противника и способствуют реализации собственных интересов в ущерб другой
стороне;
— развертывание конфликта или его разрешение зависит от участников, их
личностных особенностей, интеллектуальных, материальных возможностей,
которые есть у сторон, от сути и масштабов самой проблемы, от позиций
окружающих лиц, от представления участников о последствиях конфликта, от
стратегии и тактики взаимодействия.
Критерии конфликта:
1) взаимозависимость сторон, т. е. обе стороны зависят друг от друга,
активность одного человека обусловливает действия другого человека, а эти
действия вызывают ответные реакции первого субъекта и т. д., таким
образом, происходит взаимодействие сторон, их контроля, однако, если
существуют жесткие правила контакта (например, бой боксера), то это не
конфликт;
2) осознание ситуации как конфликтной, т. е. одна или обе стороны
оценивают чужие действия как преднамеренно враждебные с целью помешать
достижению желаемых целей или унизить;
3) выбор стратегии дальнейшего поведения: к поиску компромисса или
рационально приемлемого решения, либо к эскалации конфликта, к усилению
борьбы, например, от борьбы точек зрения (когнитивный конфликт) переходят
к борьбе личностей (межличностньгй конфликт), затем к борьбе групп и
насилию.
В конфликте нет виноватых и правых, каждый хочет достичь своих целей.
Конфликт — такой вид взаимодействия, где результат принадлежит всем
участникам конфликта, свой вклад в конфликт вносит каждый участник. Но
обычно человек думает: «В конфликте виноват не я, а другой человек», «Я
прав, а другой — не прав, он плохой», и каждый собирает вокруг себя
союзников, чтобы доказать: «Я прав!». Так происходит расширение конфликта.
Окончание конфликта не всегда однозначно. Он может быть исчерпан в
случае примирения или выхода из конфликта одной из сторон, а также
пресечения и прекращения конфликта в ходе вмешательства третьих сил.
Относительно внутрисистемных параметров конфликта необходимо сказать,
что он всегда происходит в определенной системе: семье, группе
сослуживцев, трудовом коллективе, государстве, международном сообществе
стран. Выявление внутрисистемных границ конфликта связано с определением
конфликтующих сторон, выступающими его главными участниками, а также
выделением других лиц или организаций, прямо в конфликте не замешанных, но
являющимися элементами системы. В таком случае границы конфликта в системе
будут зависеть от того, какое число участников в него вовлечено.
Было уже отмечено, что конфликт представляет собой предельно обостренную
форму противоречия, но он также еще и служит способом выявления и
разрешения противоречий. В этой связи возникает вопрос: а что предшествует
конфликту, каковы стадии его развития? Можно ответить, что предшествует
ему объективная жизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие
стороны, и сами эти стороны имеют определенные интересы, потребности,
цели. Естественно, что посягательство одной стороны на какую-либо из таких
потребностей другой стороны создает социально-психологическую основу
конфликта. Это и есть структура противоречия, пока еще не
перешедшего в конфликт, — конфликтная ситуация. Таким образом,
конфликтная ситуация — это такое совмещение человеческих потребностей и
интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства
между различными социальными субъектами.
Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и
желания будущих противоборствующих сторон (сокращение штатов в трудовом
коллективе), а может быть создана или намеренно спровоцирована одной или
обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется действительными событиями
и ее субъективное значение зависит от того, какое объяснение дает этим
событиям каждая сторона, в соответствии с которыми она и начинает
действовать в ходе развития конфликта. Главная черта этой ситуации —
возникновение предмета конфликта.
Предмет конфликта — это то основное противоречие, из-за которого и ради
разрешения которого стороны вступают в борьбу.
Поскольку в ходе конфликта разрешаются противоречия, происходит поиск
путей выхода из тупиковой ситуации, то возникает вопрос о его функции —
положительной или отрицательной, плохой или хорошей. Другими словами, плохо
это или хорошо, что происходит конфликт? С обыденной точки зрения здесь
может быть дан только отрицательный ответ, потому что конфликт связан с
такими явлениями, как бытовые ссоры и неурядицы, служебные неприятности,
межнациональные, территориальные, общественно-политические противостояния и
противоборства, связанные со страданиями и потерями. Отсюда и оценка
конфликта в качестве явления нежелательного.
Но при более внимательном взгляде в существо этой проблемы вырисовывается
другой подход, другая точка зрения, согласно которой конфликт не только
негативное социальное явление, но также еще и позитивное. Ход рассуждений
здесь примерно следующий. Да, конфликт это нежелательное явление,
начинающее разъедать нормально функционирующую социальную систему, но в его
ходе появляются такие силы, которые смогут вернуть ее в состояние баланса и
стабильности, а также поддержания ее в устойчивом состоянии.
Наряду с этим существует также тенденция рассматривать конфликт не как
отклонение от нормы, а как норму социальных отношений, нормальное состояние
общества. Это отчетливо просматривается в произведениях Аристотеля, Гоббса,
Гегеля, Маркса, Вебера, Дарендорфа.
Мортон Дойч, осуществляя мотивационный анализ конфликтного поведения,
отмечал, что конфликт — это такое взаимодействие двух сторон, когда
достижение целей одного препятствует достижению целей другого, т. е.
конкуренция, соперничество выступает как объективная ситуация конфликта, а
с другой стороны, эмоциональное неприятие другого человека, тенденция к
конкурентному взаимодействию людей, как их психологическая особенность,
способствует конфликтному поведению. Поскольку конфликты неизбежны во
взаимодействии людей, то они могут выполнять позитивную конструктивную
функцию:
— конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает
застой;
— в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и
возможно его разрешение, «снятие», находятся средства предотвращения
будущих конфликтов;
— конфликт — это определенное отрицание старых, «отживших» отношений, что
приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;
— в конфликте «изживается» внутренняя напряженность, «выплескиваются»
агрессивные чувства, «разряжаются» фрустрации, неврозы;
— конфликт — способ самоутверждения личности, особенно у подростка
конфликт — необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе;
— внутригрупповой конфликт в научной деятельности создает необходимый
уровень напряженности, нужный для творческой активности; так, исследование
показало, что продуктивность творческой научной деятельности выше у
конфликтных личностей;
— межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту
сплоченности, солидарности группы;
— необходимость решения конфликта приводит к кооперации, к концентрации
усилий участников на решение конфликтной ситуации, к вовлечению членов
группы в общую жизнь группы.
Признаки деструктивного конфликта:
1) расширение конфликта;
2) эскалация конфликта (т.е. конфликт становится независимым от исходных
причин и, даже если причины конфликта устранены, сам конфликт
продолжается);
3) увеличение затрат, потерь, которые несут участники конфликта;
4) рост ситуативных высказываний, агрессивных действий участников.
Но вернемся к вопросу о полезности или вредности конфликтов. Нами уже
было сказано о том, что конфликт является способом выявления и разрешения
противоречий. В этом и коренится ответ на поставленный вопрос. Полезен
конфликт тем, что, так или иначе, разрешает противоречие. Но из этого
вытекает следующий вопрос: а какова цена разрешения противоречия путем
конфликта? Она, как правило, очень высокая. В виде разрушения или
серьезного повреждения системы, а то и вовсе уничтожения одной из сторон.
Налицо социальный иллюзионизм, о котором писал Питирим Сорокин. Думается,
что лучшим разрешением объективно существующего противоречия является не
его конфликтный способ, а мирный, консенсусный вариант, который происходит
мирными цивилизованными путями и средствами, когда противостоящие стороны
и все участники конфликта приходят к пониманию необходимости этого раньше,
прежде чем развитие событий пойдет по конфликтному руслу. Поэтому
следующая наша задача будет и состоять в том, чтобы рассмотреть
объективные причины и психологию участников зарождающихся конфликтов.
Важным моментом в изучении проблемы конфликтов и их природы является
выявление их причин. Анализ социологических и социально-психологических
исследований позволяет выделить следующие основные причины конфликтов:
— социально-экономические — конфликты в современном обществе
представляют собой порождение и проявление объективно существующих
социально-экономических противоречий;
— социально-психологические — потребности, мотивы, цели деятельности и
поведения различных людей;
— социально-демографические — различия в установках, мотивах поведения,
целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом,
принадлежностью к различным национальным образованиям.
Люди так или иначе, реагируют на изменение социально-экономической
ситуации, преследуя при этом свои интересы и потребности. Естественно, что
посягательство на какую-либо из таких потребностей является социально-
психологической причиной конфликтов. Неравенство в уровне доходов и
потребления между самыми богатыми и самыми бедными, отсутствие практически
средних слоев общества, нестабильность экономического, социального и
политического развития неизбежно ведут к конфликтам на самых различных
уровнях: межличностном, в масштабах всего общества. Острота социальной
напряженности, уровень конфликтности проявляются в различных факторах:
повышенном эмоционально-психологическом фоне взаимодействия между людьми,
усилении неудовлетворенности жизнью и экономическим положением, учащении
локальных конфликтов, превращении девиантного поведения людей в
своеобразную социальную «норму» (разбой, рэкет, терроризм, наркомания,
проституция и т. д.), поиске «виноватого» (что делать? и кто виноват?). В
свою очередь, такого рода негативные психологические факторы не лучшим
образом воздействуют на развитие социально-экономической и политической
обстановки в целом.
Социальный конфликт всегда сопровождается особой социально-
психологической атмосферой, которая получила название социальной
напряженности. Социальная напряженность — это особое состояние
общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и
оценки действительности (см.: Дмипгриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.
В. Введение в общую теорию конфликтов (Юри-дическаяконфликтология,ч.1).
М.,1993. С.95).
Кодекс поведения в конфликте.
Интенсивность конфликта
Вторичный пик
[pic]
Разрешение t конфликта
Этапы развития конфликта
Если менеджер «входит и управляет конфликтом» в начальной фазе, он
разрешается на 92%; если на фазе подъема — на 46%, а на стадии пик — менее
5%, на стадии спада — около 20%, на стадии вторичный период роста — менее
7%, на стадии вторичный пик — менее 2%.
Кодекс поведения в конфликте. Пятнадцать правил:
1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то
нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится,
договориться с ним трудно или невозможно.
Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не
высокомерно. Он — страдающий человек независимо от того, кто он. Если
человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями. В
хорошем настроении люди не кидаются друг на друга.
Наилучший прием в эти минуты — представить, что вокруг тебя есть
оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты изолирован,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|