реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Мы и взрослые

реферат

классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и «отменить»

эффект прошлого опыта невозможно.

Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо

знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними

представлениями. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких

«ипостасях»:

как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок

чувствует себя беззащитным и беспомощным;

как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и

поощрений;

как образец , пример для подражания, воплощение мудрости и лучших

человеческих качеств;

как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с

возрастом меняется.

Переходный возраст - период эмансипации ребенка от родителей. Процесс

этот является сложным и многомерным . Эмансипация может быть эмоциональной

, показывающей , насколько значим для юноши эмоциональный контакт с

родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой,

любовью), поведенческой , проявляющейся в том , насколько жестко родители

регулируют поведение сына или дочери, или нормативной , показывающей,

ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что его родители , или

на какие-то другие. Каждый из этих аспектов эмансипации имеет собственную

логику.

В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям

первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности,

особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка

тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Но есть

вполне достоверные психологические данные о том , что избыток

эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков , та и для девочек. Он

затрудняет формирование у них внутренней анатомии и порождает устойчивую

потребность в опеке, зависимость как черту характера. Слишком уютное

родительское гнездо не стимулирует выросшего птенца к вылету в

противоречивый и сложный взрослый мир.

Любящие матери , не способные мыслить о ребенке отдельно от самих

себя, часто не понимают этого. Но юноша не может повзрослеть, не разорвав

«пуповину» эмоциональной зависимости от родителей и не включив свои

отношения с ними в новую , гораздо более сложную систему эмоциональных

привязанностей , центром которой являются не родители , а он сам. Избыток

материнской ласки и положение «маменькиного сынка» начинают его раздражать

не только потому , что вызывают насмешки сверстников , но и потому, что

пробуждают в нем самом чувство зависимости , с которым подросток борется.

Чувствуя охлаждение , многие родители думают, что дети их разлюбили ,

жалуются на их черствость и т. д. Но после того как критический период

проходит , эмоциональный контакт с родителями, если они сами его не

испортили, обычно восстанавливается, уже на более высоком, сознательном

уровне.

Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти .К

старшим классам поведенческая автономия, как правило, уже весьма велика:

старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей,

способы досуга и т. д. В семьях с более или менее авторитарным укладом эта

автономизация иногда вызывает острые конфликты.

Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют

к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих

обеспеченных семьях дети не знают источников семейного бюджета и не

заботятся об этом. Почти девять десятых опрошенных Л.Н. Жилиной и Н.Т

Фроловой (1969 ) московских девяти- и десятиклассников надеялись , что их

желания иметь определенные вещи осуществятся, причем две трети уверены, что

осуществить это желание - дело родителей («купят родители»). Поведение и

запросы этих старшеклассников практически автономны , поскольку желания

приобрести ту или иную вещь совпадали с планами родителей только в 10

процентах случаев. Тем не менее дети уверены, что их желаниям будет отдано

предпочтение.

Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве.

Разумеется, хорошие родители остаются для старшеклассников важным эталоном

поведения. На вопрос «Хотели бы вы быть таким человеком, как ваши

родители?» положительно ответили свыше 70 процентов санкт-петербургских

старшеклассников, опрошенных Т.Н. Мальковской (1971). На вопрос «Хотели бы

походить на родителей кое в чем?» положительно ответили 10 процентов

опрошенных, ни в чем - 7 процентов и уклонились от ответа на вопрос 11

процентов опрошенных.

Однако родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и

некритично , как в детстве. У старшеклассников есть и другие авторитеты,

кроме родителей. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает

не только из ближайшего окружения, но и из более широкого круга лиц

(общественно-политические деятели, герои кино и литературы). Зато все

недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются

остро и болезненно . Особенно это касается расхождение слова и дела. Из

трех тысяч старшеклассников и учащихся ПТУ, опрошенных социологами , свыше

2/3 отметили, что замечают существенные расхождения между тем, чему учат их

родители, близкие родственники и учителя, и тем , как они сами поступают в

повседневной жизни

(С.И. Плаксий, 1987). Это не только подрывает авторитет старших, но и

является практическим уроком приспособленчества и лицемерия.

В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о

мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако

на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в

том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет

общаться со сверстниками и тем автономнее будет это общение от взрослых. Но

влияния родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают и

взаимодополнительными .

«Значимость» для юношей и девушек их родителей и сверстников

принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая

автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере

досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей

и советчиков. При всей их тяги к самостоятельности, юноши и девушки остро

нуждаются в жизненном опыте и помощи старшим. Многие волнующие проблемы они

вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Да и

какой совет может дать человек, который прожил так же мало, как и ты? Семья

остается тем местом , где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно

и уверенно. Отвечая на вопрос: «Чье понимание для вас важнее всего,

независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?» -

большинство московских мальчиков (с 5 по 11 класс), поставили на первое

место родителей (ответы девочек более противоречивы).

Однако взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены

конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.

«Мне уже 17 лет, а с мамой мы еще ни разу не говорили по душам... Я

бы даже рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине».

«Вечером родители только успевают спросить: «Как дела в школе?» А нам

на этот вопрос надоело отвечать и кажется, что родителей больше ничего не

интересует... Мы часто поэтому не понимаем родителей, а родители нас...»

И таких писем множество.

При исследовании юношеской дружбы было специально зафиксировано, как

оценивают школьники с 7 по 11 класс уровень понимания со стороны родителей,

легкость общения и собственную откровенность с ними. Оказалось, что по всем

этим показателям родители уступают друзьям - сверстникам опрошенных и что

степень психологической близости с родителями резко снижается с 7 к 9

классу.

Причина этого коренится прежде всего в психологии взрослых,

родителей, не желающих замечать изменение внутреннего мира подростка и

юноши.

Рассуждая абстрактно, хорошие родители знают о своем ребенке

значительно больше , чем кто бы ни было другой, даже больше, чем он сам.

Ведь родители наблюдают изо дня в день на протяжении всей его жизни. Но

изменения, происходящие с подростком, часто совершаются слишком быстро для

родительского глаза. Ребенок вырос , изменился, а любящие родители все еще

видят его таким, каким он бал несколько лет назад, причем собственное

мнение кажется им непогрешимым. «Главная беда с родителями - то, что они

знали нас, когда мы были маленькими», - заметил 15 - летний мальчик.

Понять другого человека можно только при условии уважения к нему,

приняв его как некую автономную реальность. Самая распространенная (и

совершенно справедливая!) жалоба юношей и девушек : «Они меня не слушают!»

Спешка, неумение и нежелание выслушать , понять то, что происходит в

сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или

дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта

- вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями

и растущими детьми.

Сотрудники Института психологии АПН опросили 164 старшеклассника

относительно их потребности в разных видах общения и реальных

взаимоотношений с разными партнерами. Общение со взрослыми, включая

родителей, оказалось гораздо более формальным и регламентированным , чем

общение со сверстниками. Оно вызывает у юношей острую неудовлетворенность.

Регламентированное

общение Нерегламентированное общение

Партнеры

потребность реальное

потребность реальное

в нем

общение в нем общение

Родители и близкие родствен-

ники 4,7

70,8 66,6 29,2

Учителя 8,3

95,7 10,9 4,3

Другие взрослые 2,6

98,6 6,5 1,4

Близкие друг - сверстники 0 0

68,2 56,2

Другие сверстники 4,6

68,4 24,3 31,6

Как видно из таблицы, потребность в неформальном общении с родителями

удовлетворяется меньше чем наполовину. В ходе дополнительного интервью

выяснилось, что общением с матерью удовлетворены только 31,1 процента, а с

отцом - всего 9,1 процента опрошенных. А ведь этот вид общения

психологически очень важен. Среди школьников, имеющих доверительные

отношения с родителями, устойчивой самооценкой обладают 79,1 процента

опрошенных , а среди тех, у кого общение с родителями жестко

регламентировано, - только 25 процентов. Неадекватную самооценку в первой

группе имеют 8,3 процента , а во второй - 87,9 процента обследованных.

В другом исследовании отношения старшеклассников с родителями

изучались с точки зрения доверительности общения со стороны

старшеклассников , информационного содержания общения , внимания,

проявляемого детьми к делам и жизни родителей, и авторитетности мнений

родителей для старшеклассников. Было опрошено 140 ленинградских семей,

причем дети и родители опрашивались отдельно. Выяснилось, что

старшеклассники , независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели с

отцом, чаще обращаются к ней за советом и более сочувственно относятся к

ней. Отцы имеют преимущество только в «информационной сфере», когда речь

идет о политике и спортивных событиях.

Бросается в глаза также резко выраженная асимметричность интересов

детей и родителей : родители проявляют внимание ко всем сторонам жизни

детей, тогда как дети мало интересуются жизнью и трудом родителей.

Особенно отчетливо это проявляется в общении с отцами : дети редко

расспрашивают их о служебных делах, годах детства и юности и т.д.

Отношения детей и родителей асимметричны , неравноправны. Многие

родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление

своей власти. Кроме того, действуют определенные культурные запреты.

Например, у нас не принято обсуждать сексуальные проблемы с представителями

других возрастных групп, это делается только со сверстниками. В результате

важнейшая сфера интимных переживаний подростка из общения с родителями

«изымается». При опросе 402 пар молодых москвичей, подавших заявление о

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.