реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Личностные качества родителей и их влияние на стиль отношения к ребенку - (диплом)

реферат
p>Ребенку предоставлена бесконтрольная свобода действий. Родители совершенно безразличны к потребностям и запросам ребенка и удовлетворяют только те, которые можно удовлетворить за счет других людей. Обучая выполнению правил, требований родители действуют ситуативно, не знают меры ни в поощрении, ни в наказании. Непоследовательны в проявлении своих чувств к ребенку. В выборе форм поведения ребенок свободен, но на людях должен формально соблюдать правила приличия. Мыслительная деятельность ребенка связана в основном с поиском и ожиданием возможного получения удовольствия.

    Конформный тип

Нечестен, хвастлив, хитер, изворотлив, отсутствует чуткость к людям, извлечение из всего личной выгоды, скуп, жаден, требователен только к другим, ябедничество, склонность к сплетням, клевете, равнодушие, внешняя вежливость, властолюбие, безразличие к безнравственным поступкам других, подхалимство, недобросовестность.

    Состязательный стиль

Родители ищут в действиях ребенка необычное, выдающееся, отличительное от других детей. В случае успеха ребенок может быть вознагражден как восторженными эпитетами, так и материально. Учат не сдавать завоеванных позиций. Родителей мало волнуют человеческие качества ребенка, главное, как должен он выглядеть в обществе. Моральные нормы лишь для того, чтобы комфортно чувствовать себя среди людей и по возможности выгодно выделиться. Следят за интеллектуальным развитием детей, приучая к демонстрации своих интеллектуальных возможностей, к поиску момента их проявления, а не к глубоким размышлениям.

    Доминирующий тип

Самоуверенный, высокомерный, эгоистичный, преувеличивает свои возможности, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на собственной защите и все это при высоком проявлении двигательной активности.

    Рассудительный стиль

Предоставляют ребенку полную свободу действий, чтобы ребенок путем самостоятельных проб и ошибок приобрел личный опыт. Терпеливо рассказывают и отвечают на все возникающие у ребенка вопросы. Они считают, что можно обходиться без внешних стимулов активизации детей. Взаимоотношения ровные и спокойные во всем. Четко следят за тем, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось. Каждый поступок ребенка родители обсуждают вместе с ним. Отсутствие наказания порождает у детей не страх, а желание не причинять вреда другим. Родители много беседуют и отвечают на вопросы ребенка, поддерживают стойкий интерес и любознательность, преподносят интересные факты для осмысления их ребенком.

    Сензитивный тип

Чувствительный, добросовестный, общительный. Свойственен самоконтроль, уверенность в себе. Имеет средние значение по качествам: сообразительность, склонность к риску, тревожность и низкие по качествам: возбуждение, доминирование, социальная смелость, напряженность.

    Предупредительный стиль

Родители считают, что ребенок не должен действовать самостоятельно. Ребенок полностью лишен активной деятельности и является пассивным, постоянно развлекаемым родителями. Такое ограничение связано со страхом родителей за ребенка. Никогда в дошкольном возрасте не наказывают, наоборот испытывают чувство вины перед ребенком, если он капризничает. Безмерная любовь родителей к ребенку толкает их на самый изощренный путь бесконечного проявления любви и ласки. Господствуют вседозволенность и потакание, ребенку прощается все шалости.

    Инфантильный тип

Несамостоятельный, неспособный к принятию решений, действует лишь по чьему-либо указанию, равнодушны и холодны, безразличны и безучастны к трудностям и проблемам семьи, коллектива, беспомощны, осторожны, сдержаны в действиях и словах, исполнительны при условии контроля, пассивны, безответственны, не уверены в своих силах, неорганизованны, недисциплинированны, безынициативны.

    Контролирующий стиль

Родители представляют ограниченную свободу действий, строго контролируя выход действий ребенка за рамки родительских представлений. Часто наказывают за неправильное поведение, начиная с командно–приказного тона, переходят к крику, постановке в угол, наказанием ремнем, запретом на удовлетворение потребностей ребенка, считая, что за один и тот же проступок мера наказания должна постоянно возрастать. Ласкают ребенка очень редко, в основном предъявляют к нему высокие требования. “Ребенок – мишень”, на которого сыпятся все шишки. Тревожный тип

Вспыльчив, подозрителен и осторожен во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливый, добросовестный, с заниженной самооценкой, стремиться оказать помощь товарищу. Защищает товарищей и своих близких. Сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы.

    Гармоничный стиль

Не будем рассматривать его подробно, так как он является синтезом предыдущих стилей воспитания, вбирая в себя то лучшее, что описано в предыдущих стилях воспитания.

Глава3. Экспериментальное исследование изучения характерологических черт личности родителя и их влияние на стиль отношения к ребенку 3. 1. Обоснование замысла исследования. Цель, задачи, гипотеза. Анализ литературы выявил, что проблеме изучения родительско-детских отношений уделялось много внимания, в том числе проводились исследовательские работы по проблеме влияния личности родителя на стиль отношения к ребенку. Так А. И. Захаровым и его коллегами (А. И. Захаров, 1998)исследовались семьи детей, больных неврозами, и полученные результаты сравнивались с результатами обследования контрольных семей, здоровых в нервно-психическом отношении. Проведенные сравнения позволяют считать, полученные данные характерными для семей, в которых дети больны неврозами. В этих семьях по личностным особенностям родителей, особенностям воспитания и преморбидным чертам характера детей можно с известной долей вероятности предсказать риск невротического заболевания у детей.

В данном исследовании нам хотелось бы показать, что любой родитель использует тот или иной стиль отношения к ребенку, неосознанно направляемый личностными чертами, свойственными его характеру. Разница состоит лишь в том, что совокупность черт характера одного родителя приводит к правильному взаимодействию с ребенком и оказывает на ребенка положительное воздействие, а у другого родителя доминируют такие черты, которые ведут к неприемлемому, с точки зрения психологии и педагогики, стилю воспитания и отрицательно сказываются на формировании личности ребенка.

    Цель исследования:

Изучить влияние личностных особенностей родителей на стиль отношения к ребенку.

    Задачи исследования:

Обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения характерологический черт личности родителей, стилей взаимодействия и отношения с ребенком.

    Организовать и провести психологический эксперимент.

Провести качественный анализ полученных на выборке испытуемых-родителей эмпирических данных относительно личностных свойств и стилей взаимодействия. Сформулировать основные выводы и практическую значимость проведенного исследования.

Гипотеза. :Мы предполагаем, что совокупность определенных характерологических черт в личности родителя влияет на его стиль отношения к ребенку.

    3. 2. Организация и ход исследования

Исследование было проведено в детском саду №21г. Дмитрова. Испытуемые –родители детей старшей и подготовительной групп (всего 25 родителей). Из них 22-е матери и 3 отца. Средний возраст родителей от 25 лет до 35 лет. Им было предложено три опросника – 16 PF Р. Кеттелла (№ 105), “Взаимодействие родитель – ребенок” (ВРР), тест –опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варги, В. В. Столина. (см. : И. М. Марковская, 2000; Практическая психодиагностика, 1998).

Родителям были розданы бланки опросников, которые они заполняли, отвечая на вопросы тестов. Экспериментатор следил за временем выполнения и давал пояснения, если было необходимо.

    Методы исследования:

Практическое исследование взаимодействия родителя и ребенка не может обойтись без конкретных методов психологической диагностики. При этом в зону диагностики могут попадать как личностные характеристики детей и родителей, так и характеристики родительско-детских отношений и взаимодействия. Последние тесно связаны друг с другом: отношения включаются в реальное взаимодействие и в качестве условий, и в качестве результата. Поэтому представляется обоснованным, что исследователи часто делают выводы об определенном взаимодействии, изучая отношения участников сторон взаимодействия, и, наоборот, по характеру взаимодействия судят об отношениях сторон.

Следует отметить, что методики диагностики родительско-детского взаимодействия и родительско-детских отношений тесно связаны с задачами психокоррекционной работы, поэтому желательно, чтобы они были не только констатирующими, то есть раскрывали бы картину существующих отношений, на и эвристическими–дающими и расширяющими возможность понимания субъективного мира не только для психолога, но и для обследуемого человека. Таким методикам обычно не ставятся очень жесткие требования относительно их диагностической и прогностической валидности.

    МЕТОДИКА
    МНОГОФАКТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    ЛИЧНОСТИ Р. КЕТТЕЛЛА (№ 105)
    (16PF — опросник)

В настоящее время различные формы 16PF опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагносцирует черты личности, которые Р. Б. Кеттелл называет конституционными факторами. Изучение динамических факторов — мотивов, потребностей, интересов, ценностей — требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, так как реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и характеристик ситуации. Инструкции и текст опросника – смотри приложение.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ А. Я. ВАРГА, В. В. СТОЛИН Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Инструкции и текст опросника – смотри приложение.

    Опросник “Взаимодействие родитель—ребенок”.
    Инструкции и текст опросника – смотри приложение.
    3. 3. Результаты исследования и их обсуждение

Результаты, полученные в ходе эксперимента, занесены в таблицы (смотри приложение).

    Обсуждение результатов:

Характеристика личностных профилей, полученных по методике 16 PF Р. Кеттелла. Стили родительского отношения.

    Берегой Т. А. B –3; F –3; Q1 – 2; O –9

Характерна ригидность мышления, тревожность, депрессивность, ранимость, пессимизм в восприятии действительности, склонность все усложнять, ожидание неудач, консерватизм.

Отвержение, строгость мер наказания. Низкий уровень сотрудничества и признания прав ребенка, стремление ифантилизации ребенка.

    Козлова М. В. F – 3 O – 10 Q1 - 2

Свойственна сообразительность, консерватизм, склонность к нравоучениям, не интересуется интеллектуальными соображениями, свойственна тревожность, депрессивность, пессимистичность в восприятии действительности, склонность все усложнять.

Недостаточное принятие, имеют место суровые меры наказания, высокий уровень контроля, недостаточное сотрудничество, инфантилизация ребенка, последовательность требований.

Волошина Ю. М. A–10; C–10; G–10; H–9; I–9; M–9; N – 10 O – 10 Q1–3 Имеет высокий творческий потенциал, развитое воображение, консервативна, имеет склонность к нравоучениям, устоявшиеся взгляды, эмоционально зрелая, выдержанная, моралистка, уравновешенна, настойчива в достижении цели, способна к эмпатии, терпима к себе и другим людям, имеет место подавленность, депрессивность, доброжелательна и общительна, в то же время хитра и расчетлива.

Принимает своего ребенка, имеет место высокий уровень контроля, авторитаризм, последовательность в требованиях, стремление к инфантилизации ребенка.

    Васиндина Ю. М. A-10; F-0; I-9

Общительна и доброжелательна, осторожна, склонна все усложнять, пессимистична в восприятии действительности, способна к эмпатии.

Принимает своего ребенка, высокий уровень контроля, частое применение строгих мер наказания, последовательность требований, низкий уровень сотрудничества.

    Буянова Л. Г. A-10; G-10; I-11; Q1-10

Общительна и доброжелательна, осознанное соблюдение норм и правил поведения, уравновешенна, упорна, эмоционально дисциплинированна, способна к эмпатии, имеет место притворство, ищет помощи и симпатии, критически настроена, характеризуется аналитичностью мышления.

Отвержение, имеет место суровые меры наказания, принуждение ребенка, непоследовательна в требованиях, недостаточность сотрудничества, стремление к инфантилизации ребенка.

    Марченко М. В. B-2; L-2; Q2-9

Характерна ригидность мышления, эмоциональная дезорганизация мышления, откровенность, доверие, уживчивость; ладит с людьми; с другой стороны независима, сама принимает решения, но не навязывает свое мнение другим людям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.