реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Коммуникативный подход Карла Роджерса

реферат

Коммуникативный подход Карла Роджерса

Оглавление.

1. Введение

2. Карл Роджерс – человек и его идеи.

3. Свойства отношений, которые способствуют личностному росту.

4. 4-е качества, необходимые для развивающего общения.

а). Конгруэнтность

б). Принятие себя.

в). Принятие другого

г). Эмпатическое понимание.

5. Сотрудничество и кооперация как условия развивающего общения.

6. Изменение межличностных отношений в группе.

7. О влиянии руководителя на формирование условий развивающего общения.

а). Готамма Будда

б). Преподобный Сергий Радонежский.

8. К. Роджерс о групповой психотерапии.

а). Стадии группового развития.

б). Изменения во взаимоотношениях в результате групповой психотерапии.

в). Заключение

9. Где может быть использована концепция развития личности и помогающих

отношений К. Роджерса.

10. Личные мысли по поводу обучения и учения К. Роджерса.

а). Учебные заведения.

б). Усовершенствованный проект.

в). Будущее зависит от нас.

11. Заключение.

Коммуникативный подход Карла Роджерса.

Условия развивающего общения.

Введение.

Тему «Коммуникативный подход Карла Роджерса. Условия развивающего

общения» я выбрала потому что, хочу изучить, а затем и применять на

практике принципы межличностного общения К. Роджерса. К. Роджерс мне

интересен, как человек и как ученый – исследователь в области психотерапии.

Он выделил всего 4-е качества, необходимых для успешного межличностного

общения: конгруэнтность, принятие себя, принятие другого и эмпатическое

понимание. Каждое качество непосредственно вытекает из предыдущего, что

способствует легкому восприятию и запоминанию теории Роджерса.

Меня очень радует открытие Роджерса, которое утверждает, что «самое

глубокое внутреннее ядро человеческой природы движет его вперед». Это

открытие соответствует религиозному учению, в котором говорится, что «все

дороги, независимо через Ад или Рай, ведут к Богу», это значит, что

развитие человечества движется вперед к совершенству через испытания и

трудности, ошибки и временную деградацию.

Сам К. Роджерс вырос в религиозной семье. В последствие он отошел от

религии и в своих трудах не упоминал о библейских заповедях. К открытию

законов человеческой природы он пришел благодаря исследованиям в области

психотерапии и 1000-ам часам «интимного общения во время

психотерапевтических сеансов с самыми разными людьми с целью помочь им в их

проблемах».

Библейские заповеди мне вспомнились, когда язнакомилась с учением

Роджерса. Заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя» вспоминается, когда

читаешь в книге Роджерса «Взгляд на психотерапию» о качествах конгруэнтости

и принятии себя. Принятие себя таким, какой ты есть, (т. е. полюбить себя),

а также умение быть тем, кто ты есть на самом деле (т. е. быть

конгруэнтным) - первые два качества, необходимые для успешного общения.

Если человеку удается приобрести эти два качества, то естественным образом

у него возникают следующие два качества: принятие другого и эмпатическое

понимание, т. е. человек становится способным понять и полюбить другого

человека.

Читая об Эмпатическом понимании, что значит по Роджерсу «понять страх,

гнев или смущение другого, как будто они ваши собственные», вспоминается

библейская заповедь «Не судите, да не судимы будете». «Наша 1-я реакция на

большинство утверждений других людей» – пишет Роджерс – « состоит скорее в

немедленной их оценке, чем в понимании, мы почти немедленно думаем: «Это

правильно», «Это глупо», «Это ненормально» (1, с.60). К. Роджерс

утверждает, что эмпатическое понимание ведет к позитивным изменениям и

того, кто проявляет это понимание и того к кому оно относится.

Знаменитая фраза Иисуса Христа «Царствие Божие внутри нас» приходит в

голову, когда читаешь следующие строки: «Одной из важных конечных целей

психотерапии является то, когда индивид чувствует, что он нравится себе,

искренне ценит себя, как целостное функционирующее существо. При этом

возникает чувство спонтанного свободного удовольствия, примитивная радость

жизни, подобная той, которая возникает у ягненка, пасущегося на лугу, или

дельфина, резвящегося в воде. Это что-то естественное для организма

младенца, что-то потерянное нами в деформирующем процессе развития». «Наше

общество затирает нас» – говорит пациентка на сеансе психотерапии К.

Роджерсу на 33-й беседе – «Возможно, дети богаче, чем мы. Может быть, это

что-то, что мы потеряли, вырастая». «Будьте как дети» – говорил Иисус

Христос – «В них есть царствие Божие» Не эту ли знаменитую фразу имел в

виду Роджерс, когда писал об ощущении себя « целостным функционирующим

существом»?

А может быть, научный подход к вопросам развития человека и

межличностного общения был для него более интересен чем религиозный, и

причина совпадения заключается в другом.

«Я очарован, когда чувствую, что близок к пониманию каких-то законов

природы» – писал Роджерс – «Мне нравится точность и изящество науки. Я

забываю о себе, созерцая эту изящность»(Роджерс).

Из выше сказанного можно предположить вывод, что наука и религия

движутся навстречу друг другу.

Литературу для написания данной работы я подбирала таким образом,

чтобы подтвердить это предположение. Кроме 3-х книг К. Роджерса я

использовала книги К. Рудестама, П. Глоба, А. Клизовского, Р. Баха, Е.

Рерих.

Карл Роджерс – человек и его идеи.

«Карл Роджерс – один из патриархов психологической науки 20-го

столетия. Вместе с тем, его философия, воплотившись в личностном подходе в

психотерапии, для многих его современников, коллег и людей профессионально

далеких от психологии, приобрела метафизическое звучание и значимость

системы моральных принципов.

Вся научная деятельность и практика Карла Роджерса как психотерапевта

на протяжении шести десятилетий, начиная с середины 1920-х годов и вплоть

до его смерти в 1987 году в возрасте 85 лет, была всецело посвящена

проблемам человеческого общения и понимания, утверждению принципов, на

которых должно строиться совершенно особое «терапевтическое отношение»,

выходящее, однако, за пределы сугубо терапевтической ситуации, поскольку,

здесь речь идет об универсальной модели распределения ответственности,

компетенции, инициативы в рамках подлинного партнерства.

Карл Роджерс был пионером в разработке нового подхода в области

психотерапии, известного как «клиентоцентрированный» подход. Ему

принадлежит безусловное лидерство в развитии и распространении метода

интенсивной групповой психотерапии, основанного на взаимодействии

индивидуального опыта в групповом общении». (3, с.5).

Карл Роджерс является одним из основателей гуманистической

психологии.

Что же такое гуманистическая психология?

. «Гуманистическая психология, или «третья сила» в психологии, как научное

течение возникла в 50-х годах 20-го века, противопоставляя себя двум уже

существующим направлениям – бихевиоризму и психоанализу. На основе

гуманистической ориентации появилось движение за развитие потенциала

человека, ценности которого разделяли ученые, педагоги, бизнесмены,

священники и представители других интеллектуальных профессий».(1, Е. И.

Исенина, предисловие, с. 8).

К. Роджерс – выдающийся исследователь развития личности человека.

«Тайна становления Роджерса как психолога гуманистической ориентации,

вероятно, связана с его личностью и тысячами часов интимного общения во

время психотерапевтических сеансов с самыми разными людьми с целью помочь

им в учебных, профессиональных, личных и супружеских проблемах». (1,Е. И.

Исенина, с. 8)

«Я высоко ценю человека, - писал Роджерс. – Из всех невероятных форм живой

и неживой природы, существующих во Вселенной, у индивида, мне кажется,

самый изумительный потенциал, самые богатые возможности для все более

разностороннего развития, самая большая способность к осознанию своей

жизни. Я могу утверждать – мой опыт говорит о том, что индивид представляет

собой главную ценность». (1, с. 11)

Будучи увлечен психотерапией, Роджерс стал не только психотерапевтом,

но и выдающимся исследователем развития личности человека. Вероятно, в

основе этого лежало его особое отношение к науке: «Мне нравится точность и

изящество науки. Я забываю о себе, созерцая эту изящность. Мне нравится

создавать гипотезы и проверять их, опираясь на суровую реальность. Я

очарован, когда чувствую, что близок к пониманию каких-то законов природы».

(1, с. 9)

К. Роджерсу принадлежит открытие положительной сути

человеческой личности.

«Одно из самых революционных представлений, вытекающих из нашего

клинического опыта, заключается в растущем признании того, что самое

глубокое внутреннее ядро человеческой природы, самые глубинные слои его

личности, основа его «животной природы» по существу социализированы,

реалистичны и движут его вперед.

Эта точка зрения настолько чужда нашей современной культуре, что я и

не ожидаю, что она будет принята без тщательного исследования». (1, с.135)

.

Свойства отношений, которые способствуют

личностному росту.

.

«Мой интерес к психотерапии побудил у меня интерес ко всем видам

помогающих отношений. Под этим термином я понимаю отношения, в которых по

крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в

личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в

умении ладить с другими.

Каковы же свойства отношений, которые действительно помогают и

способствуют личностному росту?

В этой области не проводилось много исследований, но то, что есть,

возбуждает интерес и вызывает на размышления. Интересные доказательства

содержит тщательное изучение отношений между родителем и ребенком,

проведенное несколько лет тому назад Болдуином и др. в институте Фелса. Из

всех сочетаний различных отношений к детям наиболее способствует развитию

отношение «принятие – демократичность». Дети, имеющие с родителями теплые и

равноправные отношения, показали ускорение интеллектуального развития

(увеличение 10), развитие творчества, эмоциональной защищенности и

контроля; они менее возбудимы, чем дети, не имеющие с родителями таких

отношений. Хотя вначале их социальное развитие шло медленно, к школьному

возрасту они стали популярными, доброжелательными, неагрессивными лидерами.

В тех случаях, где отношение родителей было определено как «активно

отвергающее», у детей наблюдалось небольшое отставание в умственном

развитии, относительно плохое использование своих способностей и некоторое

отставание в творчестве. Они были эмоционально неустойчивы, непослушны,

агрессивны и склонны ссориться. Дети родителей с другими видами отношений

по своим качествам относятся к группе, промежуточной между этими двумя».

(1, с.83-84)

«Другое интересное исследование посвящено тому, как человек, которому

помогают, воспринимает это отношение. Хайне (11) изучал индивидов,

пришедших за психотерапевтической помощью к психоаналитику, на психотерапию

Адлера и на психотерапию, центрированную на клиенте. Независимо от типа

психотерапии эти клиенты сообщали о сходных изменениях в себе. Когда их

спрашивали, чем вызваны происшедшие в них изменения, они приводили

объяснения, различающиеся в зависимости от ориентации тераписта. Однако

более важным было их единодушное мнение о том, какие отношения с врачом

помогли им. Они указали, что изменения вызвали в них следующие качества

отношений: доверие, которое они чувствовали к тераписту, понимание их

врачом, чувство самостоятельности в выборах и решениях. Наиболее

эффективным был метод общения тераписта с пациентом, когда первый прояснял

и открыто говорил о тех чувствах пациента, к пониманию которых пациент

приближался неуверенно и без полной ясности.

Из этих различных исследований, мы можем заключить: важнее являются

отношения и чувства тераписта, чем его теоретическая ориентация. Его методы

и средства менее важны, чем его отношение к клиенту. Также стоит заметить,

что не менее важно, как клиент воспринимает отношение и методы тераписта.

Именно это восприятие является решающим».(1, с. 85-87)

4-е качества, необходимые для развивающего общения.

Карл Роджерс выделил 4-е качества, которые необходимы для успешного и

развивающего общения людей друг с другом.

1-е качество – конгруэнтность.

«Конгруэнтность – термин, который мы используем для обозначения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.