поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Классификация.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами:
Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять
состояние внимания на каком – либо объекте.
Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ
объекте при этом отвлечении от других.
Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида
деятельности на иной.
Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном
пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.
Объем – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере
повышенного внимания.
Развитие процесса.
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и
высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые
произвольным.
Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования
его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.
Этапы развития:
1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как
объективного, врожденного признака непроизвольного внимания
ребенка.
2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно -
исследовательской деятельности как средства будущего развития
произвольного внимания.
3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под
влиянием речевых инструкция взрослого.
4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.
5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные
инструкции взрослого.
6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного
внимания под влиянием самоинструкций.
7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного
внимания.
Память.
Определение.
ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из
основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно
хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.
Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего
узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память
произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную,
кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-
привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и
словесно-логическая.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют
определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и
возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Сущность процесса.
Память можно определить как способность к получению, хранению и
воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и
приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный,
передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной
жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился
из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да
и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции
немыслим.
Классификация.
По времени хранения память подразделяют:
|Мгновенная |0,1 – 0,5 |– удержание точной и полной картины только что|
| |с |воспринятого органами чувств информации |
| | |(память – образа). |
|Кратковременная|до 20 с |– представляет собой способ хранения |
| | |информации в течение короткого промежутка |
| | |времени. В ней сохраняется наиболее |
| | |существенные элементы образа. Из мгновенной |
| | |памяти в нее попадает только та информация, |
| | |которая привлекает к себе повышенное внимание.|
|Оперативная |до |- хранение информации в течение определенного,|
| |нескольких|за ранее заданного срока. Срок хранения |
| |дней |информации в этой памяти определяется задачей |
| | |вставшей перед человеком. |
|Долговременная |Неограниче|- хранение информации в неограниченном |
| |нно. |промежутке времени. Данная информация может |
| | |воспроизводиться сколько угодно раз (временен)|
| | |без утраты. |
|Генетическая | |- информация, которая храниться в генотипе, |
| | |передается и воспроизводится по наследству. |
|Зрительная | |- сохранение и воспроизведение зрительных |
| | |образов. |
|Слуховая | |- запоминание и точное воспроизведение |
| | |разнообразных звуков. |
|Двигательная | |- запоминание и сохранение, а при |
| | |необходимости и воспроизведение с достаточной |
| | |точностью многообразных сложных движений. |
|Эмоциональная | |- память на переживания. То, что у человека |
| | |вызывает эмоциональные переживания, |
| | |запоминается им без особого труда и на более |
| | |длительный срок. |
|Осязательная, | |- удовлетворение биологических потребностей |
|обонятельная, | |или потребностей связанных с безопасностью и |
|вкусовая … | |самосохранением организма. |
По характеру участия воли в процессах:
|Непроизвольное |- происходит автоматически и без особых усилий со стороны|
|запоминание |человека, без постановки перед ним специальной |
| |мнемической задачи. |
|Произвольное |- процесс запоминания и воспроизведения требует волевых |
|запоминание |усилий. При условии наличия мнемической задачи. |
Развитие процесса.
Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его
деятельности.
И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других
«познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не
задумываясь, развивает и тренирует память.
Воображение (Представление).
Определение.
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от
остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное
положение между восприятием, мышлением и памятью
Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в
создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не
воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее
воображение и творческое воображение.
Представление - образ ранее воспринятого предмета или явления
(представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным
воображением.
Сущность процесса.
До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма
характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью
организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою
деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно –
образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и
решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда
соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.
Душевная жизнь – это безостановочное движение представлений.
В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в
разных областях сознания.
Классификация.
Определяется четырьмя видами:
|Активное |Пассивное |Продуктивное |Репродуктивное |
|возникает по |возникает у |действительность |воспроизвести |
|собственному |человека |сознательно |реальность в том |
|желанию, |спонтанно, помимо|конструируется |виде, в каком она |
|усилием воли. |воли и желания. |человеком (но при |есть (элементы |
| | |этом в образе она |фантазии) |
| | |творчески | |
| | |преобразуется) | |
Представление разделяют
. по функционированию ведущего органа чувств:
- зрительные
- двигательные
- и др.
. по содержанию:
- технические
- топографические
- музыкальные
- и др.
Развитие процесса.
Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь.
Воображая человек, творит – художник – картины, конструктор –
сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои
воображаемые «проекты» в жизнь. Воображение тесно связано с такими
процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс
осуществления своей идеи.
Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления
необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете
тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и
действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует
представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а
также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы,
диафильмы, видеофильмы.
Речь.
Определение.
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих
тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных
знаков.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека
использование средств языка для общения с другими членами языкового
коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую
деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые
памятью или письмом).
Сущность процесса.
Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека,
не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в
гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие
процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через
органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными
другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
Классификация.
Речь является полиморфной деятельностью - в своих различных
функциональных значениях представлена в разных формах:
внешняя, внутренняя, монолог, диалог, письменная, устная и т. д.
. Внешняя – средство общения;
. Внутренняя – средство мышления;
. Письменная – один из способов запоминания информации;
. Диалог – двусторонний обмен информации;
. Монолог – процесс рассуждения;
Развитие процесса.
Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что
взрослый человек выразил бы развернутым предложением, ребенок передает
одним словом. С развитием мышления происходит развитие всех форм речи
человека.
С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют
друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения.
Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды
речи. Пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных
возможностей и культуры.
Основные направления в психологии.
Структуруализм.
Представители:
Эдвар Титченер
Предмет изучения.
Экспериментальное исследование структуры сознания
Основные теоретические положения.
Страницы: 1, 2, 3
|