Следует заметить, что данное анкетирование оценивает не конкретного
работника, а то какие возможности продвижения к успеху, ответственности,
совершенствованию и так далее, по мнению опрашиваемых, предоставляет их
работа. Выделенные категории по Ф. Герцбергу являются мотиваторами,
вызывающие удовлетворенность работой, связывались с содержанием работы и
вызывались внутренними потребностями личности в самовыражении.
Средняя сумма баллов за каждую категорию показывает удовлетворенность
работой по каждой категории.
Если средняя сумма 3,5 и более баллов, следовательно работник полностью
удовлетворен данной категорией.
2,5 – 3,5 баллов – нет повода для беспокойства, однако следует уделить
больше внимания решению проблем связанных с данной категорией.
Менее 2,5 баллов – в вашей работе есть серьезные проблемы и вам с
руководителем следовало бы их обсудить и решить.
Общая сумма баллов 55 и более указывает на полное удовлетворение
работой. 45 – 55 баллов – работа вас удовлетворяет. 45 – 35 баллов
указывает на существование серьезных пробелов в удовлетворенности вашей
работой и менее 35 баллов – следует задуматься, та ли эта организация в
которой вы хотите работать?
Отдельно следует заметить, что первые три параметра успех,
ответственность и признание успеха полностью зависят от контроля
руководителя и организации работы.
Средняя норма данного анкетирования в Европе и Великобритании такова:
Успех Ответственность Признание Прогресс Работа Совер-ие лич-ти
Сумма
3,1 3,0 2,9 3,2
3,6 3,5 52
B. Everard, G. Morris. Efektyvus
mokyklos valdymas. Kaunas, 1997.
2.2. Анализ результатов исследования.
Далее проведем анализ обработанных данных анкетирования.
1. Время работы в данной организации. Большинство работников
исследуемой организации работают в ней довольно продолжительное время. В
сумме от 10 до 30 и более лет в данной организации работает 73% опрошенных.
Менее 5 лет работают лишь 7 человек, то есть 19%.
Подробная характеристика четко проясняется из диаграммы №1.
Диаграмма № 1. Время работы в данной организации.
27 %
30 %
35 %
8 %
Следовательно можно сделать вывод, что коллектив данной организации
достаточно устоявшийся. Работники не меняют место работы.
2. Категория - успех – это возможность использовать все свои знания,
умения и навыки, внести ценный вклад в общее дело, предложить новые идеи.
К этой категории отнесли следующие вопросы:
> Вспомните конкретные обязанности связанные с вашей работой.
Часто ли вы чувствуете, что не можете использовать в работе
всех своих способностей?
> Как вам кажется, часто ли выпадает случай внести свой личный
ценный вклад?
> Оставив все привычные критерии оценки, часто ли вы глубоко в
сердце чувствуете, что достигли чего-то ценного,
> Можете ли вы предложить новые связанные с ваше работой идеи?
Вычислив общий балл ответов на данные вопросы получили показатель
категории успеха. Из общей таблицы данных (Таб. №1) можно сделать следующие
выводы, которые ярко иллюстрирует графическое изображение диаграммы №2.
Полностью удовлетворены данной категорией всего лишь 5% опрошенных, 43%
удовлетворены данной категорией, однако имеют определенные трудности в
использовании своих знаний, умений и навыков. Особое внимание следует
обратить на то, что более половины опрошенных –52% не удовлетворены данной
категорией, т.е. при выполнении работы они не испытывают чувства успеха и
удовлетворенности за свой труд.
Диаграмма №2. Категория успеха.
5%
43%
52%
3. Категория - Ответственность – свобода действий при принятии
решений, совершенствование стиля и работы.
К этой категории отнесли следующие вопросы:
> Имеете ли вы право изъявить свое мнение о том как вы должны
работать?
> Часто ли вы чувствуете, что могли бы работать лучше, если бы
имели полную свободу при выполнении заданий?
Диаграмма
№3 Категория ответственности.
14%
54%
32%
По проанализированным данным анкетирования видно, что данной категорией
удовлетворенно намного больше работников, чем прошлой категорией, что
составляет 68% всех опрошенных и лишь одна третья часть не удовлетворены
данной категорией, это означает, что ущемляется их свобода действий при
принятии решений и стремлении совершенствоваться.
4. Категория – Признание успеха – любая «обратная связь» плохая или
хорошая о том каковы ваши успехи в работе, признак количества и качества.
К этой категории отнесли следующие вопросы:
> Часто ли вы получаете какое либо признание за выполненную
работу?
> Часто ли вы в своей работе получаете личное признание?
> Можете ли вы узнать как – хорошо или плохо – вы работаете?
Диаграмма №4.
Категория признание успеха.
35%
65%
К сожалению данной категорией полностью и абсолютно не удовлетворен ни
один из опрашиваемых, частично удовлетворены лишь 35%. Большинство
опрашиваемых – 65% не удовлетворены данной категорией, что означает почти
полное отсутствие обратной связи между руководством организации и ее
работниками. Работники организации не получают должного признания за
выполняемую работу.
5. Категория – Прогресс или продвижение по службе в данной или какой
либо иной организации.
К этой категории отнесли следующий вопрос:
> Как вы считаете, занимаемая вами должность полезна для человека,
стремящего достичь большего (перспективы возвышения)?
Результаты данной категории также плачевны как и прошлой.
Диаграмма №5. Категория прогресс.
8%
27%
65%
Большинство опрошенных 65% не удовлетворены данной категорией, т.е.
считают, что ими занимаемая должность на способствует дальнейшему
продвижению по службе. Причем баллы ответов здесь достигают минимального
результата – 0 (у троих из опрашиваемых). 27% считают, что возможно их
должность и принесет пользу для дальнейшего роста по службе, и лишь 8% -
собираются делать карьеру.
6. Категория – Работа как таковая – интересна, разнообразна ли она,
каковы ее требования и объемы, уверенность личности в целесообразности и
важности работы.
К этой категории отнесли следующие вопросы:
> Много ли вы выполняете функций, которые по вашему мнению не
очень важны или совсем не нужны?
> Часто ли у вас возникает мысль бросить работу?
> Часто ли вы убеждаетесь, что теперешняя ваша работа вам
интересна?
> Часто ли вы думаете о том, что вы хотели бы уйти с работы или ее
поменять?
Диаграмма №6. Категория работа.
65%
19%
16%
Обработанные данные по данной категории показали, что большинство
опрошенных 65% полностью удовлетворены своей работой как таковой, и лишь
16% не удовлетворены своей работой и хотели бы ее поменять
7. Категория – Совершенствование личности – возможность обучения и
совершенствования.
К этой категории отнесли следующие вопросы:
> Как вы считаете, занимаемая вами должность позволяет вам постоянно
учиться?
> Какие возможности учиться предоставляет ваша организация?
Диаграмма №7. Категория
совершенствование личности.
41%
43%
16%
Данные опроса радуют в категории совершенствования личности. Данной
категорией полностью удовлетворены 41% из опрошенных и 43% удовлетворены
частично. Лишь 16% не удовлетворены этой категорией. Следующие результаты
означают, что организация предоставляет возможности для совершенствования,
обучения и самообучения, и большинство работников этим пользуются.
К сожалению следует отметить, что своих примечаний о занимаемой
должности, выполняемой работе и ее организации ни один из опрашиваемых не
указал.
8. Анализ общей суммы баллов. Общая сумма баллов указывает на
удовлетворение или неудовлетворение работой в целом. Обработав по
вышеуказанной методике полученные данные пришли к следующему общему выводу,
отражающемуся на диаграмме №8.
Диаграмма №8.
Анализ общей суммы баллов.
5%
38%
41%
16%
Полностью и абсолютно удовлетворены выполняемой работой и занимаемой
должностью всего 5% из опрошенных, что составляет 2 человека. Труд этих
людей высоко мотивирован, так как по теории Ф. Герцберга их удовлетворяют
все мотивирующие факторы.
В принципе удовлетворены своей работой еще 38% т.е. 14 человек, этих
людей радует их работа, хотя они имеют некоторые вопросы по отдельным
категориям.
Частично не удовлетворены своей работай, а следовательно и слабо
мотивированны 41% опрошенных – 15 человек. Эти люди имеют трудности с
удовлетворением практически во всех категориях, им следовало бы над ними
задуматься и обсудить со своим руководством.
Полностью не удовлетворены выполняемой работой и занимаемой должностью
16% - 6 человек. Причиной полной неудовлетворенности может быть как плохая
мотивация, неподходящая организация труда, так и другие психологические и
социальные факторы. Этим людям следовало бы задуматься об перемене рода
деятельности.
В результате можем сказать, что большинство 57% опрошенных работающих
членов организации имеют проблемы с мотивацией труда. Это их общая проблема
о которой следует задуматься и руководителю. Так как показатели в первых
трех категориях, во многом зависящих от руководителя, особенно плачевны, а
напротив работой как таковой довольны 84% опрошенных.
Заключительные выводы и рекомендации будут указаны ниже.
3. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.
В общем случае мотивация – это процесс побуждения к труду. Любой
руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих
подчинённых, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться.
Традиционно считается, что раз работник получает оплату за свой труд,
значит он должен быть доволен. В случае плохого отношения к служебным
обязанностям его можно уволить. Значит стимулы у него есть.
В литературе встречается много определений мотивации и мотивов, кроме
того теории мотивации прошли историческую эволюцию. В них всех пытаются
различными терминами выразить главное в мотивации: речь идет о
процессе, который происходит внутри человека, направляет его поведение и
выбор или, иными словами, заставляет его вести себя в какой-то конкретной
ситуации определенным образом.
Согласно теории Ф. Герберта у индивида имеются две системы (иерархии)
потребностей:
«Гигиенические факторы» — это психологические, создающие настрой на
труд и влияющие на неудовлетворенность работой условия: заработок;
межличностные отношения с начальниками ,коллегами и подчиненными; политика
фирмы и администрация; степень непосредственного контроля за работой;
социальное положение работника; гарантия сохранения работы; стиль личной
жизни.
Mотиваторные - связанные с “внутренними потребностями, влияют на
удовлетворенность работой. трудовые успехи работника, признание его заслуг,
предоставление самостоятельности, служебный рост, профессиональное
совершенство, обогащение труда элементами творчества.
Гигиенические факторы закрепляют и стабилизируют персонал, а побуждают
к производительной работе мотиваторы. Поэтому на мотивацию работника можно
воздействовать, создавая лишь условия для возникновения ( а не саму)
мотивации.
Исследовав мнения работников одной из организации г. Шяуляй о их
возможности продвижения к успеху, ответственности, совершенствованию и так
далее, которые по мнению опрашиваемых, предоставляет их работа. Пришли к
следующим выводам.
Коллектив данной организации достаточно устоявшийся. Работники не меняют
место работы.
1. Половина опрошенных имеют определенные трудности в использовании своих
знаний, умений и навыков, при выполнении работы они не испытывают
чувства успеха и удовлетворенности за свой труд.
2. 65% опрошенных работников организации не получают должного признания за
выполняемую работу, что означает почти полное отсутствие обратной связи
между руководством организации и ее работниками.
3. Такое же количество опрошенных считают, что ими занимаемая должность на
способствует дальнейшему продвижению по службе.
Однако большинство опрошенных 84% полностью удовлетворены своей работой как
таковой. Следовательно причиной неудовлетворенности может быть
неправильная организация труда, а также минимальное внимание
руководителя к проблемам своих работников.
4. Особенно радует, что 84% считают, что организация предоставляет
возможности для совершенствования, обучения и самообучения, и
большинство работников этим пользуются.
В результате можем сказать, что больше половины опрошенных работающих
членов организации имеют проблемы с мотивацией труда. Это их общая проблема
о которой следует задуматься и руководителю.
Можно предъявить следующие рекомендации руководителю организации:
> При организации труда придерживаться принципов комплексности
(единства всех видов стимулов), ощутимости поощрения, гласности,
справедливости и учета психологических особенностей восприятия
поощрений и их последствий и др.
> Обеспечение совпадения содержания труда с целью личности.
> Создание четкой системы продвижения работников по службе.
> Выдача таких заданий, которые позволяли бы успешно их выполнять и
развивать способности личности.
> Поддерживание устойчивого мажорного, жизнерадостного настроения
работников за счет проявления к ним внимания со стороны
руководителей, создания условий для раскрытия их способностей и
т.д.
Однако мы сами несем ответственность за свою жизнь и мотивацию к
работе. Чем быстрее мы воспримем такую точку зрения, тем быстрее начнем
осуществлять правильные мероприятия. Мы привыкли искать причины своих
жизненных и рабочих проблем вначале вне нас. Причины находятся быстро:
это - ближайшие коллеги по работе, начальники, подчиненные, разделение
труда, атмосфера, cпособ управления, а вне своего предприятия -
экономическая конъюнктура, неразумная политика правительства и множество
других факторов, лежащих даже за пределами нашей страны. Многие из нас
тратят так много времени на объяснение эффективности своей работы или
нежелания работать, что в течение этого времени при его правильном
использовании можно было бы достичь значительно более высокой мотивации,
как собственной, так и ближайшего окружения.
Следовательно, понимая процесс мотивации, мы можем значительно лучше
понять как себя, так и поведение людей, с которыми мы общаемся, в различных
ситуациях. Однако в объяснении поведения человека мотивация является лишь
малой частью.
4. ЛИТЕРАТУРА
> О.С. Виханский, А.И. Наумов. Менеджмент. - М., 1994.
> Горнаков Э.И. Психология и этика деловых отношений. – Минск, 1999.
> Дункан Джек. У. Основополагающие идеи менеджмента. - М.,1995.
> Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1994.
> Основы управления персоналом Б.М. Генкин, Г.А. Коновалова, В.И.
Кочетков и др. - М., 1996.
> Психология управления. - М., 1996/97.
> В.В. Травин, В.А Дятлов. Основы кадрового менеджмента. - М., 1995.
> Уткин Э.А. Управление фирмой. - М., 1996.
> Философский энциклопедический словарь. - М., 1997.
> Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. В.В.
Радаева, А.В. Бузгалина. - М., 1995.
> E. Bagdonas, L. Rapalien?. Administravimo principai. Kaunas, 1996.
B. Everard, G. Morris. Efektyvus mokyklos valdymas. Kaunas, 1997.
Organizacijos valdymo pagrindai. Paskait? konspektas. I dalis. Kaunas,
1998.
> Psichologija studentui. Kaunas, 1996.
> Sakalas, V. ?ilingien?. Personalo valdymas. Kaunas, 2000.
-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2, 3
|