реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Курс лекций по возрастной психологии

реферат

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

. Предварительное знакомство с деятельностью и выделение ее ориентировочной

основы

. Материализованный

. Внешнеречевой

. Внешняя речь про себя

. умственный план

ТРИ ВИДА ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ:

1. дается образец действия и результат. Подробных инструкций не дается.

2. дается и образец, и результат, и подробные инструкции.

3. Анализ самого действия. Учитель учит анализировать и выделять

существенные моменты.

Материализованный этап - это карточка.

Внешнеречевой этап - проговаривание вслух

Умственный план - учитель дает нестандартные задания, и если дети усвоили

материал, то они способны его выполнить.

Данная система дает умение учиться, развивает логическое мышление.

ТЕОРИЯ ТЕРЕТИЧЕСКОГО ОБОБЩЕНИЯ ДАВЫДОВА

Давыдов выделил два вида мышления:

. эмпирическое (повседневное, по законам индукции, от частного к общему.

. теоретическое ( научное, развивается по законам дедукции, от общего к

частному)

Ввел понятие модели.

СИСТЕМА ЗАНКОВА

ПРИНЦИП РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

. обучение на высоком уровне

. ведущая роль теоретических знаний

. осознание школьниками собственного учения

. работа над развитием всех учащихся.

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СКИННЕРА

1. разбиение всего материала на малые составные части (шаги)

2. поощрение за правильный шаг и наказание за неправильный

3. наличие системы подсказок

Общее все они направлены на индивидуальное обучение.

Форма обучения - групповая (детям приходится общаться).

Не должно быть перегрузки (не больше двух уроков, ведь каждая тема подходит

для этого)

4. во всем подчеркивать дисциплину.

Требования для закрепления нового материала:

1. оптимальный состав группы - 5 человек

2. группы отбираются исходя из успеваемости

3. желательно, чтобы знания были разные по предмету

4. желательно, чтобы сидели кругом

5. необходимо учитывать взаимоотношение учеников

6. необходимо выбрать старосту, которого нужно чаще менять

7. менять состав групп

8. подбирать для каждой группы свои задания

9. разумно сочетать групповую форму работы со всеми остальными.

Варианты групповой работы:

Мозаика

состав группы - 5 человек. Они объединяются на 3-4 урока. Основная нагрузка

на дом. Каждый готовит свою тему, а на уроке друг друга обучают. Каждый

зависит от других.

Турниры

состав группы 4-5 человек. Группа работает 3 урока, на 4-ый проводится

турнир между группами.

Раделение труда

каждый в группе выполняет какую-то свою часть работы (организатор,

летописец, эрудит, практик, спикер). Каждый бывает в различных ролях).

Работа в парах

Объединяются с разной успеваемостью. Более сильный ученик выступает в роли

учителя. Повышается ответственность, активность, обмен знаниями,

эффективность обучения.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

. метод погружения

. мозговой шторм (применяется начиная с подросткового возраста, спонтанно!)

. деловые игры (большие по объему, требуют огромной подготовки, имеет цель,

сценарий, комплект ролей)

. ролевые игры

. нейро-лингвистическое программирование (влияет на подсознание).

3 вида мышления:

1. Активное

2. Самостоятельное

3. Творческое

Для развития всех уровней мышления характерно проблемное обучение.

3 вида проблемного обучения:

1. учитель указывает на проблему, формирует ее, помогает ученикам решать

ее.

2. учитель только указывает на проблему.

3. учитель только подбрасывает идею.

Самое сложное(способы усложнения):

варьировать условия заданий, лишние данные, несформулированный вопрос,

проблема между житейскими и научными понятиями, теорией и практикой.

Критерии оценки

1. Методика должна быть развивающей.

2. Опора на зону ближайшего развития, а не на актуального.

3. Должны обеспечиваться функции высших психических процессов.

4. Должна происходить развитие личности (обогащение опыта).

5. Учебное сотрудничество (диалог, а не монолог).

6. Должен активизироваться познавательный интерес.

7. Должно развиваться творчество.

8. Процесс должен опираться на мышление, а не на память.

9. Должен учитываться возраст учеников.

Индивидуальный подход - подбор заданий, которые соответствуют каждому

ученику.

Дифференцированный подход - выделение групп учеников со сходными

психическими особенностями: устные, письменные, у доски, групповые, и т.д.)

ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ. Сильные и слабые стороны учебной деятельности.

. Успеваемость.

. Уровень развития.

. Характер мышления.

. Интересы.

. Кругозор.

. Отношение к предмету.

. Межличностные отношения в классе.

Возможные формы урока:

. Традиционная (объяснение, домашнее задание).

. Дискуссия.

. Лабораторные работы.

Факторы, влияющие на форму урока:

1. Уровень развития психики учеников.

2. Особенности интересов.

3. Микроклимат в классе.

4. Ведущая деятельность.

=================ПРОПУЩЕНО==============

МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

1. Подражание - самый первый метод. Только для самых маленьких. Высокие

требования к поведения взрослого человека(обучающего).

2. Внушение - второй метод. Направлен на подсознание. Некритическое

восприятие. Авторитет -> эффективность. Неэффективно в подростковом и

юношеском возрастах. Огромная ответственность.

3. Заражение - ситуативный, эмоциональный метод. Успешность завысит от

веры заразителя в то, что говорит. Очень важны: Настроение, энтузиазм,

актерское мастерство.

4. Убеждение - направлен на мышление, осознание. Цель - доказать что-

то(взгляды, истинность, ложность). Только если человек истинно принял чью-

нибудь точку зрения, то только тогда убеждающий достиг цели.

Условия:

. Объективность должен сам верить в то, что говорит.

. Полнота раскрытия вопроса.

. Необходимо использовать общие положения, конкретные факты.

. Достаточный уровень эмоциональности.

. Речь должна быть доступной.

. Необходимо анализировать факты, известные собеседнику.

. Логичность речи.

. Учитывание индивидуальных особенностей человека.

. Устранить все возможные сомнения и возражения.

ПРИЕМЫ ВЛИЯНИЯ

. Созидающие. Направлены на активизацию положительных эмоций. Поощрение

(доброта, внимание, показать превосходство в знаниях, активизация чувств,

планковый подход, доверие, поддержка, и т. д.)

. Тормозящие. (ориентированы на отрицательные эмоции, приказание, ласковый

упрек, мнимое безразличие, недоверие, ирония, развенчание, возмущение,

осуждение, наказание, пренебрежение).

. Взрыв - эмоциональная реакция. Безотказен.

Приемы взаимодействия:

. предоставление свободы выбора

. смена социальной позиции

. развитие идентификации

ВЛИЯНИЕ:

. Целенаправленное (учитель ставит цель, разрабатывает программу)

. Нецеленаправленное (учитель не ставит целей, но все равно влияет)

Планы влияния:

. рулевой (урокодатель)

. личностный (знание - не цель, а средство, учитель - личность)

. Аспекты личностного влияния:

. учитель - представитель науки, которую он преподает

. учитель - посредник (теория - практика)

. владение средствами общения (общение - воспитание)

. учитель - социальный эталон.

ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНОГО ВЛИЯНИЯ (моменты):

1. Социально - психологический (доверие к учителю)

а) учитель - представитель учебного заведения

б) доверие на конкретном уроке (ситуативное)

в) доверие стабильное (длительное взаимодействие).

. Познавательно - педагогический (передача знаний)

. Конструирующе - педагогический (учитель воздействует как личность)

. Варианты межличностных отношений:

. Конъюнктивный (объединяющий) «МЫ»

. Дизъюктивный (разъединяющий) противопоставление учитель - ученики

«ВЫ» и «Я»

. хаотический (учитель - человек настроения)

Предпосылки успешного личностного взаимодействия:

1. Личностные (качества: профессиональная направленность, владение

темпераментом, благоприятные черты характера, способности)

2. Ситуативные (непредсказуемые. Основное качество учителя - гибкость.)

=================ПРОПУЩЕНО==============

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Педагогическое общение - профессиональное общение преподавателя с учениками

на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и

направленное на создание благоприятного психологического климата и

оптимизацию отношений.

Выделяют 3 стороны педагогического общения:

1. обмен информацией

2. межличностное взаимодействие

3. восприятие и понимание людьми дуг друга.

Педагогическое общение - творческий процесс:

. творчество в организации учебной информации

. умение познать личность учеников

. творчество в выстраивании взаимоотношений

Качества учителей, требуемые учениками:

. Конкретность

. демократичность

. личностные качества (терпеливость, эрудированность, разнообразие

интересов, современность, чуткость, понимание)

. Умение влиять на учеников (подобрать подходящий метод воздействия)

. Объективная оценка, отметки.

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Подготовка к педагогическому общению дома.

2. Первые минуты урока (постановка цели, задач).

3. Управление вниманием на уроке:

способы привлечения внимания:

. голосовой (немонотонность)

. речевой (умышленные оговорки, ошибки, вставлять в рассказ фамилию

или имя отвлекающегося, шутки, термины из другого предмета и т. д.)

. мимика и пантомимика

. организационные.

8. Обратная связь (проверка усвоенного)

9. Выбор форм поощрения и наказания.

Виды критики(25):

1. подбодрение

2. упрек

3. надежда

4. аналогия

5. похвала

6. озабоченность

7. безличная критика

8. сопереживание

9. сожаление

10. удивление

11. ирония

12. намек

13. смягчение

14. укоризна

15. замечание

16. предупреждение

17. требование

18. вызов

19. совет

20. конструктивная критика

21. опасение

22. окрик

23. обида

24. покровительство

25. угроза

26. Подведение итогов.

Педагогическое общение имеет свою структуру:

Позиции делят на внешние и внутренние:

Внешние (поведение, как учитель ведет себя на уроке

. позиция превосходства

. позиция равенства

. позиция подчинения

Внешние (установки учителя на определенное общение)

. Установка (позиция) ребенка ( решение проблем перекладывается на

других)

. Установка взрослого человека (сам обдумывает ситуацию)

. Позиция родителя (воспитателя)

КОНФЛИКТ

2 группы:

1. внутриличностные (с самим собой, между разными мотивами, между хочу и

могу)

2. межличностные (между людьми)

Этапы разрешения внутриличностных конфликтов:

. Помочь человеку осознать, какие тенденции вступили в противоречие

. Человек приходит к выводу, что ситуация требует разрешения

. Вернуть человеку эмоциональное равновесие

. Человек должен пересмотреть самооценку (прийти к адекватной)

. Изменить уровень притязания, заняться самоконтролем

. Дальнейшее оберегание человека от межличностных конфликтов

Межличностные конфликты:

1. Мотивационные (конфликт лидерства между учениками)

2. Организационные (недостатки в организации школьной жизни)

. 1-ый конфликтный период - адаптация к школе

. 2-ой конфликтный период - переход в среднюю школу

. 3-ий конфликтный период - 9 класс (остаться или уходить)

. 4-ый конфликтный период - 11 класс (самоопределение)

7. Конфликт взаимодействия (чисто личностный, когда не могут договориться

два человека).

Структура конфликта включает в себя внешние, внутренние позиции и объект.

Сфера конфликта

1. деловая (обсуждается поступки, действия учеников)

2. личная (обсуждаются личные качества)

Динамика конфликта

1. Нарастание

2. Реализация

3. Затухание (характерно чувство вины).

Два варианта:

1. постараться лучше понять собеседника (поставить себя на его место,

логически обдумать, и т.д.)

2. Управление своим эмоциональным состоянием.

Выход из конфликтов:

1. тип - конфликт учителя и ученика. (диалог)

. задавая вопрос - подождать ответа

. делать паузы, не занимать все коммуникативное пространство

. вопросы должны быть развернутыми

. высказав свою точку зрения, не бояться критики со стороны ученика

. поощрять ученика высказывать свое мнение (Как ты считаешь?...)

7. тип - конфликт между учениками

Методика посредничества (посредник - взрослый) в четыре шага:

1. найдите время, чтобы поговорить (никуда не спешить, желательно

отдельное посещение)

2. оговорить два правила:

если начались переговоры, то их нельзя прерывать

нельзя использовать силовые приемы

посредник сохраняет нейтралитет

3. взаимные претензии

4. соглашение (оговаривается проведение каждой стороны, наказание за

нарушение соглашения, докум. Фикс.)

5. Конфликт учителя с родителями

Установки, с которыми родители приходят в школу:

оборонительная

наступательная

растерянная

Три фазы общения:

1. сопротивление эмоциональному воздействию

2. установление равноправного общения (доброжелательность, начинать

необходимо с хорошего, подчеркивать значимость родителей в воспитании,

предложить подумать вместе)

3. Отыскание форм сотрудничества

МЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА

Правила:

. Главное- диалог, отношения, а не правота учителя

. Обсуждать проблемы

. По возможности учитывать интересы собеседника

. Искать варианты решения

. Не верить генетике

. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга

Варианты исхода конфликта:

1. сотрудничество (выход для каждого)

2. соперничество

3. компромисс

4. избегание

5. приспособление (полная уступка)

SEEMS TO END HERE...

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.