реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основы психологии

реферат

поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Классификация.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять

состояние внимания на каком – либо объекте.

Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ

объекте при этом отвлечении от других.

Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида

деятельности на иной.

Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном

пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

Объем – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере

повышенного внимания.

Развитие процесса.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и

высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые

произвольным.

Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования

его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

Этапы развития:

1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как

объективного, врожденного признака непроизвольного внимания

ребенка.

2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно -

исследовательской деятельности как средства будущего развития

произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под

влиянием речевых инструкция взрослого.

4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные

инструкции взрослого.

6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного

внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного

внимания.

Память.

Определение.

ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из

основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно

хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего

узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память

произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную,

кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-

привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и

словесно-логическая.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют

определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и

возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Сущность процесса.

Память можно определить как способность к получению, хранению и

воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и

приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный,

передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной

жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился

из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да

и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции

немыслим.

Классификация.

По времени хранения память подразделяют:

|Мгновенная |0,1 – 0,5 |– удержание точной и полной картины только что|

| |с |воспринятого органами чувств информации |

| | |(память – образа). |

|Кратковременная|до 20 с |– представляет собой способ хранения |

| | |информации в течение короткого промежутка |

| | |времени. В ней сохраняется наиболее |

| | |существенные элементы образа. Из мгновенной |

| | |памяти в нее попадает только та информация, |

| | |которая привлекает к себе повышенное внимание.|

|Оперативная |до |- хранение информации в течение определенного,|

| |нескольких|за ранее заданного срока. Срок хранения |

| |дней |информации в этой памяти определяется задачей |

| | |вставшей перед человеком. |

|Долговременная |Неограниче|- хранение информации в неограниченном |

| |нно. |промежутке времени. Данная информация может |

| | |воспроизводиться сколько угодно раз (временен)|

| | |без утраты. |

|Генетическая | |- информация, которая храниться в генотипе, |

| | |передается и воспроизводится по наследству. |

|Зрительная | |- сохранение и воспроизведение зрительных |

| | |образов. |

|Слуховая | |- запоминание и точное воспроизведение |

| | |разнообразных звуков. |

|Двигательная | |- запоминание и сохранение, а при |

| | |необходимости и воспроизведение с достаточной |

| | |точностью многообразных сложных движений. |

|Эмоциональная | |- память на переживания. То, что у человека |

| | |вызывает эмоциональные переживания, |

| | |запоминается им без особого труда и на более |

| | |длительный срок. |

|Осязательная, | |- удовлетворение биологических потребностей |

|обонятельная, | |или потребностей связанных с безопасностью и |

|вкусовая … | |самосохранением организма. |

По характеру участия воли в процессах:

|Непроизвольное |- происходит автоматически и без особых усилий со стороны|

|запоминание |человека, без постановки перед ним специальной |

| |мнемической задачи. |

|Произвольное |- процесс запоминания и воспроизведения требует волевых |

|запоминание |усилий. При условии наличия мнемической задачи. |

Развитие процесса.

Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его

деятельности.

И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других

«познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не

задумываясь, развивает и тренирует память.

Воображение (Представление).

Определение.

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от

остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное

положение между восприятием, мышлением и памятью

Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в

создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не

воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее

воображение и творческое воображение.

Представление - образ ранее воспринятого предмета или явления

(представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным

воображением.

Сущность процесса.

До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма

характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью

организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою

деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно –

образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и

решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда

соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Душевная жизнь – это безостановочное движение представлений.

В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в

разных областях сознания.

Классификация.

Определяется четырьмя видами:

|Активное |Пассивное |Продуктивное |Репродуктивное |

|возникает по |возникает у |действительность |воспроизвести |

|собственному |человека |сознательно |реальность в том |

|желанию, |спонтанно, помимо|конструируется |виде, в каком она |

|усилием воли. |воли и желания. |человеком (но при |есть (элементы |

| | |этом в образе она |фантазии) |

| | |творчески | |

| | |преобразуется) | |

Представление разделяют

. по функционированию ведущего органа чувств:

- зрительные

- двигательные

- и др.

. по содержанию:

- технические

- топографические

- музыкальные

- и др.

Развитие процесса.

Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь.

Воображая человек, творит – художник – картины, конструктор –

сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои

воображаемые «проекты» в жизнь. Воображение тесно связано с такими

процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс

осуществления своей идеи.

Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления

необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете

тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и

действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует

представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а

также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы,

диафильмы, видеофильмы.

Речь.

Определение.

Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих

тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных

знаков.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека

использование средств языка для общения с другими членами языкового

коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую

деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые

памятью или письмом).

Сущность процесса.

Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека,

не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в

гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие

процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через

органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными

другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Классификация.

Речь является полиморфной деятельностью - в своих различных

функциональных значениях представлена в разных формах:

внешняя, внутренняя, монолог, диалог, письменная, устная и т. д.

. Внешняя – средство общения;

. Внутренняя – средство мышления;

. Письменная – один из способов запоминания информации;

. Диалог – двусторонний обмен информации;

. Монолог – процесс рассуждения;

Развитие процесса.

Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что

взрослый человек выразил бы развернутым предложением, ребенок передает

одним словом. С развитием мышления происходит развитие всех форм речи

человека.

С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют

друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения.

Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды

речи. Пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных

возможностей и культуры.

Основные направления в психологии.

Структуруализм.

Представители:

Эдвар Титченер

Предмет изучения.

Экспериментальное исследование структуры сознания

Основные теоретические положения.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.