классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и «отменить»
эффект прошлого опыта невозможно.
Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо
знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними
представлениями. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких
«ипостасях»:
как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок
чувствует себя беззащитным и беспомощным;
как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и
поощрений;
как образец , пример для подражания, воплощение мудрости и лучших
человеческих качеств;
как старший друг и советчик, которому можно доверить все.
Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с
возрастом меняется.
Переходный возраст - период эмансипации ребенка от родителей. Процесс
этот является сложным и многомерным . Эмансипация может быть эмоциональной
, показывающей , насколько значим для юноши эмоциональный контакт с
родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой,
любовью), поведенческой , проявляющейся в том , насколько жестко родители
регулируют поведение сына или дочери, или нормативной , показывающей,
ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что его родители , или
на какие-то другие. Каждый из этих аспектов эмансипации имеет собственную
логику.
В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям
первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности,
особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка
тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Но есть
вполне достоверные психологические данные о том , что избыток
эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков , та и для девочек. Он
затрудняет формирование у них внутренней анатомии и порождает устойчивую
потребность в опеке, зависимость как черту характера. Слишком уютное
родительское гнездо не стимулирует выросшего птенца к вылету в
противоречивый и сложный взрослый мир.
Любящие матери , не способные мыслить о ребенке отдельно от самих
себя, часто не понимают этого. Но юноша не может повзрослеть, не разорвав
«пуповину» эмоциональной зависимости от родителей и не включив свои
отношения с ними в новую , гораздо более сложную систему эмоциональных
привязанностей , центром которой являются не родители , а он сам. Избыток
материнской ласки и положение «маменькиного сынка» начинают его раздражать
не только потому , что вызывают насмешки сверстников , но и потому, что
пробуждают в нем самом чувство зависимости , с которым подросток борется.
Чувствуя охлаждение , многие родители думают, что дети их разлюбили ,
жалуются на их черствость и т. д. Но после того как критический период
проходит , эмоциональный контакт с родителями, если они сами его не
испортили, обычно восстанавливается, уже на более высоком, сознательном
уровне.
Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти .К
старшим классам поведенческая автономия, как правило, уже весьма велика:
старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей,
способы досуга и т. д. В семьях с более или менее авторитарным укладом эта
автономизация иногда вызывает острые конфликты.
Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют
к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих
обеспеченных семьях дети не знают источников семейного бюджета и не
заботятся об этом. Почти девять десятых опрошенных Л.Н. Жилиной и Н.Т
Фроловой (1969 ) московских девяти- и десятиклассников надеялись , что их
желания иметь определенные вещи осуществятся, причем две трети уверены, что
осуществить это желание - дело родителей («купят родители»). Поведение и
запросы этих старшеклассников практически автономны , поскольку желания
приобрести ту или иную вещь совпадали с планами родителей только в 10
процентах случаев. Тем не менее дети уверены, что их желаниям будет отдано
предпочтение.
Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве.
Разумеется, хорошие родители остаются для старшеклассников важным эталоном
поведения. На вопрос «Хотели бы вы быть таким человеком, как ваши
родители?» положительно ответили свыше 70 процентов санкт-петербургских
старшеклассников, опрошенных Т.Н. Мальковской (1971). На вопрос «Хотели бы
походить на родителей кое в чем?» положительно ответили 10 процентов
опрошенных, ни в чем - 7 процентов и уклонились от ответа на вопрос 11
процентов опрошенных.
Однако родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и
некритично , как в детстве. У старшеклассников есть и другие авторитеты,
кроме родителей. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает
не только из ближайшего окружения, но и из более широкого круга лиц
(общественно-политические деятели, герои кино и литературы). Зато все
недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются
остро и болезненно . Особенно это касается расхождение слова и дела. Из
трех тысяч старшеклассников и учащихся ПТУ, опрошенных социологами , свыше
2/3 отметили, что замечают существенные расхождения между тем, чему учат их
родители, близкие родственники и учителя, и тем , как они сами поступают в
повседневной жизни
(С.И. Плаксий, 1987). Это не только подрывает авторитет старших, но и
является практическим уроком приспособленчества и лицемерия.
В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о
мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако
на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в
том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет
общаться со сверстниками и тем автономнее будет это общение от взрослых. Но
влияния родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают и
взаимодополнительными .
«Значимость» для юношей и девушек их родителей и сверстников
принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая
автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере
досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.
Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей
и советчиков. При всей их тяги к самостоятельности, юноши и девушки остро
нуждаются в жизненном опыте и помощи старшим. Многие волнующие проблемы они
вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Да и
какой совет может дать человек, который прожил так же мало, как и ты? Семья
остается тем местом , где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно
и уверенно. Отвечая на вопрос: «Чье понимание для вас важнее всего,
независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?» -
большинство московских мальчиков (с 5 по 11 класс), поставили на первое
место родителей (ответы девочек более противоречивы).
Однако взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены
конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.
«Мне уже 17 лет, а с мамой мы еще ни разу не говорили по душам... Я
бы даже рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине».
«Вечером родители только успевают спросить: «Как дела в школе?» А нам
на этот вопрос надоело отвечать и кажется, что родителей больше ничего не
интересует... Мы часто поэтому не понимаем родителей, а родители нас...»
И таких писем множество.
При исследовании юношеской дружбы было специально зафиксировано, как
оценивают школьники с 7 по 11 класс уровень понимания со стороны родителей,
легкость общения и собственную откровенность с ними. Оказалось, что по всем
этим показателям родители уступают друзьям - сверстникам опрошенных и что
степень психологической близости с родителями резко снижается с 7 к 9
классу.
Причина этого коренится прежде всего в психологии взрослых,
родителей, не желающих замечать изменение внутреннего мира подростка и
юноши.
Рассуждая абстрактно, хорошие родители знают о своем ребенке
значительно больше , чем кто бы ни было другой, даже больше, чем он сам.
Ведь родители наблюдают изо дня в день на протяжении всей его жизни. Но
изменения, происходящие с подростком, часто совершаются слишком быстро для
родительского глаза. Ребенок вырос , изменился, а любящие родители все еще
видят его таким, каким он бал несколько лет назад, причем собственное
мнение кажется им непогрешимым. «Главная беда с родителями - то, что они
знали нас, когда мы были маленькими», - заметил 15 - летний мальчик.
Понять другого человека можно только при условии уважения к нему,
приняв его как некую автономную реальность. Самая распространенная (и
совершенно справедливая!) жалоба юношей и девушек : «Они меня не слушают!»
Спешка, неумение и нежелание выслушать , понять то, что происходит в
сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или
дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта
- вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями
и растущими детьми.
Сотрудники Института психологии АПН опросили 164 старшеклассника
относительно их потребности в разных видах общения и реальных
взаимоотношений с разными партнерами. Общение со взрослыми, включая
родителей, оказалось гораздо более формальным и регламентированным , чем
общение со сверстниками. Оно вызывает у юношей острую неудовлетворенность.
Регламентированное
общение Нерегламентированное общение
Партнеры
потребность реальное
потребность реальное
в нем
общение в нем общение
Родители и близкие родствен-
ники 4,7
70,8 66,6 29,2
Учителя 8,3
95,7 10,9 4,3
Другие взрослые 2,6
98,6 6,5 1,4
Близкие друг - сверстники 0 0
68,2 56,2
Другие сверстники 4,6
68,4 24,3 31,6
Как видно из таблицы, потребность в неформальном общении с родителями
удовлетворяется меньше чем наполовину. В ходе дополнительного интервью
выяснилось, что общением с матерью удовлетворены только 31,1 процента, а с
отцом - всего 9,1 процента опрошенных. А ведь этот вид общения
психологически очень важен. Среди школьников, имеющих доверительные
отношения с родителями, устойчивой самооценкой обладают 79,1 процента
опрошенных , а среди тех, у кого общение с родителями жестко
регламентировано, - только 25 процентов. Неадекватную самооценку в первой
группе имеют 8,3 процента , а во второй - 87,9 процента обследованных.
В другом исследовании отношения старшеклассников с родителями
изучались с точки зрения доверительности общения со стороны
старшеклассников , информационного содержания общения , внимания,
проявляемого детьми к делам и жизни родителей, и авторитетности мнений
родителей для старшеклассников. Было опрошено 140 ленинградских семей,
причем дети и родители опрашивались отдельно. Выяснилось, что
старшеклассники , независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели с
отцом, чаще обращаются к ней за советом и более сочувственно относятся к
ней. Отцы имеют преимущество только в «информационной сфере», когда речь
идет о политике и спортивных событиях.
Бросается в глаза также резко выраженная асимметричность интересов
детей и родителей : родители проявляют внимание ко всем сторонам жизни
детей, тогда как дети мало интересуются жизнью и трудом родителей.
Особенно отчетливо это проявляется в общении с отцами : дети редко
расспрашивают их о служебных делах, годах детства и юности и т.д.
Отношения детей и родителей асимметричны , неравноправны. Многие
родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление
своей власти. Кроме того, действуют определенные культурные запреты.
Например, у нас не принято обсуждать сексуальные проблемы с представителями
других возрастных групп, это делается только со сверстниками. В результате
важнейшая сфера интимных переживаний подростка из общения с родителями
«изымается». При опросе 402 пар молодых москвичей, подавших заявление о
Страницы: 1, 2, 3
|