реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Методики экстренной психологической помощи

реферат

самопомощи, чтобы в критической ситуации быстро сориентироваться, прибегнув

к этому методу помощи при остром стрессе:

1. Противострессовое дыхание;

2. Релаксация;

3. Рациональное восприятие окружающей обстановки;

4. Смена обстановки;

5. Заняться любой (отвлекающей) деятельностью. В условиях стрессовой

ситуации это выполняет роль “громоотвода”, помогая отвлечься от внутреннего

напряжения.

7. Локальная концентрация (помогает вытеснить из сознания внутренний

диалог, насыщенный стрессом).

Основной вывод можно сформулировать таким образом. Стресс – это

неизбежность, о которой необходимо знать и всегда помнить. При этом стресс

можно предвидеть, можно подготовиться к его приходу и постараться

эффективно справиться с ним.

2. Работа с кризисами

Общие понятия о кризисах

Кризис по определению означает "развилку на дороге" или поворотную точку,

подразумевает напряженное, тревожное состояние, которое не может

переносится безразлично. Кризис ограничен во времени: что-то должно

измениться, нельзя оставаться в кризисе постоянно. Решение любого кризиса

может быть достигнуто только решимостью на какое-либо действие.

Возрастными кризисами условно называются переходные этапы от одного

возрастного этапа к другому. В детской психологии эмпирически отмечалась

неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов

становления личности. Различают три возрастных кризиса: 3 года, 7 лет и 13

лет. Нередко возрастные кризисы сопровождаются проявлением отрицательных

черт поведения (конфликтность в общении, упрямство, негативизм и т.п.).

Источник этого явления – противоречие между возросшими физическими и

духовными возможностями ребёнка и ранее сложившимися видами деятельности,

формами взаимоотношений с окружающими, приёмами педагогического

воздействия. Негативные проявления возрастных кризисов не являются

неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учёт происходящих

перемен могут значительно смягчить протекание кризиса.

В жизни человека кризисы отмечаются как результат изменения хода событий

вследствие какой-либо потери. Любой клиент может быть в кризисной ситуации,

поэтому каждый консультант должен уметь узнавать признаки кризиса.

Динамику кризиса упрощённо можно представить следующим образом. В

начальной стадии внешние или внутренние события становятся слишком сильны.

Человек понимает, что он проиграл чему-то, с чем не смог справиться, имея

уже готовые привычные средства, ресурсы, т.е. используя уже имеющиеся

модели поведения или обращаясь к тем, кому доверяет. Если на этой стадии

работа с собственными ресурсами проходит для человека с пользой или

приносит успокаивающий эффект, то кризис проходит. Если привычные ресурсы

не помогают, то разворачивается кризис. Первоначально возрастают чувство

дискомфорта и тревожности, т.е. увеличивается напряжение. Далее человек

может обратиться за помощью к неизвестным ранее людям и социальным

институтам. Тут он находится на стадии кризиса, называемой “поворотная

точка”. На этой стадии возникает риск суицида. Если кто-то вмешается на

этих стадиях, то можно придти к решению кризисной ситуации. Следующий этап

кризиса – это реорганизация. Клиенту необходима помощь в нахождении новых

внутренних или внешних ресурсов или пересмотр тех возможностей, которые,

казалось бы, провалились. Завершающая стадия кризиса – восстановление,

когда клиент восстанавливает нормальный уровень функционирования и ощущение

жизненной стабильности.

Эффективная терапия кризисов фокусируется на чувствах, которые человек

испытывает в настоящий момент, и на событиях ближайшего прошлого.

Рассматривается, что человек чувствует сейчас, взаимоотношения на сейчас,

возможные ресурсы на сейчас и все это вместе на тот момент, когда начался

кризис. Значит, в этом состоит отличие методик экстренной психологической

помощи от других форм психотерапии.

Чувства в кризисе

Для успешной кризисной терапии требуется, чтобы психолог-консультант

знал, что человек в кризисном состоянии находится во власти чувств. Задача

психолога – объяснить клиенту его чувства, а не воздействовать на его

поведение. Клиент ведёт себя в соответствии с тем, что он чувствует.

Клиент, обращающийся за психологической помощью в условиях кризиса, как

правило, испытывает определённую гамму чувств:

1) главное чувство – это тревога. Она помогает в мобилизации против

угрозы, но в то же время создает замешательство, искаженные и

негативные суждения, сомнительные решения и пораженческое поведение;

2) беспомощность. Когда почва уходит из-под ног, происходящие внешние

события и множество незнакомых эмоций продуцируют чувство

беспомощности;

3) печаль обычно отмечается как результат переживания утраты;

4) часто встречается чувство стыда – когда человек чувствует себя

некомпетентным и зависимым от других;

5) гнев обычно является компонентом тех состояний, которые могут быть

адресованы другим людям, событиям или же себе.

Считаю важным отметить тот факт, что человек в кризисе испытывает

амбивалентные чувства. В нём борются противоположные устремления:

зависимости и независимости, уверенности в своих силах со стремлением

переложить ответственность на других, эмоционального контроля с его

потерей. Все эти чувства вызывают в человеке снижение самооценки; человек

находит упорядоченный и тщательно сконструированный мир шатким и

непонятным; теряет доверие к собственным суждениям.

Особенности консультации клиентов в состоянии кризиса

Выделяют три важных качества для эффективности психологического

консультирования: уважение (отношение к клиенту как к нормальному

человеку); добродушие (консультант должен быть человечным, подлинным);

эмпатия (способность достоверно понимать клиента и возвращать это понимание

обратно клиенту). Другими словами, консультант должен уметь встать на

позицию клиента.

Выделяют четыре стадии кризисной терапии. Обязательная стадия, которую

необходимо достигать – это принятие решения.

Стадия 1 – Принятие. Эта первая стадия направлена на установление

контакта с клиентом. В начале беседы он может находиться в нерешительности,

замешательстве, связанном с тревогой, гневом, печалью, сомнениями, чувством

вины.

Стадия 2 – Проблема. Задача этой стадии – помочь клиенту в определении и

прояснении проблемы и конфликта, связанного с проблемой. Конфликт может

иметь много причин. В конце клиент должен обозначить свою проблему.

Стадия 3 – Альтернативы. Задача этой стадии – облегчить клиенту

исследование возможных альтернатив, их возможные последствия. Очень важно

помнить, что мы не имеем всех ответов и не можем позволять себе говорить

другим, как им строить свою жизнь. Право на решение принадлежит клиенту.

Консультант подводит его к проблеме с его собственными силами и ресурсами.

Если клиент решает эту проблему, то более вероятно, что со следующей

кризисной ситуацией он справится сам.

Стадия 4 – Принятие решения. Решение приходит, когда клиент чувствует,

что кризис превратился во вполне управляемую проблему. Если кризис имеет

затяжной характер, то консультант должен оставить возможность для

повторного обращения в кризисной ситуации. Клиент должен подойти к проблеме

со своими собственными силами и почувствовать себя над ситуацией, будучи

готовым продолжать свою собственную жизнь.

Следующие факторы считаются в первую очередь необходимыми для

консультации клиента в состоянии кризиса: слушание, принятие, эмпатия и

конгруэнтность.

Правильное слушание клиента – это поддержка (установление контакта с

клиентом через принятие и уважение без оценочных суждений) и слушание без

оценки идей или поступков. Слушание клиента должно быть систематическим и

полным понимания, то есть не должно быть небрежным или частичным. Слушание

подразумевает умение воздерживаться от авторитарно-директивной манеры речи;

умение отказаться от сосредоточенности на самом себе и упрямства;

воздержание от полного или частичного отрицания, от суждений;

предоставление возможностей задать полезные вопросы и проявить ответные

реакции; предоставление клиенту независимости и автономии.

Следующее требование – принятие, то есть уважение его как человека,

несмотря на то, что он говорит или как ведет себя. Важно не делать

оценочных суждений, не брать на себя роль судьи. Следующий фактор –

эмпатия. Психотерапевт должен “отражать” наиболее важные утверждения

клиента, как бы становясь “зеркалом” для клиента, облекая в слова то, что

клиент ещё не может ясно сказать. Наконец, конгруэнтность и личная

подлинность играют решающую роль.

3. Применение НЛП как экстренной методики психологической помощи

Хотя НЛП не ограничивается психотерапией, но в НЛП разработан ряд мощных

психотерапевтических техник. Касаемо темы реферата, рассмотрим технику

избавления от фобий как пример экстренной психологической помощи.

События прошлого могут создавать затруднения при выборе реакции в

настоящем. Это событие может создать фобию: предмет или ситуация вызывает

внезапное паническое состояние, потому что он ассоциируется с прошлой

травмой. Фобия является сильной обусловленной реакцией, закрепившейся, как

правило, после единственного переживания. Люди никогда не забывают

проявлять фобические реакции. Фобии могут принимать самые разнообразные

формы: боязнь пауков или открытых пространств, страх перед полетами и т.д.

Какой бы ни была причина, реакцией является подавляющее беспокойство.

Техника излечения фобии начинается с того, чтобы вновь пережить

неприятные ощущения от прошлого события, вспомнив его в виде

ассоциированной картинки. Клиент должен “быть” там, глядя на все, что его

окружало, своими собственными глазами и переживая те ощущения вновь.

Диссоциация позволяет сглаживать неприятные ощущения, связанные с прошлыми

событиями. Приведу основные принципы вкратце:

1. Психотерапевт устанавливает, например, кинестетический якорь на

состояние безопасности. Он может попросить клиента подумать о прошлом

опыте, когда он чувствовал себя в безопасности, и далее закрепить эти

уверенность и спокойствие.

2. Клиента просят вообразить себя находящимся в кино или смотрящим

телевизор с неподвижным, застывшим изображением на экране. Когда это будет

сделано, он должен мысленно выплыть из своего тела, чтобы увидеть себя,

смотрящего на экран, со стороны.

3. Пусть клиент начинает возвращаться назад по своей временной линии к

тому неприятному событию или к самому первому случаю, положившему начало

фобии. Если ему нелегко найти первый случай, он должен остановиться на

самом раннем. Пусть клиент "просмотрит фильм" об этом неприятном событии,

начиная с того момента, когда он был еще в безопасности перед случившимся,

и заканчивая тем кадром, когда опасность уже миновала и он снова оказался в

безопасности. Если в какой-то момент клиент снова провалится в ощущение

страха, психотерапевт возвращает его в состояние “здесь и сейчас”,

используя “якорь”. Этот этап будет завершен, когда клиент просмотрит фильм

полностью, будучи в состоянии комфорта.

5. Наконец, клиент должен вообразить себя переходящим на экран, чтобы

передать более молодому самому себе ту поддержку и одобрение, в которых тот

нуждается.

Список использованной литературы:

1. В. Вебер. "Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга,

основанная на практическом опыте" / Под общей редакцией В. Кагана и

Е. Креславского. – СПб., 1998.

2. "Руководство по телефонному консультированию". М, 1994.

3. "Стресс жизни" (сборник) / (О. Грегор. “Как противостоять стрессу”.

Г. Селье. “Стресс без болезней”). СПб, 1994.

4. "Психотерапевтическая энциклопедия". СПб, 1998.

5. Дж. О'Коннор и Дж. Сеймор. “Введение в нейролингвистическое

программирование (Новейшая психология личного мастерства)”.

и др.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.