реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Нахождение количественного выражения уровня самооценки по С.А.Будасси

реферат
p>2 Трудно придумать более дьявольское наказание, чем если бы кто-нибудь попал в общество людей, где на него совершенно не обращали внимание. То, что называют мнением среды, составляет один из сильнейших двигателей в жизни. Добрая или худая слава человека, его честь или позор–это названия для одной из его социальных личностей. Своеобразная общественная личность человека, называемая его честью, - результат одного из тех раздвоений личности, о которых часто упоминают врачи. Представление, которое складывается о человеке в глазах окружающей его среды является руководящим мотивом для одобрения, чем осуждения его поведения, смотря по тому, отвечает ли он требованиям данной общественной среды, которые он мог бы не соблюдать при другой житейской обстановке. Так, частное лицо без зазрения совести покинуть город, зараженное холерой, но священник или доктор нашли бы такой поступок несовместимым с их понятием о чести. Честь солдата побуждает его сражаться и умирать при таких обстоятельствах, когда другой человек имеет полное право скрыться в безопасное место или бежать, не полагая на своё социальное “Я” позорного пятна. Так всегда и везде кодекс чести фешенебельного общества возбранял или разрешал известные поступки единственно в угоду одной из сторон нашей социальной личности.

Что же такое самооценка? Она бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Для обоих родов самооценки язык имеет достаточный запас синонимов. Таковы с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, заносчивость, тщеславие; с другой–скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание общественного позора и отчаяние.

Самооценка человека часто зависит от его успеха или неуспеха в обществе. Человек должен тщательно рассмотреть различные стороны своей личности, чтобы искать спасение в развитии глубочайшей, сильнейшей стороны своего ”Я”. Все другие стороны нашего “Я” призрачны, только одна из них имеет реальное основание в нашем характере, и потому её развитие обеспеченно. Самоуважение, самооценка определяется всецело тем, каков наш успех у общества, но всякое расширение нашего “Я” составляет лишнее время и лишние притязания. Вот один из примеров: Один господин потерял в последнюю американскую войну все свое состояние до последнего цента, рассказывают: сделавшись нищим, он буквально валялся в грязи, но уверял, что никогда еще не чувствовал себя более счастливым и свободным. “ Приравняй свои притязания к нулю, - говорит Карлейпь, -и целый мир будет у ног твоих. Справедливо писал мудрейший человек прошлого века, что жизнь начинается с момента отречения”. Таким образом, человек, поставленный весьма неблагоприятные условия жизни, может пребывать в невозмутимом самодовольствии, а человек, который вызывает всеобщее уважение и успех которого обеспечен, может до конца испытывать недоверие к своим силам. Из ежедневного опыта нам известно, в какой мере барометр нашей самооценки и доверия к самому себе поднимается и падает в зависимости от оценки чужих людей.

В опытно-экспериментальной части предоставлено изучение самооценки некоторых качеств личности по отношению к её идеалу по Будасси.

Глава? опытно-экспериментальная работа проходила на базе ВЭПИ гуманитарно-психологического факультета. В исследовании участвовали 30 человек, они выясняли свою самооценку по методике С. А. Будасси.

Назначение методики: выявить количественное выражение уровня самооценки. Оборудование: слова, характеризующие отдельные качества личности. Порядок исследования: Испытуемый внимательно просматривает список слов, характеризующих отдельные качества личности. На основе предложенного списка респондент выписывает во вторую колонку таблицы 20 значимых свойств личности, из которых 10 описывают идеального с точки зрения испытуемого человека, а другие 10 - отрицательные, то есть те, которые не в коем случае не должны быть у идеала. После того, как заполнена вторая колонка таблицы, испытуемый начинает заполнять колонку Х1работая со словами из второй колонки. Он должен описать себя таким образом, чтобы на первом месте колонки №1 стояло то качество, которое ему присуще больше всего, на втором месте - присуще, но менее, чем то качество, которое записано под №1 и т. д. Под номером 20 должно стоять то качество, которое испытуемому свойственно менее всего. Очередность положительных и отрицательных качеств в данном случае не учитывается. Главное - максимально достоверно описать себя. После того, как выполнен этот этап работы, испытуемый заполняет колонку Х2. В ней он должен описать свой идеал человека, поставив на первое место в колонке то качество, которое, на его взгляд, должно быть, выражено у идеального человека больше всего, на втором - выражено, но менее чем первое и т. д. Под № 20 должно стоять то качество, которого в идеале практически не должно быть. Для заполнения данной колонки таблицы испытуемый должен работать только со словами из колонки №2. (Колонку №1 с описанием себя испытуемый должен закрыть листом бумаги на время заполнения колонки Х2). В колонке №4 респондент должен подсчитать разность номеров рангов по каждому выписанному качеству. Например: такое свойство как “аккуратность” в первой колонке стоит на 1 ранговом месте, а в третьей - на 7. о! будет равно 1 — 7 = -6; такое качество как “отзывчивость” и в первой, и в третьей колонке стоит на 3 ранговом месте. В этом случае d будет равно 3-3=0; такое качество как “беспечность” в первой колонке стоит на 20 ранговом месте, а в третьей - на 2. В этом случае d будет равно 20 - 2 = 18 и т. д. В колонке № 5 нужно подсчитать d2 по каждому качеству.

    В колонке № 6 подсчитывается сумма d2, то есть
    ? d2= d12+ d22+…+ d202
    х1
    Качества
    Х2
    d= Х1-Х2
    d2
    ? d2
    1
    1
    2
    2
    …
    …
    20
    20

Необходимо подсчитать коэффициент ранговой корреляции по Спирмену: ;

    где n - количество сравнительных пар.

Так как в случае n =20 формула приобретает следующий вид: R = 1-0. 00075*? d2, то легче подсчитывать по второй формуле. Значения К будут находится в пределах [-1; +1]. Если R находится в пределах [-1; 0], то это свидетельствует о неприятии себя, о заниженной самооценке по невротическому типу. Если R = 0, 1; 0, 2; 0, 3, то самооценка заниженная.

    Если R = 0, 4; 0, 5; 0, 6, то самооценка адекватная.

Если R = 0, 7; 0, 8; 0, 9, то самооценка завышена по невротическому типу. Если R = 1, то самооценка завышенная.

    СПИСОК СЛОВ
    Аккуратность
    беспечность
    вдумчивость
    осторожность
    восприимчивость
    вспыльчивость
    гордость
    грусть
    жизнерадостность
    заботливость
    завистливость
    застенчивость
    злопамятность
    изысканность
    искренность
    капризность
    легковерие
    медлительность
    мнительность
    мстительность
    настоцчивость
    нежность
    непринужденность
    нервозность
    нерешительность
    несдержанность
    обаяние
    обидчивость
    осторожность
    отзывчивость
    педантичность
    подвижность
    подозрительность
    поэтичность
    презрительность
    принципиальность
    радушие
    развязанность
    рассудочность
    решительность
    самозабвение
    сдержанность
    сострадательность
    стыдливость
    терпеливость
    трусость
    увлекаемость
    упорство
    уступчивость
    холодность
    энтузиазм

Список участников эксперимента прилагается, а также результаты проведенного эксперимента.

Тест “НАХОЖДЕНИЕ КОЛЛИЧЕСТВЕННОГО ВЫРАЖЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКМИ”(ПО С. А. БУДАССИ) КОНТРОЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

    №
    Инициалы
    Возраст
    Уровень самооценки
    высокий
    средний
    низкий
    1
    Наташа Т.
    31
    -0, 1
    2
    Лена Ш.
    20
    -0, 9
    3
    Оля Г.
    0
    4
    Таня А.
    36
    0, 33
    5
    Юля М.
    23
    -0, 1
    6
    Наталья М.
    30
    -0, 5
    7
    Наталья З.
    26
    0, 2
    8
    Галина Г.
    38
    0, 2
    9
    Наталья И.
    28
    -0, 5
    10
    Люда В.
    30
    0, 2
    11
    Катя М.
    0, 2
    12
    Ирина С.
    23
    0, 6
    13
    Натялья Я.
    24
    0, 2
    14
    Ирина П.
    26
    -0, 4
    15
    Люба К.
    29
    -0, 01
    16
    Инна П.
    0, 019
    17
    Оля К.
    25
    0, 6
    18
    Оля Ю.
    20
    0, 268
    19
    Настя В.
    23
    0, 327
    20
    Люда Г.
    25
    0, 33
    21
    Елена П.
    18
    0, 4
    22
    Елена К.
    21
    0, 3
    23
    Наталья В.
    25
    0, 14
    24
    Таня И.
    24
    0, 33
    25
    Ирина Д.
    25
    -0, 14
    26
    Лиля Г.
    32
    0, 3
    27
    Марина Ш.
    22
    0, 4
    28
    Наталья Х.
    19
    -0, 6
    29
    Анна А.
    40
    0, 6
    30
    Елена Е.
    -0, 1
    Среднее зн.
    0
    5
    25
    %
    0
    16, 6
    83, 3

Следует отметить, что гипотеза данной работы оправдалась: Будучи субъектом познания, человек выступает как объект самого себя, т. е. все участники эксперимента адекватно оценили себя, но по результатам эксперимента видно, что независимо от возраста испытуемых большинство из них существует тенденция к заниженной самооценке, т. е. ниже реальной возможности личности обычно это приводит к неуверенности в себе, робости, отсутствию дерзаний. Из контрольной таблицы полученных данных видно, что только 5 человек оценили себя адекватно, остальные написали “заниженная”, следствие–неприятие себя. А ведь людям уже за 30, если человеку еще 19, то в принципе что-то ещё можно изменить в его отношении к себе, других, изменить его самооценку может и само общество, прежде всего ближайшее окружение. Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность. Таких людей в эксперименте-25. конечно такое количество заниженных самооценок не радует, т. к. люди, участвующие в эксперименте достаточно взрослые и самостоятельные, но мы видим, что существует некий комплекс “неполноценности” у большинства испытуемых. Конечно, в таких случаях, необходимо вмешательство психологов, коррекционная работа по исправлению самооценки. Здесь психологическая защита годится как прием, как средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения к главным, стратегическим целям, рассчитанным на всю жизнь.

В таких случаях обязательно нужно объяснить человеку очень спокойно, не обижая его , что прежде всего сидеть в уголочке и тихо плакать или постоянно жаловаться на свои неудачи и неуспех в обществе. Хотя тот, кто жалуется и не представляет себе, что тот кому он жалуется тоже чем-то не доволен в своей жизни и что не так уж все и безоблачно. Но в представлении человека с заниженной самооценкой–все плохо только у него, что он только несчастный, что только у него не сложилась личная жизнь и карьера на работе. И что же получается? Замкнутый круг неудач, постоянных жалоб себе самому, другим, человек постепенно привыкает к своей “ несчастности ”, жалость других ему импонирует, итог-инфантильность, т. е. человек действует по принципу: день прожил и это уже хорошо, все равно в жизни мне не везет, карьеру делать поздно т т. д. и т. п.

В заключении необходимо отметить, что главная цель эксперимента -изменить ситуацию изучаемой проблемы, т. е. изменить отношение людей к себе, к обществу, направить в коллективе людей так, чтобы они умели друг друга понять, выслушать, поддержать. В противном случае конфликты неизбежны, т. к. в любом коллективе есть человек с завышенной самооценкой и, как правило, это руководитель, естественно, что он подавляет авторитетом своих подчиненных, что естественно рано или поздно вызовет в коллективе неадекватную реакцию.

Задача практического психолога не только разбираться в конфликтологии, но и предупреждать конфликты, оградить коллектив от неотрицательных эмоций, мыслей, действий, изменить по возможности самоопределение людей, их самооценку, т. к. человек, который уважает самого себя, свою семью, свой коллектив, свою страну никогда не позволит, чтобы им кто-то командовал. Коллектив в свою очередь должен ценить скромных, застенчивых, неуверенных в себе, т. к. часто такие люди обладают незаурядными способностями, что нужно ценить и уважать. Иными словами, адекватная самооценка является итогом поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

    Итак, выводим формулу самооценки личности.
    Самооценка=
    Литература:

Андреева Г. М. Социальная психология – М. , 1988(личность в социальной психологии 317-331) Бержс Р. В. Я-концепция и воспитание- М. , 1986(Что такое Я-кнцепция: 30-66) Психология индивидуальных различий. Тексты –М. , 1982 (Факторный анализ личности (Р. Мейли): 84-100. Классификация личностей (А. Ф. Лазурский): 179-198. Психологические типы (К. Юнг): 199-218) Психология личности –М. ,1988(Бодалев А. А. Личность и её основные проявления: Б. Н. Формирование личности: 37-59)

Психология. Немов Р. С. Книга 1. -М. :Гаманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999-Общие основы психологии-688с.

Психология личности. Т. 1 Хрестоматия. Изд. -Самара: Изд. дом “БАХРАХ”, 1999-448С. Психология. Учебник для экономических вузов В. Н. Дружинина . 2000г. -672с. ,ил серия”Учебник нового века”. Спб. Питер.

Психология. Общие основы: курс лекций. Сост. Е. И. Логов-М. :Гуманит. изд. ценр ВЛАДОС, 2000-448с. Самосознание личности: 328-331.

Социальная психология. Пер с англ. В. Б. Ольшанского Ростов-на- Дону: изд-во “Феникс”, 1999-544с. Автор Шибутани Т.

Психологический практикум по изучению типологических и индивидуальных особенностей личности. Воронеж: ВЭПИ, 2002-99с.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.