на новый качественный

уровень.

И.С. Кон: "Большую часть своих друзей люди приобретают именно в

процессе совместной деятельности, в своих производственных или учебных

коллективах…"

Определение дружбы как вида сущностных связей с миром позволяет

говорить о спонтанности, естественности ее появления. Дружба - результат

того или иного значимого для ее субъектов созвучия. Близкого человека можно

лишь встретить.

г) Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.

В возрасте порядка 30 большинство людей переживает кризисное

состояние. У людей изменяется представление о своей жизни, часто даже

разрушается прежний образ жизни.

И.С. Кон: "Никто не может реализовать себя полностью", и самоанализ

выявляет эту нереализованность.

А.В. Толстых: "У человека на границе третьего десятилетия своей жизни

самоанализ имеет особое значение. Оглядываясь на пройденный путь, индивид

видит, как при сложившейся и внешне благополучной жизни, не совершенна его

личность. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и

критический пересмотр собственной личности"[7].

"Человека "сковывают" семья, профессия, привычный образ жизни. Найдя

себя и утвердившись во взрослой жизни, он вдруг осознает, что стоит

фактически перед той же задачей - найти себя в новых обстоятельствах жизни,

соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и

новыми ограничениями, которые он увидел только теперь".

Итак, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного

замысла. Если же при этом еще и переосмысливаются ценности, то речь идет о

том, что жизненный замысел вообще оказался неверным.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом

связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом,

знаменуют переход от молодости к зрелости.

Проблема смысла жизни зачастую появляется уже в начале молодости, а

иногда даже в подростковом возрасте. По Кулагиной в подростковом возрасте -

при личностной неразвитости. По доктору А. Червоненко - у ищущей личности.

Таким образом, мы с вами видим прямо противоположные мнения двух

специалистов. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости.

В. Франкл пишет: "Сегодняшний пациент уже не столько страдает от

чувства неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла,

которое соединено с ощущением пустоты"[9].

Очень большой процент людей умирают, так и не найдя смысла жизни.

Что же представляет собой смысл как психологическая категория?

Согласно В.Франклу: "Смысл - это то, что имеется ввиду человеком, который

задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий

ответа". По А. Червоненко: "Смысл - это попытка ответить на вопрос Кто я?

Что я? Зачем явлен в свет?"

Достижение цели по Франклу имеет в виду достижение мотива. Смысл,

таким образом, - это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это

обращение цели к мотиву (если цель и мотив, как это обычно бывает, не

совпадают).

Достижение цели по А. Червоненко - через расширение сознания человека,

путем проникновения в подсознание прийти к сверхсознанию, т.е. обретение

просветления (А.Червоненко - доктор из Санкт-Петербурга, Лидер

Международного оздоровительного движения).

Отсюда вывод по В. Франклу - проблема смысла жизни возникает тогда,

когда цель не соответствует мотиву, ждя ее достижения не приводит к

достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно.

Человек обретает способность быть самим собой, согласен с миром только

в сущностных сторонах жизни. К целостности личности, общему согласию с

миром он приходит при сущностной форме жизни, когда любовь, привязанности,

глубокие непреходящие интересы и т.п. начинают определять ее основное

содержание.

Согласие с миром, способность быть самим собой - вот тот мотив,

депривация которого оборачивается потерей смысла жизни. Полная потеря

смысла жизни возможна тогда, когда в жизненном мире нет ни одного значимого

сущностного мотива. Только сущностные мотивы адекватны согласно человека с

миром, только в сущностных сторонах жизни он становится самим собой. Чем

больше в его жизни таких сторон, тем меньше его экзистенциальные проблемы.

Эгоистические мотивы, мотивы удовольствий неадекватны согласию с

миром.

3. Зрелость.

Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его

верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет.

Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет

жизни.

Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек

может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех

сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения -

как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане

преемственности поколений.

а) Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность.

В зрелости, как и в молодости, главные стороны жизни -

профессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости она

включала овладение выбранной профессии и выбор спутника жизни, то в

зрелости это - реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в

профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между

продуктивностью и инертностью.

Понятие продуктивности по Эриксону - творческая, профессиональная

продуктивность, а также вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего

поколения.

Продуктивность по Эриксону связана с заботой "о людях, результатах и

идеях, к которым человек проявляет интерес".

Инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за

содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Развитие личности зрелого человека требует избавления от

неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости,

взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к

вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания,

умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему

и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его

творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и

многогранности может стать источником консерватизма, регидности, неприятия

всего того, что исходит не от себя самого.

б) Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла.

Часть людей проживает еще один "внеплановый кризис" 40 лет (бывает

раньше и позже). Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла

жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40

лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Дети, как правило,

вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие

родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного

участия в жизни детей способствует окончательному осознанию характера

супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто

значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет,

человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.