реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта - (диплом)

реферат
p>Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать специалисту, работающему с людьми– это невербальные коммуникации.

Умение наблюдать порождает профессиональное важное качество психолога-консультанта–наблюдательность. Это элемент сложной системы и имеет многообразные многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни человека. Специфическая особенность наблюдательности в профессиях типа "человек-человек" состоит в том, что:

1) нужно во внешнем поведении или в самой внешности человека увидеть его внутренние, психические состояния или свойства;

    2) необходимо дифференцировать признаки;

3) связывать с интересом именно к человеку как объекту наблюдения; 4) содержание деятельности в этих профессиях предполагает взаимодействие людей

Бодалев А. А. говорит, что "тонкая наблюдательность" человека является важным качеством восприятия. "Мы очень отличаемся друг от друга по умению быть наблюдательным. по способности фиксировать мельчайшие колебания в их внешнем поведении и заключать об истинном характере изменений в их настроении, отмечать мало заметные в нас особенности поведения или внешнего облика и за ними видеть существенное в личности. " (18, с. 101) Также автор в своей книге "Психология общения" выделяет следующие умения, необходимые для успешного общения:

1)Умение учитывать индивидуальное своеобразие каждого человека; 2)умение ставить себя на место другого и видеть мир, работы, нас, все происходящее его глазами;

3)умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним.

Наблюдательность предполагает не только перцептивные и понятийные качества наблюдателя, но и эмпатийные умения. Возникновение эмпатии предполагает развитую наблюдательность и ее связь с мышлением и чувствами. Умение становиться на точку зрения другого человека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие поведения и психических состояний–вот то конкретное содержание эмпатии, которое проявляется в процессах взаимодействия между людьми.

Кроме вербальных средств консультант должен владеть набором невербальных средств, среди которых и контакт глаз, и характеристики голоса, и поза. Объектом наблюдения при этом могут быть следующие особенности речи: содержание, темп, ритм, интонации, паузы, скорость, экспрессия, характер голосовых реакций, характеристики голоса. Данные характеристики относятся кумению психолога консультанта устанавливать и поддерживать контакт с клиентом. По данным А. Пиза информация в процессе коммуникаций передается словами лишь на 7%, характером звучания и интонацией– на 38% и остальные 55% информации передаются невербальными средствами – жестами, мимикой, внешним видом (32, с. 6). Основными характеристиками для невербальных средств общения являются движение, пространство и время. В процессе личных коммуникаций важное значение имеют коммуникативно-дистанционные зоны. Это расстояние, на котором люди привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции вызывает дискомфорт у участников (Ю. Б. Алешина, 2000). Занятия по физиогномики помогают "читать по лицу" собеседника. Возвращаясь к консультативному процессу, необходимо отметить, что на всех этапах психологи применяют различные приемы ведения беседы. К ним относится, как уже отмечалось, эмпатическое слушание, принятие клиента, а также приемы на каждом этапе психологического консультирования: присоединение, структурирование, задавание вопросов, уточнение, молчание, отражение чувств.

    2. Эмоционально-волевая сфера.
    В эту группу входят такие качества, как:

саморегуляция – способность контролировать свои чувства, поведение. ответственность – умение отвечать за свои поступки.

В экспериментальном исследовании личностных особенностей практических психологов Е. Э. Смирновой эмпирически было показано, что специалисты, характеризующиеся более высокой ответственностью, выполняют работу на более высоком профессиональном уровне (48). Кроме того, было указано на то, что при отсутствии того или иного профессионально необходимого качества наблюдается стремление специалиста заменить его такими нравственными качествами, как ответственность за свою работу, повышенное чувство долга. Таким образом, ответственность выполняет компенсаторную функцию по отношению к недостающим качествам, однако такие черты как эмоциональная неустойчивость и высокая тревожность не могут полностью компенсироваться высоким уровнем ответственности.

Некоторыми исследователями подчеркивается необходимость развития у психолога-консультанта для обеспечения эффективности профессиональной деятельности (в частности коммуникативной) таких качеств какэмоциональная устойчивость, терпимость, стрессоустойчивость, аттракция, эмоциональная заразительность (М. В. Молоканов, 1995; И. М. Юсупов, 1992; Е. Э. Смирнова, 1977).

уверенность в себе. Это качество является важным в любых ситуациях. Сомнительно, чтобы колеблющийся, неуверенный в себе человек мог вызвать доверие со стороны других людей. Для этого у психолога-консультанта является наиболее приемлемой адекватная самооценка, быть может немного завышенная, но никак не крайность– слишком высокая, т. к. это также может помешать установлению контактов; эмоциональный контроль, стабильность;

также важно иметь критические способности к себе, которые будут способствовать дальнейшему личностному росту.

    3. Познавательная, когнитивная сфера.
    здравый смысл
    живой, ищущий ум

гибкость ума, способность заниматься несколькими проблемами одновременно внимание к деталям

креативность –способность к творческому решению задач. В деятельности психолога-консультанта это выражается также в выдвижении нескольких гипотез.

Поскольку личность во многом определяет уровень продуктивности коммуникативной деятельности, помимо желательных и необходимых личностных качеств, некоторые исследователи выделяют ряд отрицательных качеств, препятствующих психологу-консультанту эффективному выполнению профессиональной деятельности (Аминов Н. А. , Молоканов М. В. , 1992; Смирнова Е. Э. , 1977; Емельянов Ю. В. , 1980). К отрицательным качествам психолога-консультанта относят такие личностные особенности как предрасположенность к синдрому эмоционального сгорания, высокий уровень тревожности, застенчивость.

Синдром эмоционального "сгорания"характеризуется пресыщением общением, не проходящей усталостью, подавленностью, немотивированной агрессивностью, недовольством собой и окружающими. Склонность к развитию синдрома эмоционального "сгорания" некоторыми авторами рассматривается как основание для заключения о профессиональной непригодности испытуемого к психологической деятельности, т. е. об отсутствии у него специальных способностей (3). Безусловно, предрасположенность к синдрому эмоционального "сгорания" в условиях длительных и многочисленных контактов будет отрицательно сказываться на эффективности консультационной деятельности. Кроме того, вызванная данным синдромом немотивированная агрессия рассматривается как недопустимое качество психолога-консультанта (21). Высокая тревожность, повышенная чувствительность к стрессу, затрудняет интеллектуальную деятельность в психически напряженных ситуациях, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в себе, способствует доминированию направленности на избегание неуспеха, чем на успех. Исследования, посвященные выявлению зависимости интеллектуальной продуктивности от личностных качеств, показали, что высокой тревожности соответствует пониженная тестовая интеллектуальная продуктивность (Ласко М. В. , Палей И. М. , 1977; Жамкочьян М. С. , 1978). Следовательно, высокий уровень тревожности будет отрицательно сказываться на интеллекуальной деятельности психолога-консультанта. Кроме того, высокий уровень тревожности связан с направленностью не "на предмет", а "на себя" (28), что также недопустимо в практической деятельности психолога-консультанта.

Е. Э. Смирнова (1977) утверждает, что застенчивостьмешает практическому психологу, так как лиц с высокими показателями по данному фактору отличает сниженная способность контакта, неуверенность, растерянность, рассеянность. Все это препятствует установлению контакта с клиентом и сбору информации на феноменологическом этапе.

Как субъект психодиагностической деятельности, которая является составляющей частью работы психолога-консультанта (помимо профессиональных качеств), психолог по мнению А. Ф. Ануфриева (6) должен обладать такими качествами:

общительность, эмпатия, доброжелательность по отношению к обследуемому; высокая общая культура, выражающаяся не только в профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов;

тактичность и деликатность в вопросах, связанных с интимными сторонами жизни; терпимость к чужому мнению и оценкам, выражающаяся в умении выслушать, понять и успокоить клиента;

    свободное владение речью;
    критичность и гибкость мышления.

Автор отмечает, "что правомерность выделения перечисленных психологических особенностей нуждается в специальной эмпирической проверке посредством проведения экспериментальных исследований и соответствующих практических мероприятий" (5, с. 87).

Р. Кочунас в своей работе "Основы психологического консультирования" говорит, что "наиболее эффективный способ развития коммуникативной компетентности заключается в специальных упражнениях до начала деятельности, на отдельных действиях предстоящей деятельности" (23, с. 22).

Квалифицированный психолог рассматривает цели психологической помощи как новые возможности клиента, которые он должен выявить во взаимодействии с ним. Это специалист, способный в своем движении к достижению профессиональной цели сотрудничать, взаимодействовать с клиентом в любом направлении. М. Р. Битянова ставит целью психолога создавать условия для продуктивной деятельности, помогать делать осознанные личные выборы, "конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других. "(8, с. 19-20).

Итак, коммуникативную компетентность определим как "такой уровень сформированности межличностного опыта, т. е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе" (15, с. 71). Ю. Н. Емельянов проследилзависимость коммуникативной компетентности от индивидуальных способностей личности, от ее социальной мобильности. На нее влияют изменения, происходящие в обществе, и, в связи с этим, коммуникативная компетентность не может быть готовой характеристикой индивида. Это"конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации, обучения и воспитания. Это сложная личностнаяхарактеристика, включающая психологические знания, коммуникативные способности, умения и навыки, а также некоторые свойства личности (темперамент, характер, эмоциональные состояния), проявляющиеся в общении с людьми. Однако коммуникативную компетентность можно рассматривать и как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции–и отстраненной, и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции–владением какой-либо одной из них и ее реализацией повсеместно, независимо от характера партнера и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций– один из существенных показателей компетентного общения (31). Компетентность во всех видах общения заключается в достижении 3-х уровней адекватности партнеров–коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнеров, всем граням их адекватности– перцептивной, коммуникативной, интерактивной. По мнению А. А. Вербицкого, "функциональное объединение наличных качеств субъекта в соответствии с требованиями деятельности, формирование определенной структуры этих качеств является исходным моментом становления системы ПВК. " (12, с. 182). ПВК, связанные с речевой деятельностью, относятся к коммуникативным (речевым) способностям. Некоторые авторы включают в коммуникативные способности комплекс индивидуальных качеств, от которых зависит согласованность действий людей, весь спектр модальностей, начиная от понимания и кончая поступком. Л. А. Петровская говорит о субъект-субъектных отношениях психолога-консультанта с клиентом как о степени коммуникативной компетентности и выделяет следующие показатели субъект-субъектных отношений: равенство психологических позиций участников, обоюдная активность сторон, при которой каждая испытывает воздействие и воздействует (31), взаимное проникновение в мир чувств и переживаний друг друга, готовность встать на т. з. другого; стремление к соучастию, сопереживанию, принятию друг друга; активная взаимная гуманистическая установка партеров. Одним из важных условий саморазвития коммуникативных способностей, по мнению Петровской, является осознание себя, своих возможностей, раскрытия себя в контакте с другими людьми, развитие рефлексивных способностей, способностей к самоанализу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.