реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Мышление. Понятие мышления - (лекции)

реферат
p>В условиях достаточно яркого освещения в работу включаются колбоч ки, аппарат палочек выключается. При слабой освещенности в работу включаются только палочки. (Вот почему при сумеречном освещении мы не различаем хроматические цвета, т. е. цветовую окраску предметов. ) Зрительный анализатор имеет исключительно высокую чувствительность. Для возникновения едва заметного светового ощущения достаточно нес кольких квантов световой энергии.

Корковой частью зрительного анализатора является 17-е поле затылоч ной области коры головного мозга, которая построена по экранному прин ципу, т. е. разные точки сетчатки имеют проекцию в разных точках коры. Здесь же имеются нервные клетки, объединяющие зрительные возбуждения. Для зрительных возбуждений характерна некоторая инертность. Это яв ляется причиной возникновения последовательных образов - сохранения следа светового раздражения после прекращения воздействия светового раздражителя. (Вот почему мы не замечаем перерывов между кадрами кино фильма. Они оказываются заполненными следами от предшествующего кад ра. )

Люди с ослабленным аппаратом колбочек плохо различают хроматические цвета (этот недостаток, описанный английским физиком Дальтоном, назы вается дальтонизмом). Ослабление работы аппарата палочек затрудняет видение предметов в сумеречном освещении (этот недостаток называется куриной слепотой).

Резкая смена освещенности понижает зрительную чувствительность. На больших расстояниях лучше всего воспринимаются черные объекты на жел том фоне. Цветовая однотипность, как и резкие цветовые контрасты, утомляет зрение.

Наиболее благоприятно гармоничное сочетание цветов. Для рабочей обстановки предпочтительна мягкость тонов, небольшая цветовая насыщен ность.

При различении объектов цветовое их сходство может привести к зат руднению их дифференцирования. Предметы одного цвета могут быть оши бочно отнесены к однородной группе объектов.

Для наилучшего цветового различения оптимальны объекты с угловой величиной 1-3 град.

Слуховые ощущения. Звуковые волны, действующие на слуховой рецеп тор, представляют собой сгущения и разряжения воздуха в результате ко лебания издающих звуки предметов. Эти колебания концентрируются наруж ным ухом и через слуховой проход воздействуют на барабанную перепонку. Колебания барабанной перепонки передаются через систему косточек среднего уха (наковальню, молоточек и стремечко) во внутреннее ухо, в котором находится улитка (спиральное костное образование). Улитка за полнена жидкостью. В результате периодических колебаний воздуха возни кают колебательные движения жидкости в улитке. Эти колебания и воздей ствуют на слуховой рецептор - орган Корти. Основной частью этого орга на является мембрана, состоящая из 24 тыс. волокон. Длина этих волокон возрастает от основания улитки к вершине. Предполагается, что эти во локна отвечают на внешние звуковые воздействия по принципу резонанса. Резонирующее колебание того или иного волокна трансформируется в нерв ный импульс, который соответствующим образом интерпретируется в височ ной области коры головного мозга. Слуховые ощущения отражают высоту, силу и тембр звука. Высота звука определяется числом колебаний источ ника звука в 1 с. (1 колебание в секунду измеряется в Гц). Орган слуха чувствителен к звукам в пределах от 20 до 20 тыс. колебаний в секунду. Но наибольшая слуховая чувствительность лежит в пределах 2000 - 3000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины). За верхним порогом звуковой чувствительости (т. е. свыше 20 000 Гц), расположены ультразвуки.

Пороги различения звуков по их высоте составляют 1/20 полутона (т. е. различается до 20 промежуточных ступеней между звуками, издавае мыми двумя соседними клавишами рояля). Интенсивость слухового ощущения - громкость - зависит от интенсивности звука, т. е. от амплитуды коле бания источника звука и от высоты звука.

Порог слухового ощущения отдельного человека значительно изменяется в зависимости от различных обстоятельств на протяжении небольшого про межутка времени (в пределах 5 дБ). С возрастом происходит понижение чувствительности к звукам высокой частоты.

Кожные ощущения. Кожные ощущения подразделяются на тактильные (ощу щение прикосновения и давления), ощущение боли, ощущение тепла и ощу щение холода.

    Каждый из этих видов кожных ощущений имеет свои рецепторы
    Тактильные ощущения - ощущения прикосновения и давления.

Тактильные рецепторы наиболее многочисленны на кончиках пальцев и языка. Если на спине две точки прикосновения воспринимаются раздельно лишь на расстоянии 5 см, то на кончике пальцев и языка они восприни маются как раздельные на расстоянии 1 мм.

В коре головного мозга наиболее широко представлены рецепторы паль цев рук (это связано со значением рук в труде человека).

Температурные ощущения возникают от раздражения терморецепторов ко жи. Существуют отдельные рецепторы для ощущения тепла и холода. По по верхности тела эти рецепторы располагаются неравномерно, в одних мес тах больше, в других меньше. Например, к холоду и боли наиболее чувст вительна кожа спины и шеи, а к горячему - кончики пальцев и языка. Различные участки кожного покрова имеют разную температуру. Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и хими ческими воздействиями, которые достигают интенсивности, способной к разрушению организма. Болевые ощущения в значительной мере связаны с подкорковыми центрами, которые регулируются корой головного мозга. Они поддаются в некоторой степени торможению через вторую сигнальную сис тему.

Присущая данному участку кожи температура является физиологическим нулем. Ощущение тепла или холода возникает в зависимости от соотноше ния температуры воздействия с постоянной температурой данного участка кожи.

Обонятельные ощущения. Обонятельные ощущения возникают в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизис той оболочки носовой полости. где находятся обонятельные клетки. Кор ковые центры обонятельного анализаторапассивной (например, маниловщина типичный пример пассивной мечты).

Воображение - психическая функция, обеспечивающая преобразователь ную деятельность человека. Это способность психики создавать идеальные модели, прообразы будущего, ориентирующие движение человеческой прак тики.

В воображении синтезируются все познавательные процессы. Выходя за пределы непосредственного чувственного отражения, воображение связано и с чувственными данными и с абстракцией - в силу этого воображение преобразует реальность в идеальные модели. Эти модели являются средст вом проникновения в будущее и средством реконструкции прошлого. В следственной практике постоянно возникает необходимость реконст рукции, мысленного воссоздания прошедших событий по отдельным сохра нившимся их следам, последствиям. Это воссоздающее воображение возмож но лишь на основе знаний всеобщих связей соответствующих явлений. Лишь на этой базе можно выдвинуть обоснованную следственную версию и вос создать событие преступления.

Каждая следственная ситуация (от лат. "situs2 - положение) - это специфическая совокупность фактов, имеющих взаимосвязь и объективно обусловливающих соответствующие способы расследования, т. е. специфи ческую совокупность следственных действий, выбор тактических приемов в пределах этих действий.

Первоначально происходит вероятностная реконструкция событий, поз воляющая произвести неотложные оперативно-розыскные и следственные действия в широком диапазоне вероятностей. Затем в ходе расследования создается достоверная информационно-логическая модель события. На первых этапах расследования наряду с доказательственной информа цией большое значение имеет ориентирующая следствие информация. На заключительном этапе существенное значение имеет только доказательст венная информация. Ориентирующая информация направляет познание на по лучение новой, недостающей ий _______LЁp¦¦¦&__$рШ_PSY_ФГЖгЛОГЪваВ-¦ППИВЗпЛ-¬¬ЗЛо-а-В¦ФГЛВЦЗП¬жв-аТ-¦Тд-0_R%_1D(_Х _АX ·ъО_к_¦

В_¦ъj-_ x9р_р_L__ __ человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвя зей объективной действительности.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, за кономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее це ли, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобра зование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Например, Фалес из Милета узнал высоту египетской пирамиды благода ря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение та ких же сторон других объектов - он измерил ее тень в полдень. Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновид ности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления.

Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда оста ется неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.

Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет ма териальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека яв ляется скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скры той, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями орга нов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокра щенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мысли тельных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и не редко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше ана лизировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т. п.

Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исто рический опыт всего человечества становится достоянием отдельного ин дивидуума. Орудием мышления является значение слова.

Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т. е. на об щественно-историческом опыте человечества.

Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосред ственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделя лись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подго тавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логичес ким правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти пра вила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиомати ческий характер.

    Классификация явлений мышления

В многообразных явлениях мышления различаются: мыслительная дея тельность, мыслительные действия, мыслительные операции, формы мышле ния, виды мышления, индивидуально-типологические особенности мышления, мышление как процесс решения творческих, нестандартных задач. Мыслительная деятельность - система мыслительных действий, направ ленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей пробле мы.

Мыслительные действия - совокупность мыслительных операций, направ ленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отно шений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на сис теме операций.

К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстраги рование, классификация и конкретизация.

Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом. Анализ и синтез - это две неразрывные стороны всего процесса познания (в том числе и чувственного этапа).

Продукт мыслительных действий - определенные познавательные резуль таты, которые выражаются в трех формах мышления.

Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) поня тие. Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изу чает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие законы и принципы достижения инстинности тех знаний, которые выводятся из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам, к открытию новых знаний.

По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразде ляется на: 1) практическую; 2) художественную и 3) научную. Структурной единицей практического мышления является действие, а коммуникативной единицей - сигнал.

В художественном мышлении структурной единицей является образ, а коммуникативной единицей - символ. В научном мышлении соответственно понятие и знак.

Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различ ных операционных процедур.

Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установ ленной последовательностью элементарных операций, необходимых для ре шения задач данного класса.

Эвристическое мышление - творческое решение нестандартных задач. Дискурсивное мышление (рассудочное) - мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последователь ный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к выводному знанию.

В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка раз личаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления: 1) наглядно действенное (сенсомоторное); 2) наглядно-образное; 3) абстрактно-тео ретическое.

Совершаясь по общим законам мышление различных людей отличается ин дивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотноше нием анализа и синтеза - аналитическое или синтетическое мышление ин дивида.

    Общие закономерности мышления

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.