достоинствами или недостатками - и самопринятие - непосредственное
эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-
то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными характеристиками
самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также
автономности, независимости от внешних оценок.
Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые
прослеживаются на всем историческом пути развития человечества:
«Деятели» - для таких главное - активное действие, изменение мира и
других людей, включая и самого себя, «мыслители»- это люди, которые по
словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и
требовать, а смотреть и размышлять, люди чувств и эмоций - которые остро
чувствуют, как «трещина мира» (Р. Гейне) проходит через их сердца,
гуманисты и подвижники - отличаются обостренным чувством ощущения душевного
состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая душевное
и телесное страдании.
В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы
личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить
европейский канон личности, отражающий идеал цивилизации Запада с японским,
как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В
европейской модели личность понимается как определенная целостность, а для
японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как
совокупности нескольких «кругов обязанностей» - по отношению к императору,
родителям, друзьям, самому себе и т.д.
Наконец, существующие мировые религии выработали свой нормативный идеал
личности, который отражает сущность и догматический стержень каждой
религии. Так, христианский идеал личности в основе своей имеет любовь к
Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано, в исламской модели
личности строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха, для личности
воспитанной в духе буддийской традиции, главным является осознание четырех
«благородных» истине и готовность следовать «восьмеричному» пути достижения
просветления. Т.о. в рамках трех мировых религий можно выделить и разные
типы личности и пути ее совершенствования
Разумеется, этим не исчерпывается диапазон данного понятия и, очевидно,
что большинство людей сочетают в себе признаки разных типов личностей, а
иногда происходит и смена ведущих установок. Здесь важно понять одно –
выбор личностного пути и поле его деятельности – результат свободного
волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне феномена свободы,
а по слова Гегеля, истинная природа человека «есть свобода, свободная
духовность».
Свобода личности и ответственность
Свобода - одна из основных философских категорий , характеризующих
сущность человека и его существование, состоящие из возможности личности
мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а
не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Философия свободы
человека была предметом размышлений Канта и Гейгеля, Шопенгауэра и Нитце,
Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с
необходимостью, с произволом и анархией, с равенством и справедливостью.
Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - от полного
отрицания самой возможности свободного выбора (бихевиоризм), до "бегства от
свободы" (Э. Фромм), в условиях совершенно цивилизованного общества. В
русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием
"воля" или "вольницы". Понятие свободы родилось в христианстве, как
выражение идеи равенства людей перед Богом и возможностью для человека
свободного выбора на пути к Богу.
Свобода воли - понятие означающее возможность беспрепятственного
внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и
задач личности.
В истории философской мысли воля трактовалась двояко: во первых, как
следствие природной и сверх природной детерминации (Бог, Абсолют); во
вторых - как самополагающая сила, определяющая весь жизненный процесс
человека. Волевые качества человека определяются отчасти генетически,
отчасти воспитываются окружающей средой, входя в структуру характера
личности.
Чтобы понять сущность феномена свободы личности нужно разобраться в
противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости,
без которой немыслима реализация свободы.
Воля считается слепым неразумным первоначалом особенно если
реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости. Это
проблема - как соотнести свободу и равенство, не приводя к подавлению и
уравниловке стоит перед каждым обществом и государством. Решая ее
приходится ориентироваться на ту или иную систему культурных норм и
ценностей.
Говоря о становлении представлений о ценности человека, нужно
подчеркнуть, что это понятие универсальное и не сводимо к "полезности"
человека для общества. Попытки делить людей на "нужных" и "ненужных"
порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол,
ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности
в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный
человек.
История многократно доказывает, что истинный масштаб и направленность
деяний и помыслов многих личностей становиться очевиден спустя много лет, а
то и столетий. Ценность многих исторических деятелей и их трудов как бы
непрерывно возрастает и, в тоже время, немало примеров, когда время
развенчивает дутые авторитеты мира, диктующим свои законы человеку.
Действовать в духе вамонтаризма – значит не сочетаться с объективными
условиями бытия, с законами природы, выдавая свой произвол за высшую
мудрость.
Фатализм напротив предопределяет изначально весь ход жизни человека и
его поступки, объясняя это то ли судьбой, то ли волей Бога, то ли
детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко
связанно с предыдущими. Здесь по сути дела не остается места для свободного
выбора, ибо нет альтернатив.
Таким образом, можно прийти к выводу, что свобода есть нечто большее,
чем учет объективной необходимости и устранения внешних ограничений.
Гораздо более существенна внешняя свобода, «свобода для», свобода в выборе
истины, добра и красоты.
Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни
человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в
тоже время тяжким бременем, не зря в западной философии формировалось
явление «бегство от свободы».
Потому ценность человека в принципе несоизмерима только с плодами его
деятельности. Оставляя после себя вещи, детей и идеи, человек не может быть
сведен к сумме этого наследства.
Важным феноменом мира культуры являются вещи. Мир вещей обнимает
собой все – от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и
ускорителей. Это мир материальной культуры, созданный людьми для
удовлетворения своих потребностей, вещний мир стал «второй природой»
человека и не случайно ценностное отношение к нему является достаточно
точным критерием личности самого человека. Все религии строго осуждают
стремление к накоплению материальных ценностей. Вещи сами по себе в
ценностном отношении нейтральны, как и сам феномен свободы, хотя
человечество в течении тысячелетий мечтало переплавить «мечи на орала».
Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте.
В полной мере это относится и к системе духовных ценностей и их роли в
становлении личности.
Духовные ценности – это своеобразный духовный капитал человечества,
накопленный за тысячелетия. Природа духовных ценностей исследуется в
аксиологии, которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей
человеческой жизни. Речь идет прежде всего о моральных и эстетических
ценностях. Они по праву считаются внешними, ибо во многом определяют
поведение человека в других системах ценностей. В истории человечества
можно отметить несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные
системы ценностей, формирующих соответствующий тип личности. Наиболее
древняя - гедонизм - утверждает что наслаждение высшее благо жизни и
критерий поведения человека.
В этике аскетизма идеалом жизни провозглашалось добровольное отречение
от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений.
В концепции утилитаризма величайшей ценностью и основой нравственности
считается польза. С точки зрения Д. Милля "удовольствие является
единственным добром".
Принцип соборности, означающий сочетание единства и свободы многих
лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям. Тоже самое
можно отнести и к этическим ценностям. Известное выражение Ф.М.
Достоевского «красота спасет мир» нужно понимать не изолированно, а в общем
контексте развития идеалов человечества.
Понятие личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют представление о
человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти «измерения» человека
позволяют правильно понять и устройство общества, как феномена,
порожденного в процессе человеческой деятельности.
Если говорить о специфике понимания свободы и ответственности
человека на рубеже 20-21 веков, то следует подчеркнуть, что мир вступает в
полосу цивилизованного перелома, когда многие традиционные способы бытия
человека будут нуждаться в коррекции.
Брать на себя груз личных и общечеловеческих проблем – единственный
путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он предполагает
развитие высочайшей степени ответственности, которая простирается от узкого
круга ближайшего окружения личности до планетарно-космических задач и
проблем.
Заключение
Проблема личности- проблема необъятная, значимая и сложная,
охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу
сложнейших в человекосознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно
обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого
понятия обусловлена многоаспективностью проявлений личности, многообразием
её становления и развития.
Но как мы увидели, что конституирующий характеристикой личности
человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как
проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли.
Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике;
литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют
личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся
научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. «То чего не
достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же
личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а
как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится «Я», его «
Я» есть господин.»
Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного осмысления
феномена личности в культуре.
Литература:
1. Арьев Ф. Человек перед лицом смерти.-М.,1992
2. Ильенков Э.В. Что такое личность?-М.,1991
3. Ильенков Э.В Философия и культура- М.,1991
4. Ортега и Гассет Что такое философия?-М.,1991
5. Философия-РНД..1997
6. Д. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности- Теории личности-М.1997
Страницы: 1, 2
|