Медицинская психология
Билеты по медицинской психологии
1. Медицинская психология как наука. Ее содержание и основные разделы.
Медицинская (клиническая) психология – отрасль психологии, которая
сформировалась на стыке с медициной, она использует знания психологических
закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и
профилактике заболеваний. Кроме изучения психики больного человека, к
основным разделам предмета клинической психологии относится изучение
закономерностей общения и взаимодействия больных и медицинских работников,
а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях
профилактики илечения заболеваний. Мед.психологию можно разделить на: Общую
клиническую психологию, которая разрабатывает проблемы основных
закономерностей психологии больного человека, проблемы психологии врача и
психологии лечебного процесса, а кроме того учение о взаимоотношениях
психического и соматопсихического в человеке, рассматриваются вопросы
психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии; Частную
клиническую психологию, раскрывающую ведущие аспекты психологии больных при
определенных заболеваниях, а также особенностей врачебной этики;
Нейропсихологию – служащую для решения задач установления локализации
очаговых поражений мозга; Нейрофармакологию – исследующую влияние
лекарственных веществ на психическую деятельность человека; Психотерапию –
изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения
больного. Патопсихологию – также можно отнести к клинической психологии. И
наконец, специальная психология – изучающая людей с отклонениями от
нормального психического развития, которое связано с врождеными или
приобретенными дефектами формирования нервной системы (тифлопсихология –
слепых, сурдопсихология – глухих, олигофренопсихология – умственно
отсталых)
2. Место медицинской психологии в структуре психологии.
3. Раскройте структуру методов психодиагностики
Психодиагностика как отрасль психологии ориентирована на измерение
индивидуально-психологических особенностей личности. Она ориентирует
исследователя не на исследование, а на обследование, т.е. постановку
психологического диагноза, который может устанавливаться на трех уровнях:
симптоматический диагноз (ограничевается констатацией особенностей или
симптомов); этиологический (учитывает, помимо особенностей, причины их
возникновения); типологический диагноз (определение места и значения
выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека).
Основные методы: наблюдения – систематическое, целенаправленное
отслеживание проявлений психики (бывает: срез, лонгитюдальное, сплошное,
выборочное, включенное); эксперимент – активное вмешательство исследователя
в ситуацию.(естественный, лабораторный). Дополнительные методы: Тесты –
наборы задач и вопросов, позволяющие быстро оценить психическое явление и
степень его развития; моделирование – создание искусственной модели
изучаемого феномена; анализ продуктов деятельности – созданные вещи,
книги, письма, изобретения, рисунки (здесь же – контент-анализ); беседа
(анамнез – сведения о прошлом, интервью, психологические анкеты)
4. Принципы построения и проведения психологического обследования
Психологическое
5. Назовите показатели постановки психологического диагноза
Диагноз может устанавливаться на трех уровнях: симптоматический
(эмпирический) диагноз (ограничевается констатацией особенностей или
симптомов); этиологический (учитывает, помимо особенностей, причины их
возникновения); типологический диагноз (определение места и значения
выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека).
Важнейшим элементом является выяснение в каждом отдельном случае того,
почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их
причины и следствия. Вторая ступень – этиологический диагноз –учитывающий
наличие симптомов, а также их причины возникновения. .
6. Факторы, определяющие надежность диагноза.
7. Особенности эффективного взаимодействия больной – врач, клиент –
психолог.
Практически любая встреча и беседа врача с больным имеет важное значение
для установления и поддержания оптимального психологического контакта.
Особенно важно профессионально и грамотно провести первую встречу, т.к. она
имеет не только диагностическое значение, но и важна как
психотерапевтический фактор. Важно уметь выслушать больного и отметить, что
для него является самым важным. В постановке вопросов следует избегать
воздействий внушающего характера. В каждом конкретном случае наиболее
удобный способ избирается врачом в зависимости от состояния больного и
опыта врача. Врач должен в совершенстве владеть техниками активного
слушания (безоценочное слушание, оценочное слушание, бессловесное общение и
т.д.), техникой убеждения (метод выбора, сократовского диалога, авторитета,
вызова, дефицита, проекции ожидания), уметь вести спор и даже вступать в
конфликт. Учитывать характер заболевания и отсюда выбирать тип контакта.Не
забывать о существовании образа «идеального больного» и «идеального врача»
(сопереживающий и недерективный, сопереживающий и директивный,
эмоционально-нейтральный и директивный).
Основными формами взаимодействия после установления контакта являются либо
руководство, либо сотрудничество
8. Назовите базовые этические ценности клинического психолога
Деятельность клинического психолога относится к трудным прфессиям. Человек,
посвятивший себя этому, безусловно, должен и меть призвание к психологии.
Психолог прежде всего должен быть гуманен. Пациент прежде всего вправе
ожидать от психолога желания помочь и убежден, что другим психолог и быть
не может. Гуманизм, сознание долга, выдержка и самообладание,
совестливость, всегда считались главными характеристиками психолога.
Клинический психолог должен иметь данные необходимые как психологу, так и
врачу. Одним из главных этических принципов должен быть принцип соблюдения
врачебной тайны (конфиденциальность) Она, как правило, включает в себя три
вида сведений: о болезнях, об интимной и о семейной жизни больного. Врач-
писхолог не случайный обладатель этих сведений, они ему доверены как
человеку, от которого ждут помощи. Кроме того необходимой чертой личности
психолога является общая и профессиональная культура, включающая в себя и
организованность в работе и любовь к порядку, аккуратность, чистоплотность.
Все это сформировалось в учение – медицинская деонтология. .
9. Профессиограма практического психолога
Профессиография – описание профессии с точки зрения требований,
предъявляемыми ими к человеку. Охватывает различные стороны конкретной
профессиональной деятельности: социально-экономические, технические,
правовые, медико-гигиенические, психологические и др. Психограмма – краткая
сводка требований, предъявляемых к психике человека как перечень
необходимых профессиональных способностей.
10. Особенности оказания психологической помощи клиенту
Психологическая помощь – область практического применения психологии,
ориентированная на повышениие социально-психологической компетентности
людей. Она может адресовываться как отдельному субъекту, так и группе,
организации. В клинической психологии психологическая помощь включает
предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и
механизмах появления у него психических или психопатологических феноменов,
а также активное целенаправленное психологическое воздействие а индивида с
целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному
окружению. Основными способами являются психологическое консультирование,
психологическая коррекция и психотерапия. Все они могут применяться как в
отдельности, так и в сочетании. П. Консультирование – главная цель – научно
организованное информирование клиента о его психологических проблемах с
учетом его личностных ценностей и индивидуальных особенностей с целью
формирования активной личностной позиции и пр. П.Коррекция – понимается как
деятельность специалиста по исправлению тех особенностей личности,
психического развития клиента, которые не являются оптимальными для него.
Цель – выработка адекватной и эффективной для сохранения здоровья и
психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации в
обществе. Психотерапия – система комплексного лечебного вербального и
невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при
различных заболеваниях (психических, нервных, психоматических). Виды
психического воздействия: воздействие, манипулирование, управление,
формирование.
11. Что такое ятрогения? Какие пути предупреждения их возникновения?
Ятрогении – общее название, обозначающее психогенные расстройства у
больного вследствие неосторожных, ранящих больного слов врача (собственно
ятрогения) или его действий (ятропатия), медицинской сестры (соророгения),
других медицинских работников. Пагубные самовлияния, связанные с
предубеждением по отношению к врачу, страхи перед медицинским
обследованием, могут также привести к подобным расстройствам (эгогения).
Ухудшения в состоянии больного под влиянием нежелательных воздействий
других больных (сомнения в правильности диагноза и т.п.) обозначают
термином эгротогения. Предупреждение – повышение общей и профессиональной
культуры медицинских работников и пр…
12. Характеристика основных категорий врачебной этики
.Одним из главных этических принципов должен быть принцип соблюдения
врачебной тайны (конфиденциальность) Она, как правило, включает в себя три
вида сведений: о болезнях, об интимной и о семейной жизни больного. Врач-
писхолог не случайный обладатель этих сведений, они ему доверены как
человеку, от которого ждут помощи.
Особое место среди этических проблем медицины занимают вопросы применения в
медицине ее новейших достижений – трансплантация органов, генная инженерия,
клонирование и пр…
13. Как вы поступите, если вам необходимо сообщить больному его диагноз
14. Как вы понимаете врачебную тайну
(см Вопрос 12)
15. Тактика психолога в лечебном процессе
16. Типы психологического реагирования на изменения в состоянии здоровья.
Можно выделить три главных типа реакции больного на свое заболевание:
стеническая, астеническая и рациональная. При активнй жизненной позиции
больного к лечению и обследованию говорят о стенической реакции.
Наклонность к пессимизму, мнительности, но более легким приспособлением к
заболеванию – астеническая реакция. Рациональная – реальная оценка ситуации
и рациональный уход от фрустрации.
Выделяют также типы личностной реакции на заболевание: содружественная
реакция (характерна для лиц с развитым интеллектом. Они становятся
«ассистентами» врача); спокойная реакция (характерна для лиц с устойчивыми
эмоциональн-волевыми процессами. Точно выполняют все указанное врачом, но
часто даже не осознают свою болезнь); неосознаваемая реакция (Реакция имеет
патологическую основу, выполняет роль психологической защиты); следовая
реакция (несмотря на благополучное выздоровление, болные находятся во
власти болезненных сомнений, в ожидании рецидива заболевания.); негативная
больные находятся во власти предубеждений. Подозрительны, недоверчевы,
вступают в конфликт с врачом); паническая (больные находятся во власти
страха, легко внушаемы, лечатся одновременно в разных лечебных заведениях,
плю у знахарей…); разрушительная (больные ведут себя неадекватно,
неосторожно, игнорируя все указания лечащего врача. Отказываются принимать
лекарства и пр..)
Типы отношения к болезни (по Личко А.Е.): 1. Гармонический – правильная,
трезвая оценка состояния; 2. Эргопатический – “уход от болезни в работу”;
3. Анизогнозический – активное отбрасываение мысли о болезни, “обойдтся”;
4. Тревожный – беспрерывное беспокойство и мнительность, вера в приметы и
ритуалы; 5. Ипохондрический – крайняя сосредоточенность на субъективных
ощущениях и преувеличение их значения, боязнь побочного действия лекарств…;
6. Неврастенический – поведение по типу “раздражительной слабости”.
Страницы: 1, 2
|