к негативным последствиям. Так, хотя переживаемый гнев или страх часто
имеют негативные последствия для организма и даже для общества, в некоторых
случаях они могут нести позитивную форму защиты, выживания. Такие
положительные эмоциональные проявления, как радость и оптимизм могут в
некоторых случаях превращаться в «воинствующий энтузиазм», который может
привести к негативным последствиям.
Среди различных проявлений эмоционального мира человека принято
выделять аффекты, собственно эмоции, чувства, страсти и настроения.
Аффектом называют стремительно и бурно протекающий эмоциональный
процесс взрывного характера, сопровождающийся органическими изменениями и
действиями, зачастую неподчиненными сознательному волевому контролю. В
состоянии аффекта человек как бы «теряет голову».
Чувства имеют четко выраженный предметный характер, они связаны с
представлением о некотором объекте – конкретном (любовь к человеку) или
обобщенном (любовь к родине).
Объектами чувств могут быть образы и понятия, образующие содержание
нравственного сознания человека (Н. А. Леонтьев, 1, с.170-171). Высшие
чувства относятся к духовным ценностям и идеалам. Они играют важную роль в
формировании личности. Чувства регулируют поведение человека, могут
мотивировать его поступки.
Эмоции и чувства могут не совпадать – так, что можно сердится на
человека, которого любишь.
Страсть – сильное, стойкое, длительное чувство. Страсть выражается в
сосредоточенности, собранности помыслов и сил, направленных на единую цель.
В страсти ярко выражен волевой момент. Страсть означает порыв, увлечение,
ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении,
сосредоточение их на единой цели.
Настроением называют общее эмоциональное состояние личности.
Настроение не предметно, не приурочено к какому-то событию. Это –
бессознательная эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент
складываются для него обстоятельства.
Наличие или отсутствие межличностных, межнациональных,
межконфессионных конфликтов напрямую зависит от наличия либо отсутствия
негативных эмоциональных переживаний в жизнедеятельности человека.
Негативные эмоциональные переживания: неудачная карьера, влияние
материального положения на психологическое состояние личности и т. д., как
следствие влияют на толерантность, вызывают агрессивное поведение по
отношению к окружающим. Например: 1) военнослужащего бросила любимая
девушка, как результат психологический стресс – он уходит с оружием из
части– расстреливает сослуживцев – нередко заканчивает жизнь самоубийством.
2) одна из версий падения самолета 11 сентября 2001г на Пентагон состоит в
том, что самолет вел не арабский террорист, а бывший сотрудник Пентагона,
уволенный с работы и затаивший обиду.
Отдельная личность, под влиянием негативных переживаний, в буквальном
смысле может перевернуть ход истории.
2. Результаты имперического исследования
Двум группам из семи и восьми человек были предложены несколько
тестов из работы: «Социально-психологическая диагностика личности и группы»
(Психодиагностический практикум /Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова/). Целью
исследования являлось выявить и проанализировать данные, полученные в
результате опроса, сделать выводы, опровергнуть или подтвердить свою
гипотезу! (Демократия делает людей более счастливыми, терпимыми т.е. –
толерантными, но в России со времени перехода к демократии в 1991 г
граждане не стали толерантнее.)
Выборки являются независимыми (взятые из 2-х групп 1) 7-мь человек –
работники костромской ГРЭС(от управления(ИТР) до рабочих), 2) 8-мь человек,
эта группа включает в себя работников образования, административных и
инженерных работников, безработных) в целом 15 человек, 10 из которых имеют
высшее образование и 5 среднее техническое (специальное).
В общем 6 женщин и 9 мужчин в возрасте от 24 до 53 лет.
2.1. Показатели коммуникативной толерантности группы оценивались по
«Самооценки коммуникативной толерантности (В.В. Бойко, 1998г.)». Группе
предлагалось оценить себя в девяти предложенных несложных ситуациях по
взаимодействию с другими людьми.
Девять ситуаций:
1) Медлительные люди обычно действуют мне на нервы
Меня раздражают суетливые, непоседливые люди
Шумные детские игры переношу с трудом
Оригинальные, нестандартные, яркие личности обычно действуют на
меня отрицательно
Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня
2) Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник
Меня раздражают любители поговорить
Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в
поезде, самолете, если он проявит инициативу
Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает
мне по уровню знаний и культуры
Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального
уровня, чем у меня
3) Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним
видом (прическа, косметика, наряды)
Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное
впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством
Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно
несимпатичны мне
Есть тип мужчин ( женщин), который я не выношу
Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем
4) Считаю, что на грубость надо отвечать тем же
Мне трудно скрыть, если человек чем-либо неприятен
Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем
Мне неприятны самоуверенные люди
Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или
нервного человека, который толкается в транспорте
5) Я имею привычку поучать окружающих
Невоспитанные люди возмущают меня
Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо
Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания
Я люблю командовать близкими
6) Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в
городском транспорте или в магазинах
Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто
пытка
Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией,
то обычно это раздражает меня
Я проявляю нетерпение, когда мне возражают
Меня раздражает, если партнер делает что-то по своему, не так как
мне этого хочется
7) Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам
Меня часто упрекают в ворчливости
Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю
Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки
Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, то я на
него тем не менее обижусь
8) Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку
Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном
случае рассказывают о своих болезнях
Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает
жаловаться на свою семейную жизнь
Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)
Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных и друзей
9) Обычно мне трудно идти на уступки партнерам
Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер
Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной
работе
Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми
Обычно я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что
партнер прав
Максимальное количество балов в данном тесте составляло 135. Чем выше
количество балов тем личность нетерпимее к окружающим и наоборот чем ниже
тем человек терпимее относится ко многим типам партнеров, во многих
ситуациях, т.е. толерантнее.
Результаты самооценки коммуникативной толерантности приведены в
таблице 1.
Таблица 1
|С высшим образованием |10 |64,2 |
|Со средним образованием|5 |74,4 |
|Инженерно-технические |6 |66 |
|рабочие | | |
|Рабочие и безработные |9 |67 |
|Мужчины |9 |67,1 |
|Женщины |6 |66,7 |
Из таблицы мы видим, что у группы людей имеющих высшее образование на
10 (б) (используя опросник) толерантность выше, чем у группы людей
имеющих среднее образование.
Составим график отношений толерантности к возрасту опрашиваемых.
[pic]
- Линия тренда (линейная аппроксимация и сглаживание)
Линия тренда (аппроксимации) на графике показывает, что у людей более
старшего возраста толерантность ниже, чем у людей более молодого возраста.
2.2 Влияние психологических факторов на коммуникативную толерантность
Все у той же группы опрашиваемых были проведены следующие тесты:
а) определение социальной креативности личности.
Назначение методики:
Данная методика с помощью самооценки поведения в нестандартных
ситуациях жизнедеятельности позволяет определить уровень социальной
креативности.
На основе суммарного числа баллов набранных испытуемыми определяем
уровень их творческого потенциала.
Результаты опроса приведены в таблице 3
Таблица 3
|№ |Ф.И.О. |Пол |возра|образ|Место |Сумма |Уровни |
|п/п| | |ст |овани|работы/учебы |баллов |социальной |
| | | | |е | | |креативности |
|1 |Зайцева |Ж |30 |В |КГРЭС |124 |Выше среднего|
| | | | | |управление | | |
|2 |Заплатина |Ж |24 |В |Безработная |51 |Низкий |
|3 |Иванов |М |27 |Н. В |КГРЭС рабочий |130 |Высокий |
|4 |Кукушкина |Ж |25 |Ср. т|Муз. Школа |92 |Средний |
| | | | | |хореограф | | |
|5 |Крутова |Ж |31 |В |Ср. школа |87 |Средний |
| | | | | |учитель | | |
|6 |Крутов |М |32 |Ср |КГРЭС рабочий |145 |Очень высокий|
|7 |Лайд |М |53 |Ср. т|КГРЭС рабочий |119 |Выше среднего|
|8 |Пименов |М |38 |В |Журналист |103 |Чуть выше |
| | | | | | | |среднего |
|9 |Поздеев |М |45 |В |КГРЭС рабочий |91 |Средний |
|10 |Сивяков |М |25 |В |Администратор |111 |Чуть выше |
| | | | | |сети | |среднего |
|11 |Сивякова |Ж |24 |В |Без работная |86 |Средний |
|12 |Стулова |Ж |29 |В |КГРЭС |114 |Чуть выше |
Страницы: 1, 2
|