реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Личность как продукт общественно-исторического развития

реферат

достоинствами или недостатками - и самопринятие - непосредственное

эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-

то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными характеристиками

самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также

автономности, независимости от внешних оценок.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые

прослеживаются на всем историческом пути развития человечества:

«Деятели» - для таких главное - активное действие, изменение мира и

других людей, включая и самого себя, «мыслители»- это люди, которые по

словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и

требовать, а смотреть и размышлять, люди чувств и эмоций - которые остро

чувствуют, как «трещина мира» (Р. Гейне) проходит через их сердца,

гуманисты и подвижники - отличаются обостренным чувством ощущения душевного

состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая душевное

и телесное страдании.

В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы

личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить

европейский канон личности, отражающий идеал цивилизации Запада с японским,

как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В

европейской модели личность понимается как определенная целостность, а для

японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как

совокупности нескольких «кругов обязанностей» - по отношению к императору,

родителям, друзьям, самому себе и т.д.

Наконец, существующие мировые религии выработали свой нормативный идеал

личности, который отражает сущность и догматический стержень каждой

религии. Так, христианский идеал личности в основе своей имеет любовь к

Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано, в исламской модели

личности строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха, для личности

воспитанной в духе буддийской традиции, главным является осознание четырех

«благородных» истине и готовность следовать «восьмеричному» пути достижения

просветления. Т.о. в рамках трех мировых религий можно выделить и разные

типы личности и пути ее совершенствования

Разумеется, этим не исчерпывается диапазон данного понятия и, очевидно,

что большинство людей сочетают в себе признаки разных типов личностей, а

иногда происходит и смена ведущих установок. Здесь важно понять одно –

выбор личностного пути и поле его деятельности – результат свободного

волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне феномена свободы,

а по слова Гегеля, истинная природа человека «есть свобода, свободная

духовность».

Свобода личности и ответственность

Свобода - одна из основных философских категорий , характеризующих

сущность человека и его существование, состоящие из возможности личности

мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а

не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Философия свободы

человека была предметом размышлений Канта и Гейгеля, Шопенгауэра и Нитце,

Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с

необходимостью, с произволом и анархией, с равенством и справедливостью.

Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - от полного

отрицания самой возможности свободного выбора (бихевиоризм), до "бегства от

свободы" (Э. Фромм), в условиях совершенно цивилизованного общества. В

русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием

"воля" или "вольницы". Понятие свободы родилось в христианстве, как

выражение идеи равенства людей перед Богом и возможностью для человека

свободного выбора на пути к Богу.

Свобода воли - понятие означающее возможность беспрепятственного

внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и

задач личности.

В истории философской мысли воля трактовалась двояко: во первых, как

следствие природной и сверх природной детерминации (Бог, Абсолют); во

вторых - как самополагающая сила, определяющая весь жизненный процесс

человека. Волевые качества человека определяются отчасти генетически,

отчасти воспитываются окружающей средой, входя в структуру характера

личности.

Чтобы понять сущность феномена свободы личности нужно разобраться в

противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости,

без которой немыслима реализация свободы.

Воля считается слепым неразумным первоначалом особенно если

реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости. Это

проблема - как соотнести свободу и равенство, не приводя к подавлению и

уравниловке стоит перед каждым обществом и государством. Решая ее

приходится ориентироваться на ту или иную систему культурных норм и

ценностей.

Говоря о становлении представлений о ценности человека, нужно

подчеркнуть, что это понятие универсальное и не сводимо к "полезности"

человека для общества. Попытки делить людей на "нужных" и "ненужных"

порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол,

ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности

в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный

человек.

История многократно доказывает, что истинный масштаб и направленность

деяний и помыслов многих личностей становиться очевиден спустя много лет, а

то и столетий. Ценность многих исторических деятелей и их трудов как бы

непрерывно возрастает и, в тоже время, немало примеров, когда время

развенчивает дутые авторитеты мира, диктующим свои законы человеку.

Действовать в духе вамонтаризма – значит не сочетаться с объективными

условиями бытия, с законами природы, выдавая свой произвол за высшую

мудрость.

Фатализм напротив предопределяет изначально весь ход жизни человека и

его поступки, объясняя это то ли судьбой, то ли волей Бога, то ли

детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко

связанно с предыдущими. Здесь по сути дела не остается места для свободного

выбора, ибо нет альтернатив.

Таким образом, можно прийти к выводу, что свобода есть нечто большее,

чем учет объективной необходимости и устранения внешних ограничений.

Гораздо более существенна внешняя свобода, «свобода для», свобода в выборе

истины, добра и красоты.

Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни

человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в

тоже время тяжким бременем, не зря в западной философии формировалось

явление «бегство от свободы».

Потому ценность человека в принципе несоизмерима только с плодами его

деятельности. Оставляя после себя вещи, детей и идеи, человек не может быть

сведен к сумме этого наследства.

Важным феноменом мира культуры являются вещи. Мир вещей обнимает

собой все – от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и

ускорителей. Это мир материальной культуры, созданный людьми для

удовлетворения своих потребностей, вещний мир стал «второй природой»

человека и не случайно ценностное отношение к нему является достаточно

точным критерием личности самого человека. Все религии строго осуждают

стремление к накоплению материальных ценностей. Вещи сами по себе в

ценностном отношении нейтральны, как и сам феномен свободы, хотя

человечество в течении тысячелетий мечтало переплавить «мечи на орала».

Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте.

В полной мере это относится и к системе духовных ценностей и их роли в

становлении личности.

Духовные ценности – это своеобразный духовный капитал человечества,

накопленный за тысячелетия. Природа духовных ценностей исследуется в

аксиологии, которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей

человеческой жизни. Речь идет прежде всего о моральных и эстетических

ценностях. Они по праву считаются внешними, ибо во многом определяют

поведение человека в других системах ценностей. В истории человечества

можно отметить несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные

системы ценностей, формирующих соответствующий тип личности. Наиболее

древняя - гедонизм - утверждает что наслаждение высшее благо жизни и

критерий поведения человека.

В этике аскетизма идеалом жизни провозглашалось добровольное отречение

от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений.

В концепции утилитаризма величайшей ценностью и основой нравственности

считается польза. С точки зрения Д. Милля "удовольствие является

единственным добром".

Принцип соборности, означающий сочетание единства и свободы многих

лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям. Тоже самое

можно отнести и к этическим ценностям. Известное выражение Ф.М.

Достоевского «красота спасет мир» нужно понимать не изолированно, а в общем

контексте развития идеалов человечества.

Понятие личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют представление о

человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти «измерения» человека

позволяют правильно понять и устройство общества, как феномена,

порожденного в процессе человеческой деятельности.

Если говорить о специфике понимания свободы и ответственности

человека на рубеже 20-21 веков, то следует подчеркнуть, что мир вступает в

полосу цивилизованного перелома, когда многие традиционные способы бытия

человека будут нуждаться в коррекции.

Брать на себя груз личных и общечеловеческих проблем – единственный

путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он предполагает

развитие высочайшей степени ответственности, которая простирается от узкого

круга ближайшего окружения личности до планетарно-космических задач и

проблем.

Заключение

Проблема личности- проблема необъятная, значимая и сложная,

охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу

сложнейших в человекосознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно

обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого

понятия обусловлена многоаспективностью проявлений личности, многообразием

её становления и развития.

Но как мы увидели, что конституирующий характеристикой личности

человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как

проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли.

Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике;

литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют

личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся

научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. «То чего не

достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же

личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а

как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится «Я», его «

Я» есть господин.»

Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного осмысления

феномена личности в культуре.

Литература:

1. Арьев Ф. Человек перед лицом смерти.-М.,1992

2. Ильенков Э.В. Что такое личность?-М.,1991

3. Ильенков Э.В Философия и культура- М.,1991

4. Ортега и Гассет Что такое философия?-М.,1991

5. Философия-РНД..1997

6. Д. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности- Теории личности-М.1997

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.