Личность в системе общественных отношений - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Психология вступает сейчас в тот этап своего развития, когда все более отчетливее становится потребность перехода от аналитического изучения отдельных психических функций, процессов и состояний к синтезу накапливаемых данных, к раскрытию интегральных качеств человека, к пониманию его как целостности. При этом в изучении человека как целого намечаются различные пути. В одних случаях предпринимаются попытки психические свойства и процессы, которые прежде изучались изолированно, рассмотреть в их взаимосвязях, т. е. представить их как некоторую единую систему. В роли целого здесь выступает индивид; его психологические качества рассматриваются в единстве с биологическими и социальными. В других акцент делается на сравнительном изучении психологических характеристик разных типов людей, выявлении различий между ними и определении специфических психологических особенностей каждого. Главной здесь по преимуществу является проблема психологии индивидуальности. Наконец, в третьих, подход к выявлению интегральных качеств человека нацелен на изучение личности. Таким образом, когда речь идет о человеке как целостности, имеются в виду разные ее аспекты: в одних случаях- индивид, в других- индивидуальность ( и тип), в третьих- личность. Конечно, все эти аспекты взаимосвязанны , но не тождественны. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех интегральных психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Данная работа посвящена проблеме личности и тех оснований, которые определяют ее свойства ( в том числе психологические). Конечно, понятие “личность” относится к определенным свойствам, принадлежащим индивиду ( нелепо было бы относить это понятие, например, к группе людей). При этом имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т. е. индивидуальность. Однако понятие “индивид”, “индивидуальность” и “личность” не тождественны по содержанию, хотя и близки по объему. Каждое из них раскрывает специфическую сторону ( или ряд сторон) индивидуального бытия человека.
Когда речь идет о психологическом облике
( или складе) личности, то обычно в его описание включается в той или иной связи сенсорно-перцептивные, мнемические, интеллектуальные, эмоциональные, волевые и т. п. характеристики индивида в их своеобразии; т. е. , раскрывая психологический облик личности, мы так или иначе используем данные о психических функциях, процессах и состояниях, полученные при изучении конкретного индивида. Однако попытки разработать психологическую теорию личности на базе только этих данных оказываются малорезультативными. “Сложить” из них ( как бы детально они ни были описаны) целостную личность не удается . Для разработки такой теории необходим переход к другому плану рассмотрения индивида : выявлению таких его свойств (качеств), которые обеспечивают интеграцию все остальных, т. е. выступают в роли системообразующих. В отечественной психологии сформировался целый ряд школ и направлений, в которых- на базе единой марксистской методологии- психологические свойства индивида как личности ( личностные свойства) исследуются в разных аспектах. В одних направлениях личность рассматривается в связи с анализом ее деятельности; в других центральное место занимает изучение отношений ( точнее было бы сказать- субъективно-личностных отношений); в третьих- установок; наметилось также направление исследующее личность в связи с анализом общения и т. д. Несмотря на различие планов анализа в изучении личности, все перечисленные подходы выделяют в качестве главной характеристики личности ее направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: “динамическая тенденция”( С. Л. Рубинштейн), “смыслообразующий мотив” (А. Н. Леонтьев), “доминирующее отношение” (В. Н. Мясищев), “основная жизненная направленность”(Б. Г. Ананьев), “динамическая организация “сущностных сил” человека ” (А. С. Прангишвили) и т. д. Но как бы эта характеристика личности не раскрывалась, во всех концепциях ей придается ведущее значение. Она так или иначе выявляется в изучении всей системы психологических свойств (качеств) и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций, убеждений, способностей, одаренности, волевых, эмоциональных, интеллектуальных свойств характера и т. д. Действительно, направленность личности выступает как системообразующее качество, определяющее ее психологический склад. Но что является основанием этого качества? Какие объективные детерминанты определяют его формирование и развитие? В силу каких причин у того или иного индивида складывается определенная направленность и в силу каких причин ( и при каких обстоятельствах) она изменяется ? Как известно, многочисленные попытки ответить на эти вопросы на основе изучения индивида , рассматриваемого реr se, вывести психологические свойства личности человека из его натуры не увенчаются успехом. Как бы детально не изучались человеческий организм, функции человеческого мозга, динамика психических процессов и состояний, их индивидуальное своеобразие и т. д. , понять основания и детерминанты психологических свойств личности на базе только этого не удается. Направленность как и все другие свойства личности не могут быть раскрыты как функциональные, ни тем более как материально-структурные свойства-качества. Они принадлежат к той категории свойств-качеств, которые определяются как системные. По К. Марксу, личность есть социальное качество индивида и поэтому оно может быть понято лишь при рассмотрении жизни индивида в обществе. Только анализ отношения “индивид-общество” позволит раскрыть основания свойств человека как личности. Подход к изучению этого отношения, распространенный в западной психологии, можно оценить как натуралистический. Основания личности, а также и социально-психологических явлений западные психологи пытаются искать в некоторых собственных свойствах индивида, присущих ему естественным образом. Так, в пятитомном “Руководстве по социальной психологии”, изданного в США под редакцией G. Lindzey and E. Aronson, утверждается, что основная задача социальной психологии состоит в том, чтобы “понять и объяснить, как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида.... как совокупность социальных стимулов, окружающих любого данного члена общества, воздействует на него”. Но что значит “социальные стимулы, окружающие индивида”? Что значат “влияние” и “воздействие”? Каждый их этих терминов имеет в американской психологии определенное исторически сложившееся значение , определенное понимание связи “индивид-общество”, определенный подход к ее анализу, а соответственно и психологических аспектов проблемы личности. Общая схема этого подхода (сложившегося под значительным влиянием бихевиористской парадигмы) примерно такова: любой данный индивид развивается в некоторой среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как “аспекты среды”. Связи “индивид-общество”, по существу, ничем не отличается от связи “организм-среда”. Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптация, уравновешивания и т. д. Наиболее широко в американской психологии распространено представление о личности как устойчивых формах поведения и способах мышления, которые определяют приспособление индивида к среде. Правда, утверждается, что взаимодействие социальной среды более сложны (чем физической), так же как и более сложны ответы индивида. Однако уровень сложности не меняет сути дела. При таком подходе специфика социальной жизни индивида смазывается, социальные детерминанты сводятся к стимулам, вызывающим те или иные реакции индивида, проблема его общественной активности снимается. Более того, этот подход утверждает вечное противопоставление ( а в своих крайних выражениях - антогонизм) индивида и общества. Аналогичным образом рассматривается также классический объект социальной психологии- так называемая малая группа. Таким образом, в исследованиях и социального поведения индивида, и малой группы просматривается схема “организм-среда”. По существу мало что изменяется, если слово “организм” замещается словом “личность” или “группа”, а к слову “среда” прибавляется определение “социальная”. При этом нужно отметить, что “социальная среда” часто отождествляется с “культурой”. Хотя во многих западных социально-психологических исследованиях описаны интересные тонкие наблюдения и разработан ряд достаточно строгих методов, теоретические концепции, базирующиеся на схеме “организм-среда”, не раскрывают действительных объективных оснований изучаемых феноменов. Натуралистический, по существу позитивистский, подход к личности и группе находит свое выражение в концепциях общества как стохастического результата поведений ( или интеракций) индивидов; оно рассматривается как некоторая комбинация индивидов и малых групп, возникающая в результате прихотливого сочетания психологических “факторов” и “единиц”; т. е. по существу, отрицаются объективные законы развития общества. Социальное выводится здесь из психологического: особенности общества выводятся из особенностей малых групп, а особенности групп- из особенностей индивидов. Направление анализа, опирающегося на натуралистический подход: от индивида- к малой группе, а от нее- к обществу. Все то, что естественным образом присуще индивиду, определяет свойства малой группы, а последняя- свойства общества в целом. Между тем последовательно научный, материалистический анализ требует движения в прямо противоположном направлении: от объективных законов развития общества- к раскрытию социально- психологических характеристик групп, социального поведения индивидов и свойств личности. Изучение личности ( в том числе и психологическое) требует понимание того, что такое общество. То, на какое понимание общества опирается психология, и определяет ее подход к анализу личности. Если она рассматривает общество как простую сумму индивидов, как стохастический результат их интеракций, то ей ничего другого не остается , кроме того, чтобы искать основания свойств личности и социально-психологических явлений в вечной и неизменной натуре человека. Если же она исходит из последовательно материалистического понимания общества, опирается на знание объективных законов его исторического развития, то тем самым она становится на принципиально иной путь анализа и объяснения процессов формирования и развития личности ( и группы). Анализируя анатомию общества, Маркс дал краткую, но весьма емкую и содержательную его характеристику: “ Что такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей. Свободны ли люди в выборе той или иной общественной формы ? Отнюдь нет. Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей и вы получите определенную форму обмена и потребления. Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи , сословий или классов, - словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества.... Люди, производящие общественные отношения соответственно своему материальному производству, создают также и идеи и категории, т. е. отвлеченное идеальное выражение этих самых общественных отношений”. На основе марксистского понимания общества понятия “социальная среда”, “социальные стимулы”, ”социальные влияния” и т. п. раскрываются, определяются и предстают как сложнейшая система общественных отношений: экономических, гражданских, политических, правовых, этических и т. д. Вся эта сложнейшая система общественных отношений как базисных , так и надстроечных, развивающаяся по объективным законам, детерминирует формирование тех или иных групп и социальное поведение индивидов- членов общества. В своем стремлении получить как можно более точные и контролируемые данные психологи нередко стараются исследовать социально-психологические характеристики малой группы в искусственных условиях лабораторного (или построенного по типу лабораторного) эксперимента. Конечно, в такой искусственно созданной группе можно наблюдать некоторые социально-психологические феномены. Но при этом нельзя забывать, что каждый ее участник является членом реальных групп, в которые он включен не искусственным, а необходимым, обусловленным его жизнью, образом. Сложившиеся в его действительной жизни психологические свойства так или иначе проявляются и в его поведении в той группе, которая создается искусственно с целью исследования. Представляется, что социальная психология только тогда может рассчитывать на серьезные- и теоретические и практически значимые- результаты, когда она разрабатывает строгие методы изучения реальных формирующихся в обществе групп ( и малых и больших). Эта задача, конечно, чрезвычайно трудная. Ее решение потребует немалых усилий и изобретательности. Но именно на этом пути лежит магистральная линия развития социальной психологии. Обращаясь к анализу реальных групп, социальная психология неизбежно должна опираться на четкое понимание той системы общественных отношений, которые сложились в данном обществе на данной ступени его исторического развития. В условиях частной собственности формируются малые группы одного типа, в условиях общественной собственности- другие. Различные реальные группы, возникающие в обществе, могут формироваться на основе различных общественных отношений: не только экономических, но также политических, этических, эстетических и др.
Страницы: 1, 2, 3
|